Главный детский психиатр Петербурга: «Порка детей — бессмысленное занятие»

08:00, 17.12.2012 / Верcия для печати / 6 комментариев

На вопросы родителей – читателей «Доктора Питера», обеспокоенных психическим состоянием здоровья своих детей, отвечает главный детский психиатр Петербурга, заместитель главного врача центра восстановительного лечения «Детская психиатрия», профессор Людмила Рубина.

Главный детский психиатр Петербурга: «Порка детей — бессмысленное занятие»

За годы становления детской психиатрической службы в Петербурге изменились дети и изменились проблемы, с которыми они обращаются к специалистам — психологам, психиатрам. Как уберечь ребенка от взрослых преступников? Что делать, если ребенок признает только одного собеседника — компьютер? Прежде чем Людмила Павловна Рубина ответила на вопросы читателей, «Доктор Питер» попросил ответить на несколько дополнительных вопросов.

- Людмила Павловна, больше всего пугает сегодня рост числа детских суицидов. Что делать взрослым, чтобы не допустить трагедии?

- Прежде всего, надо быть для ребенка близким человеком. Это значит, надо уметь замечать изменения в его поведении: стал более замкнутым, часто в плохом настроении, поверхностно относится к учебе, охладел к прежде любимым занятиям, застывает в одной позе, девочка может часто плакать украдкой…

Если ребенок, особенно в сложном подростковом периоде, старается укрыться от вас, разговаривая по телефону, делайте вид, что этого не замечаете, но слушайте, о чем он говорит и с кем. Вы узнаете, кому, почему звонит и в какой помощи он нуждается. И конечно, следите за окружением. Если оно «разухабистое», опасайтесь его: последствия общения со сложными сверстниками — пробы алкоголя, наркотиков, непозволительных развлечений и другого рискованного поведения. А это тоже может привести к решению расстаться с жизнью.

Главное, развивайте у ребенка чувство собственного достоинства, подчеркивайте его достижения. Причем не просто говорите: «Ты золотой и самый лучший», а хвалите за выполненное им конкретное дело. Будто бы вы и не его хвалите, а то, на что он способен. Тут нужна золотая середина – важно не довести ситуацию до перфекционизма, когда любая неудача способна подорвать у ребенка веру в себя.

В любом случае, если вы замечаете в настроении и поведении ребенка что-то неладное, надо обратиться к профессиональному психологу. Он оговорит ряд ситуаций, подскажет, как поступать в том или ином случае.

- Один из способов получения консультации психолога — бесплатный звонок по телефону 8-800-2000-122. Достаточно ли такого общения в кризисной ситуации?

- В качестве службы экстренной помощи телефон доверия для детей, подростков и их родителей очень нужен и полезен. Но когда экстренная помощь получена, стоит все-таки прийти к специалисту на очную консультацию. Что касается лично меня, то я не люблю разговоры по телефону, потому что родителям надо смотреть в глаза. Им свойственно что-то скрывать, завышать оценку своих детей, когда этого делать не надо. А мне нужно, чтобы они говорили правду - я сама сделаю вывод, что важно, а что второстепенно. Следует помнить, что профессиональный детский психиатр или психолог никогда не обидит ребенка, даже если он совершил неприглядные действия в семье, в школе, где угодно. Потому что всегда есть причина, по которой он это сделал. Значит, он оказался в трудной ситуации и не просит о помощи. А мама должна рассказать правду, если хочет ему помочь.

(Куда еще подростку можно обратиться в сложной ситуации, читайте здесь)

- Как попасть на прием к специалисту в Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия»?

- Если в службу обращается родитель, он сразу может на прием и не попасть — его запишут на удобное для него ближайшее время, если в день обращения попасть к специалисту невозможно. Ребенка принимают сразу. Если он пришел сам, значит, точно нуждается в помощи, и нам надо его удержать, чтобы помочь. Вся помощь в центре – психиатрическая, психологическая, логопедическая – оказывается бесплатно. Обратиться к специалисту можно и по месту жительства — в межрайонные отделения детской психиатрии. Это самостоятельные подразделения в структуре городской психиатрической службы и не имеют никакого отношения к взрослым психдиспансерам — детство давно из них выведено, чтобы дети и родители не чувствовали якобы имеющуюся перспективу и не получали дополнительных психических травм – там ведь в основном лечатся хронические больные. А детские межрайонные отделения расположены либо в детских поликлиниках, либо в отдельных помещениях обычных жилых домов.

