- Алексей Александрович, с чего вдруг возникла необходимость ежедневной оценки работы сотрудников Городской станции скорой помощи? Почему и на основании чего они должны друг друга оценивать?
- По новому законодательству критерии эффективности здравоохранения должны быть определены для всех уровней: мы готовимся к переходу на эффективные контракты и к увеличению зарплаты в соответствии с указом президента.
В рамках одноканального финансирования нам были выделены дополнительные деньги, и мы приняли решение направить их на стимулирующие выплаты. Конечно, можно было бы раздать всем по 2,5 тысячи и не беспокоиться. Но было принято решение увязать выплату премий с качеством работы. Мы привлекли заведующих подстанциями, профсоюзы и разработали Временное положение о премировании работников ГССМП, которое вступило в силу с 1 мая 2013 года.
- А стоит ли этот труд тех размеров премий, которые вы предполагаете выплачивать?
- У нас есть опасение, что если финансирование сократится и на каждого в среднем получится сумма в 200-300 рублей, то окажется, что мы выполнили бессмысленную работу. Мы проводили опросы среди работников подстанции, спрашивали: «Какая ежемесячная премия, на их взгляд, весома?» Они называли сумму около 5 тысяч рублей. Если у нас будет возможность выплачивать премию около 5-7 тысяч, тогда эта система будет работать и она будет эффективна.
- Существует ли какая-то формула расчета премии?
- Постоянная, базовая часть зарплаты зависит от образования (врач, фельдшер). Вторая — от количественного показателя (работает он на 1 ставку или на 1,5), плюс — среднесуточная нагрузка — общее количество выполненных вызовов. Третья — от качества их выполнения. Причем третья в свою очередь теперь будет складываться из двух частей. Первая – традиционная: контроль качества практических навыков каждого сотрудника, по результатам которого он получает определенный коэффициент для надбавки на год. Вторая — премия, начислять которую будут ежемесячно. А расчет ее проводится, исходя из соответствия критериям, установленных «Временным положением…»: выполнение критериев — плюс определенное число баллов, невыполнение — минус.
- Как и кто оценивает качество работы старшего в бригаде, ставит плюсы и минусы?
- Оценка простая и складывается из ответов на вопрос: «Что мы хотим получить?». Пациенты хотят, чтобы бригада «Скорой помощи» приезжала быстро, вела себя корректно, а помощь оказывала качественно. Я, как работодатель, хочу, чтобы профессиональные показатели качества помощи, оперативная работа и оформление документов соответствовали требованиям. Ничего сверхъестественного.
Качество работы старшего в бригаде (фельдшерской или врачебной) складывается из суммы показателей, а оценивать ее должны заведующие подстанциями.
Показатели — критерии качества представляют собой таблицу, в которой все понятно расписано. Среди них и такой сложный для оценки критерий, как «количество расхождений диагнозов "Скорой помощи" и приемного отделения стационара». Сложный потому, что мы поздно получаем ответ из стационара, но это важный показатель. Для получения высшей оценки допускается максимальный объем расхождений диагнозов в 5%.
Учитывается количество обоснованных отказов в госпитализации пациентов, доставленных в стационары, норма — 20% отказов в месяц: если этот процент меньше 20 – коэффициент увеличивается, больше – уменьшается. То есть, это не значит, что совершив одну ошибку, старший лишается премии за месяц, все зависит от числа этих ошибок.
Но есть и такие критерии, по которым норма «минусов» — ноль. Например, количество случаев необоснованного неиспользования федеральных стандартов или региональных алгоритмов действия. Потому что если есть алгоритм действий врача, обязательный для выполнения на догоспитальном этапе, а он его игнорирует, это может быть чревато последствиями для пациента. Но речь идет только о необоснованном неиспользовании: алгоритм одинаков для всех, а в силу индивидуальных особенностей он может быть неприменим. Скажем, у пациента аллергия на какой-то препарат.
Что касается выездов на сердечно-сосудистую патологию, то здесь, кроме качества оказания помощи, один из основных критериев – скорость доставки в стационар. В случае задержки медицинской эвакуации необходимо сделать запись в карте вызова, которая доказывает, что бригада приложила все силы, чтобы довезти пациента в стационар вовремя. Например, сообщила в оперативный отдел о пробке, оперативный отдел подсказал другие маршруты или связался с ГАИ, но пробку перепрыгнуть не удалось.
