Эти данные исследований были озвучены на сегодняшнем семинаре для медицинских сестер, посвященном современным технологиям защиты персонала от гемоконтактных инфекций.
Самый распространенный способ инфицирования медсестер - повреждение кожи использованной иглой и, соответственно, попадание крови пациента на кожу и слизистые. Уколоться шприцем очень легко, учитывая допотопные способы взятия венозной крови самотеком или шприцем. Кроме того, «ручная» разборка шприцев и утилизация игл практикуются почти в 95% медицинских учреждениях страны, а именно эти процессы и представляют наибольший риск случайного укола и последующего заражения гемоконтактной инфекцией.
На семинаре были предложены основные меры, необходимые для защиты медперсонала при работе с кровью:
- Уменьшение количества острых предметов, используемых при оказании медицинской помощи в условиях стационара;
- Отказ от практики проведения внутривенных инфузий с помощью полых игл, переход на использование внутривенных катетеров;
- Использование так называемых «устройств безыгольного доступа» – специальных клапанов, позволяющих присоединять шприц или инфузионную линию без использования иглы;
- Использование безопасных внутривенных катетеров, обеспечивающих не только защиту от случайного ранения иглой-проводником, но и от попадания крови на кожу или слизистые оболочки медицинского персонала;
- Обеспечение медицинских работников безопасными закрытыми системами взятия крови, а также иглами, которые могут быть инактивированы после использования;
- Предоставление в достаточном количестве индивидуальных средств защиты, позволяющих избежать прямого контакта с кровью.
Как считает Татьяна Глазкова, главный специалист по управлению сестринской деятельностью Ленинградской области, защитить медсестер от инфицирования можно только изменив отношение руководителей лечебных учреждений к обеспечению их безопасности, которым она кажется делом второстепенным, и самих медработников, которые часто недооценивают степень риска заражения.
(Что предлагает Ассоциация медицинских сестер России для защиты коллег, читайте здесь)
Справка
По результатам разных международных исследований, при использовании современных безопасных медицинских инструментов частота случайных уколов сокращается на 70-90%. Основываясь на этих данных в 2000 году в США впервые в мире был принят специальный федеральный закон, обязывающий медицинские учреждения обеспечивать доступ своим сотрудникам к безопасным медицинским устройствам и сейчас все лечебные учреждения в США обязаны использовать только безопасные инструменты, которые способны инактивировать иглу после использования, а также устройства, предотвращающие разбрызгивание крови после извлечения иглы. С мая 2013 года действует директива Евросоюза, одной из целей которой является предотвращение возможных повреждений у медицинских работников колюще-режущими инструментами (в том числе и иглами для забора крови).
В России Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» прямо обязывает медицинские организации проводить мероприятия по снижению риска травматизма и профессиональных заболеваний, внедрять безопасные методы сбора медицинских отходов и обеспечивать защиту от травмирования элементами медицинских изделий. Санитарные нормы и правила год назад были дополнены Методическими рекомендациями по обеспечению и поддержанию периферического венозного доступа, основанными на доказательной медицине. Сейчас разрабатывается отечественный технический регламент колюще-режущих медицинских изделий.