- Все же родителям, наверное, проще получать консультацию по телефону? Многие боятся пресловутого учета, который может в будущем ограничить повзрослевших детей в выборе профессии, в других правах.

- Никакого учета у нас нет, его придумали те, кто необоснованно боится, как они говорят, «клейма на всю жизнь». Есть рекомендованное наблюдение за детьми на определенный промежуток времени, если по состоянию здоровья ребенок в нем нуждается. Это значит, что ребенок должен в определенное время посещать психиатра, психолога или психотерапевта для корректирующих занятий.

Но если мы боимся, что может произойти нечто, независящее от ребенка, а определяющееся его психическим состоянием, тогда мы говорим родителям: «Хотите вы или нет, должны приводить регулярно ребенка к психиатру на лечение обязательно. Потому что если с ним что-то случится, виноваты в этом будете вы». Родителям в таких случаях предлагаем подписать информированное согласие на лечение, наблюдение и на все мероприятия, которые мы сочтем нужными, в период наблюдения.

Если у ребенка хроническое рецидивирующее заболевание, то он должен быть под наблюдением, чтобы не пропустить момент очередного обострения заболевания, в котором он может совершить противоправные действия сам или в отношении него могут быть совершены противоправные действия, обострения, при котором он может навредить своему здоровью и здоровью окружающих.

Параллельно мы работаем с родителями, чтобы научить их правильно общаться с ребенком, строить его день с учетом занятости и отдыха, чтобы добиться нормальной социализации.

Мальчиков держим долго под наблюдением, потому что перед ними – военная служба, на которую в силу состояния психического здоровья они не должны попасть, иначе может случиться непоправимое. Наша задача – добиться того, чтобы не спровоцировать обострение болезни во время службы в армии. Потому что ребенок с психиатрическим диагнозом может спокойно жить и работать в обществе, а на военной службе в условиях непосильных для него нагрузок это зачастую невозможно.

Главный детский психиатр Людмила Рубина ответила на вопросы читателей «Доктора Питера»:

Люся, 4 декабря 2012 г. 01:28
Людмила Павловна, добрый день. Недавно заметила у сына-подростка (ему 13) следы как будто от порезов на руке (не на запястье, а выше, и не вдоль вен, а просто поперек). Причем следы ровные, как будто сделаны бритвой. Руку прячет, я не стала спрашивать, чтоб не напугать. Мне страшно, это тревожный сигнал? Говорит ли это о стремлении к суициду? Или это желание сделать себе больно или как-то выделиться перед одноклассниками? Помогите разобраться, пожалуйста. (Семья полная, отношения у нас хорошие).

- Это действительно тревожный сигнал, который говорит о том, что у ребенка были либо попытки суицида, либо какие-то другие проблемы. Потому советую вам прийти в кризисную службу на Чапыгина, 13, чтобы разобраться, как вести себя с сыном и что предпринять, чтобы не случилось непоправимое. Если у вас с ребенком доверительные отношения, придите вместе с ним на консультацию с психологом. Он поможет либо решить эту проблему, либо определиться с диагнозом: суицидальные попытки могут быть сигналом как психиатрических нарушений, так и психологической травмы. И в том, и в другом случае помощь специалиста необходима.

Вы можете прийти либо до Нового года, либо на зимних каникулах – кризисная служба будет работать в обычном режиме: круглосуточно.

мама тани, 4 декабря 2012 г. 16:56
Здравствуйте, доктор! Дочь (14 лет) немного полновата, у нас все в семье имеют лишний вес. Но последнее время стала замечать, что она отказывается от пищи, говорит, что не голодна, уходит, когда мы едим семьей. Я боюсь, как бы она не ударилась в
анорексички, потому что, сколько она весит на самом деле, я не знаю, одежду носит свободную. Как заподозрить неладное?

- Найдите повод, чтобы сходить вместе с ребенком в обычную поликлинику. Ее осмотрят, взвесят и скажут, насколько ее вес превышает (и превышает ли?) возрастную норму в соответствии с остальными физическими параметрами. Или, наоборот, она переусердствует в стремлении сбросить лишний вес.
Но вообще-то свободная одежда и отказ от еды – повод заподозрить и нечто иное, кроме желания похудеть. И это тоже надо бы исключить.