Количество необоснованных задержек на вызове, неверно оформленная документация – минус, выполнение вызовов более высокой категории сложности, скажем, для фельдшерской бригады, и оказание при этом качественной помощи – плюс для общего коэффициента качества.
- Петербургские пробки – самая большая проблема при выполнении требований о скорости доезда до пациента или его доставки в стационар. Почему этот показатель входит в критерии оценки качества работы врачей, если от них не зависит?
- Нормативное время доезда до пациента с момента вызова – менее 20 минут. Понятно, что выполнить эту норму проблематично, но мы ставим задачу – в 85% случаев доезжать до пациента менее чем за 20 минут с момента принятия вызова. Да, в большей степени это зависит от водителя «Скорой», участников дорожного движения, в том числе пешеходов, которые переходят проезжую часть, где хотят и когда хотят. Поэтому, чтобы уложиться в нормативы, отводится одна минута на выход, и одна — на выезд бригады. Остальное – время в пути.
- Кто и как оценивает водителя?
- Старший в бригаде ставит ему в конце дежурства коэффициент от 0 до 5. Несмотря на то, что водитель — работник Автобазы скорой и неотложной помощи, от него очень многое зависит в бригаде. Часто можно слышать: «Этот хороший водитель, а с этим — плохо работать». Мы приняли решение: старший по бригаде будет оценивать его работу, а мы передаем эту информацию на автобазу. Возможно, на основе оценок автобаза сама разработает свои критерии качества.
Пока старший будет оценивать его работу субъективно. Для него важно умение водителя найти оптимальный маршрут, знание города, помощь водителя бригаде во время загрузки пациента и доставки в стационар. Прописать эти критерии невозможно, старший по бригаде должен выбрать их сам, потому что он отвечает за работу всей бригады и по ее результатам получает свой коэффициент качества.
- Использование звукового сигнала тоже будет оцениваться? Водители не любят его включать. Кому хочется слышать в свой адрес нелицеприятные выражения от стоящих рядом в пробке автомобилистов?
- «Скорая» на обед или на заправку с сиреной не ездит. Ей надо приехать к пациенту и довезти его как можно раньше в стационар: чем быстрее это произойдет при инсульте или инфаркте, тем больше шансов сохранить жизнь и здоровье пациента. В Европе для таких ситуаций есть вертолеты. У нас их нет, а если машина будет тихо стоять в пробке с мигалкой, возможности выбраться из нее не будет – впереди стоящие машины мигалку не видят. Услышав сирену, водители сделают все, чтобы избавиться от этого раздражителя. Заедут на тротуар, лишь бы пропустить «Скорую», так происходит во всем мире.
- Как оценить старшего, понятно – по общим результатам работы, а как оценить качество работы второго члена бригады – фельдшера?
- У нас всегда была с этим проблема, потому что помощник несет ответственность только за то, что сделал, инъекцию, например. Заведующий не может знать, хорошо ли он это делает, или укол вынужден делать старший по бригаде. Вот он-то как раз и может оценить работу своего подчиненного – для этого установлен коэффициент качества от 0 до 1. Мы предоставляем ему это право, несмотря на то, что это очень субъективная оценка.
- Если бригада по оценке заведующего подстанцией отработала хорошо и получила высший коэффициент качества, а при этом старшему — врачу — приходилось делать инъекции пациенту самому и выполнять функции штурмана для водителя, он получает поощрение?
- Если у помощника и у водителя коэффициент 0, они не получают премию вообще, старший получает в соответствии с коэффициентом, установленным руководителем подстанции.
- С нового года увеличился бумагооборот, появились новые требования по оформлению документов, а это отнимает время у врачей. Расчет коэффициента тоже отнимает много времени?
- Для заведующего подстанцией — много. Мы готовим компьютерную программу, чтобы облегчить эту работу, но пока приходится делать ее вручную. Для старшего в бригаде – это заполнение формы приложения 1.1, в ней появились два дополнительных пункта.
У нас есть идеи, как наладить электронный документооборот: надо обеспечить старших в бригаде планшетниками. Могу предсказать, что недовольные тоже будут, потому что заполненный в электронном виде документ надо распечатать и поставить свою подпись. Но поскольку от этого не уйти, планшетники все-таки облегчат работу: заполнил, распечатал, расписался. Работа в системе ОМС требует точности в медицинском оформлении документации, почерк у врачей известный, а все данные (полис, паспорт, место жительства) надо будет передавать регулярно. И юридические документы надо будет заполнять очень точно, иначе страховые медицинские компании просто не оплатят выполненную работу.