Василина Т., 5 декабря 2012 г. 17:48
Здравствуйте! Ребенок просто не отлипает от компьютера, играет в него в любое свободное время, и даже все прочие дела забросил. Друзья приходят - они тоже играют. Стал раздражительным, если нет интернета, просто сам не свой, ходит злой. Очень боюсь, что это перерастет во что-то плохое. Помогите, пожалуйста, как постепенно научиться переключать его внимание, с чего начать?

- Компьютерные игры могут превратиться в навязчивую идею, привыкание, если еще не превратилось. Самостоятельно справиться с такой зависимостью родителям трудно, а может, уже и невозможно. Поэтому начать решать эту проблему нужно с посещения психолога, пусть сначала только родителями. Он посоветует, на что лучше среагирует ребенок, когда ему будут объяснять, насколько это вредная привычка. Но опять же, если отношения в семье доверительные, то чтобы не терять время, лучше приходить на прием сразу с ребенком.

Ирина, 5 декабря 2012 г. 18:32
Здравствуйте, Людмила Павловна! Подскажите, есть ли смысл обращаться к психиатру или достаточно консультации детского психолога в такой ситуации. У меня есть племянницы - близнецы, возраст 6 лет. Занимаются очень серьезно гимнастикой. Их серьезно ограничивают в еде, поскольку нельзя поправляться, они много занимаются и тратят много физических сил. При этом, возвращаясь домой с тяжелых тренировок, они остаются чрезвычайно подвижными, можно сказать, неуправляемыми, постоянно кривляются и балуются. Родители, да и никто вообще для них не авторитет - никого не слушают. Не является ли такая возбудимость детей патологической и что с ними нужно делать?

- Во-первых, надо показать их психологу. Возможно, гипервозбудимость - результат нагрузок во время тренировок: от физического и эмоционального перенапряжения они еще длительное время остаются возбужденными. Если это так, то родителям надо четко регламентировать занятия и отдых детей.
Во-вторых, возможно, причина - в жестком ограничении в еде – для формирующегося, растущего организма, да еще и имеющего большие физические нагрузки, должно выдерживаться не только количество калорий, но и объемы поступающих питательных веществ, необходимых для полноценного формирования органов и систем. Все это должен знать спортивный врач спортшколы, в которой они занимаются. Обязательно нужно показать ему детей, рассказать об их поведении, он должен осмотреть девочек, поговорить с ними и сделать выводы о том, что им полезно, а что вредно.

Николай Васильевич, 6 декабря 2012 г. 01:14
Людмила Павловна, как вы относитесь к телесным наказаниям для ребенка? Я имею в виду порку ремнем или рукой. Ведь это исторически даже как-то сложившаяся форма наказания, но в европейских странах некоторые к этому, как к дикости относятся, а я читал исследование, что это часто формирует в ребенке глубокую обиду, порождающую еще большую негативную реакцию. И, вообще, порка - проявление слабого родителя. Что показывает ваш опыт?

- Я не советую родителям пороть детей, потому что считаю, что любая порка – нанесение оскорбления и психологической травмы ребенку. Если вас действительно беспокоят методы воспитания, придите к нашему психологу (прием бесплатный), он объяснит, почему пороть ребенка бессмысленно. Порка у ребенка вызывает реакцию отторжения, контакта с ее помощью точно не установишь. Более того, скорее, потеряются те крючочки, за которые еще можно зацепиться, если отношения портятся. И проступки останутся прежними, а то и еще больше усугубятся, но совершать их будет ребенок тайно. Ребенка и его достоинство надо уважать и поддерживать. Опираясь на его достижения и положительные поступки, надо аккуратно подходить к обсуждению тех просчетов, которые он совершает. Он должен понимать, почему его поведение вызывает у окружающих неприятие, и знать, что существуют нормы поведения, которые определяют не мама с папой, а общество.   

наташа, 7 декабря 2012 г. 02:33
Людмила Павловна, здравствуйте. Не знаю, к вам ли этот вопрос... Подскажите, насколько можно развить способности ребенка с синдромом Дауна? Читала книгу писательницы, столкнувшейся с таким диагнозом своего ребенка. Она пишет, что занимаясь с ребенком, смогла добиться того, что он получил среднее образование, работает садовником, знает несколько языков. То есть он полностью социализирован. Скажите, это возможно? И можно ли добиться этого самостоятельными кропотливыми занятиями с ребенком или нужен специалист? Спасибо вам!

- С любым ребенком нужно заниматься, он обязательно даст динамику в развитии. Да, она будет ограничена настолько, насколько ограничены возможности ребенка, зависящие от степени поражения интеллекта, нарушения когнитивных функций. Если с ним упорно заниматься, он усвоит тот объем знаний, который ему дают и те навыки, которым его хотят обучить. Важно помнить, что это обучение должно быть дозированным – на такого ребенка нельзя обрушивать большой объем занятий. Прежде чем к ним приступить, лучше бы встретиться с хорошим психиатром, который умеет сопереживать и понимает, о чем идет речь. Специалист вместе с мамой должен определить, что можно дать такому ребенку, не заваливая его невозможными нагрузками, способными вызвать отторжение. Ведь если такой ребенок не сможет справляться с тем, что ему не по силам, это понизит его самооценку, а она для него очень важна.

Учитывая, что у таких детей обычно слабые мышцы, плохая осанка, надо обязательно заниматься физкультурой и массажем. А программу физической нагрузки должен составить маме спортивный врач. Обращаться к педиатру за такой помощью бессмысленно. Как правило, они о болезни Дауна знают только то, что написано в учебнике психиатрии: «Все плохо». А это не так. Плохо у тех детей, чьи родители ленятся и не уделяют должного внимания их здоровью. Неленивые родители могут добиться многого. Однажды, еще в советские времена, когда все были уверены, что болезнь Дауна это приговор, и людям с таким диагнозом жизни отмеряно считанные годы, я увидела в трамвае молодого человека с болезнью Дауна. Болезнь была написана у него на лице – к тому времени у меня был большой опыт, чтобы распознать диагноз. Молодой человек в возрасте 22-23 лет был в морской форме, даже с лычками на погонах – подтянутый, высокий. Он вызвал у меня восхищение. А еще большие восхищения у меня вызвали его родители.

Я люблю работать с детьми с синдромом Дауна, это самые любимые мои пациенты, они очень контактные, очень добрые дети. Да, для родителей ребенок с синдромом Дауна – большая травма, но сам ребенок никакой трагедии в своем состоянии не видит, если его все любят, о нем заботятся. Неприятности начинаются, когда он попадает в детский коллектив. Дети жесткие, насмешливые. Ему становится тяжело, а чтобы с этим справиться и нужно его, как вы говорите, социализировать, то есть упорно заниматься с ним. Надо сделать все, чтобы болезнь не бросалась в глаза.

Придите к любому детскому психиатру, чтобы задать интересующие вас вопросы, можно к нам, на Чапыгина, 13, в 1-е консультативное отделение, там работают прекрасные специалисты. Можно и прямо ко мне, в кризисное отделение.

ciklon, 8 декабря 2012 г. 23:07
Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с изнасилованием подростка в вашем центре. Спасибо.
http://www.gazeta.spb.ru/910160-0/print/

- Мы провели свое расследование и сделали вывод, что изнасилования в центре не было. Но мы не следователи, мы врачи. Честь мундира мы защищать не собираемся.

Если такое и могло произойти, то только из-за халатности отдельных сотрудников. В этом разбираются соответствующие службы: заведено уголовное дело, но заключения мы еще не видели и оно еще не передано в суд.  