- Оценка качества и премии распространяются только на выездные бригады?
- Нет, по заданным критериям оценивается работа всех подразделений «Скорой», чтобы появилась общая заинтересованность в конечном результате — оказании качественной своевременной помощи пациенту. Оценивается все: среднесуточная нагрузка на подстанцию, выполнение алгоритмов приема вызова, направление в стационар, работа врача-консультанта и так далее.
Может, не все это относится к здравоохранению, но это единый технологический процесс, из которого складывается качество помощи для пациента: от его обращения в «03» до доставки в стационар.
В сентябре планируем проанализировать эффективность этой системы оценки и поощрений.
- Правильно ли, что количественный показатель тоже стал критерием качества для расчета премии? Ведь если врач берет больше дежурств, он от усталости с ног валится. Получается, что за количество ему коэффициент повышают, а за качество снижают, сальдо – ноль.
- У вас есть альтернатива? У меня нет. Либо к пациенту в критической ситуации приедет врач, который работает не семь, а 10 суток, либо никто не приедет. Слишком велик дефицит кадров, поэтому я заинтересован в том, чтобы сотрудники брали дополнительные дежурства и хочу заинтересовать в этом их самих. А если человек много и хорошо работает, он должен получать премию больше, чем тот, кто работает хорошо, но мало.
Что касается ухудшения качества из-за усталости, то пациенту все равно, отчего он получает неэффективную помощь, поэтому, независимо от причины, она и оценивается как некачественная.
Мы все до копейки направляем на выплаты сотрудникам, чтобы привлечь кадры и заинтересовать их в дополнительной работе. Сегодня говорят о том, что зарплата врача «Скорой помощи» в Петербурге выше, чем средняя по отрасли. Но она выросла только за счет того, что стимулирующие выплаты распространили на все часы, а не только на оклад, и сотрудники берут дополнительные дежурства. Врачи и фельдшеры работают чаще всего на 1,25 – 1,5 ставки. Служба только на 65% укомплектована кадрами, учитывая совмещение – 78 % ставок закрыты. И поводов для оптимизма мало: в специализированных бригадах средний возраст специалиста 53 года. Кстати, мы говорим о том, что надо привлекать молодежь, а учить ее некому, поэтому в критериях, повышающих «премиальный» коэффициент, есть наставничество.
- Все равно, получается, что одна рука дает, другая – забирает. Почему с нового года перестали оплачивать переработку врачам?
- В связи с переходом в систему ОМС у нас принят годовой учет рабочего дня. Все часы подсчитываются по итогам года. Как и все медицинские учреждения, работающие в ОМС, мы получаем 1/12 от запланированного на год финансирования. Если бы мы оплачивали переработку сразу, нам уже в феврале не хватило бы денег на зарплату. Если по итогам года у сотрудника будет переработка, он получит за нее деньги.
- Может быть, молодежь не идет в «Скорую», потому что ее зарплата не удовлетворяет?
– После вуза у начинающего врача оклад 17500 рублей плюс 5 тысяч надбавка. Максимальная сумма (без учета налогов) – 22500. Ночные дежурства в среднем на один оклад составляют – 4,5-5 тысяч, плюс, если захочет - дополнительные дежурства. Для врача, которого еще надо учить, это нормальная зарплата. А у работников с большим стажем она достигает 50– 60 тысяч, конечно, минус налоги. Другое дело, что и этот заработок не соответствует моральным и физическим нагрузкам. Что бы ни говорили, у работы на «Скорой» при поликлинике и у нас на ГССМП - риски разные. Да, выезжать в места проживания бывает рискованно, но идти по железнодорожной ветке 1,5 км среди ночи и искать пострадавшего, опускаться подвалы, подниматься на чердаки и крыши – куда больший риск.
Сегодня специалистов в службу надо привлекать и другими средствами. Это может быть расширенный социальный пакет, предоставления жилья, и конечно же повышение заработной платы.
- Часто звучат предложения обеспечить сотрудников «Скорой» электрошокерами или пневматическим оружием.
- Врача всю жизнь учили спасать людей, а теперь он будет учиться в них стрелять? Врач не должен защищаться сам, его должно защищать государство. Надо вносить изменения в законодательство РФ - ужесточить наказание за угрозы физической расправы и нападения на бригады. Не нападают же на сотрудников МЧС или полиции – они защищены законом, противоправные действия против них – уголовно наказуемые деяния.
© ДокторПитер