Анна, 9 декабря 2012 г. 23:24
Здравствуйте, Людмила Павловна. Моей дочке 8 лет. Девочка сообразительная, умная, читающая, любит стихи, играет на фортепиано, НО!
Гипервозбудимость нам поставили еще в роддоме. Назначили лечение «Магне B6» и что-то еще, сейчас уже не вспомню. Но признаков возбудимости я почти никогда не замечала. Со второго месяца жизни дочь никогда не просыпалась ночью, спала по 10-12 часов. Я даже к врачам обратилась, но мне сказали, что я попадаю в 1% тех счастливых мам, у которых дети спят ночью. В садике всегда хорошо спала днем, нормально ложилась вечером. Но с 6 лет началось что-то невыносимое. Первые 2-3 часа после пробуждения это золотой ребенок: спокойная, аккуратная, веселая, всегда предлагает свою помощь, смеемся, общаемся, строим планы. Но чем ближе к вечеру, тем хуже ей становится. Прямо с порога куртка летит в один угол коридора, рюкзак в другой. Переодевание в домашнюю одежду занимает час (поиграть с кошкой, переложить куклу, полистать новый журнал). То же с уроками (их задают очень мало!!!). "Переодеться, покушать, сделать уроки" занимает около 4 часов. На все "Дашенька, давай... за уроки/чистить зубки/переодеваться...» ответ один: "Сейчас" и продолжает просто ничего не делать: листает журнал, звонит подружкам, играет с кошкой. Около 30 минут - уговоры почистить зубы. Еще полчаса, чтобы уложить в постель. Потом она ОБВИНЯЕТ меня в том, что у нее не осталось времени почитать книгу. Я объясняю, что она неразумно распорядилась своим временем после школы, но даю еще полчаса на чтение. Но даже выключая свет в 23.30, она засыпает не раньше 2.00.
Но самое страшное, что для того, чтобы уснуть, ей нужен скандал!!! Она хамит, провоцирует, делает то, что может (и она это знает) вывести меня из себя. Может бросить с размаха на пол школьную тетрадь, хлопнуть дверью так, что стекла в окнах звенят, сидит на полу и ревет (чаще всего, когда нужно потянуть время), кидает игрушки, бьет кулаками по шкафам. Спать ложится только тогда, когда она доводит меня до крика или до слез. В магазинах ведет себя отвратительно: громко просит, уговаривает (не требует) купить ей что-то. Не покупаешь - ревет в голос, никого не стесняясь. У нее всегда куча вопросов, на которые я могу, люблю и ХОЧУ отвечать, но она не дает договорить и задает вопрос на совершенно другую тему. Не собрана, невнимательна (это еще в садике воспитатели жаловались). В тетрадях всегда грязно: крупный, размашистый неаккуратный почерк. При этом всем она понимает, что ведет себя не правильно. Часто просит прощения (утром) и спрашивает: "Мама, ну почему я такая???"
То есть вечером она абсолютно не контролирует свою активность. Активна всегда. За последние пару лет не помню, чтобы она сама спать легла, потому что устала. Единственный признак усталости у нее - истерика и отрицание.
В нашей семье все интеллигентные и воспитанные люди, доктора мед. наук, профессора консерваторий, художники... Все очень уравновешенные, с философским мышлением))). Поэтому лично я исключаю негативное влияние социального окружения (семьи) на ее психику.
Психолог порекомендовал обратиться к психиатру.
Результат ЭЭГ - все в пределах нормы.
Ребенок несколько раз в месяц бывает на детских спектаклях, выставках, концертах. Телевизор дома есть, но я не помню, когда его последний раз включали. Смотрим на компьютере старые советские мультфильмы и кинофильмы. Дочь сама (!) записалась в библиотеку рядом с домом, берет там хорошие детские книги. Иногда читает после школы в читальном зале...
Самое главное, что не нужно быть специалистом, чтобы, наблюдая, увидеть - это не характер! Это какие-то болезненные вечерние (после 18.00) всплески в психике, от которых страдает не только мама, но и сам ребенок. Как физически, так и морально.
Простите, что написала такое длинное сообщение... Просто уже в отчаянии.
Посоветуйте, пожалуйста, что же нам делать?!

- Сначала – к психиатру, он даст рекомендации психологу, с которым вам следует поработать, на что обратить внимание. Судя по всему, ребенок у вас сильно загружен, поэтому в 1-е консультативное отделение вам, возможно, будет трудно попасть по времени. Тогда приходите в кризисное отделение на прием к любому врачу, мы работаем круглосуточно. Вашей девочкой обязательно надо заниматься. Это еще не характер. Это складывающийся характер. И сказать, отчего он складывается именно таким, сложно, может, это болезнь, может, воспитание, основанное на больших нагрузках. А врачи коллегиально смогут посоветовать, как быть, главное – уже не оттягивать время посещения.

Надежда, 10 декабря 2012 г. 01:25
Здравствуйте! Моему сыну 15 лет. Еще год назад это был примерный мальчик, учился в физико-математическом классе, занимался в спортивной и музыкальной школе. Учителя его хвалили, мы планировали, что он станет компьютерщиком, когда вырастет. А тут ни с того, ни с сего стал пропускать уроки, связался с дурной компанией каких-то стихоплетов-музыкантов-алкоголиков, пропадает неизвестно где. Говорит, что играет в какой-то молодежной группе, стихи пишет. Недавно заявил, что все точные науки ему осточертели, и что он хочет в гуманитарную школу. Нет, учителя, конечно, говорили, что он - гуманитарий, но не до такой же степени! Читала я его стихи - ничего выдающегося. Я ему так и сказала, и сказала, что так нельзя, и что у нас с ним совсем другие планы. Он закатил скандал, сказал, что я его не понимаю, и никогда не интересовалась, чем он живет на самом деле, хлопнул дверью и ушел из дома. Но его упреки беспочвенны - мы всегда с ним вместе гуляли, я всегда спрашивала, что у него в школе и завтракал ли он. Никакие мои увещевания до него не доходят. Дома он появляется редко, а если появляется, то злой. У него вообще в последнее время перепады настроения случаются. Что нам делать? Может быть, у него не все в порядке с психикой? Может быть, он употребляет наркотики? Может быть, его стоит показать психиатру? Как нам спастись с нашим мальчиком?

- Это замечательно, что у вас есть планы. Но они есть и у вашего сына. И если вы хотите, чтобы он чего-то в жизни достиг, уважайте его и его занятия. Вместе с сыном вам необходимо прийти на консультацию к специалисту, чтобы вы поняли, как себя вести, чтобы у ребенка не сформировалась психопатия, чтобы он не сломался, как личность, чтобы не сформировались патологические формы поведения.

Валентина Ивановна, 12 декабря 2012 г. 12:45
Людмила Павловна, добрый день! Наша семья очень рада возможности еще раз сказать Вам большое спасибо! Нашему сыну Петру уже 33 года, мы считаем Вас его крестной мамой – Вы очень помогли нам, тогда совсем еще молодым родителям. Восхищаемся Вами, желаем, прежде всего, здоровья, и конечно, бодрости, успехов, понимания и хорошего настроения Вам и дорогим Вам людям.
С большим уважением, семья Быстровых

- Спасибо за добрые и теплые слова, я очень рада, что у вас все хорошо. Желаю Петру и вам, его родителям, всего самого наилучшего. И поздравляю вас с наступающим Новым годом, пусть он будет по-настоящему добрым и успешным!

Мариша, 13 декабря 2012 г. 10:32
Добрый день, Людмила Павловна! Последнее время участились случаи пропажи и кражи детей – ребенок уходит с незнакомым человеком. Скажите, как научить ребенка распознавать преступные намерения взрослых? И как не впасть в крайность и не сделать ребенка необщительным и замкнутым при этом? Спасибо.

- Нельзя считать ребенка ребенком до 6 лет. Когда он пошел в школу, он остается ребенком. Нужно знать его, знать, чего он боится, чего – не боится, какие фильмы любит смотреть. Не надо прямо предупреждать. Почитайте ребенку сначала страшные сказки. Потом расскажите о том, что есть добрые люди и злые, и даже взрослым трудно определить, кто есть кто. Научите ребенка отказываться от общения с незнакомыми взрослыми людьми и говорить им «нет», отвечать на любые просьбы: «Я спрошу у мамы (папы), она здесь недалеко».

Есть одна страшная угроза, которую трудно предусмотреть. Дети очень любят животных. И если преступник использует собаку, обученную играть с ребенком и уводить его к хозяину, ребенок пойдет за ней. Поэтому не надо отпускать детей на улицу одних.

Ребенок не должен быть самостоятельным за пределами дома длительное время. Но в подростковом возрасте без этого уже не обойтись. Значит, родители должны всегда знать, куда пошел ребенок, должны познакомиться с детьми, с которыми он общается, иметь их номера телефонов. Надо установить предельно допустимое время для прогулок, он всегда должен знать, что в час икс должен быть дома, а если задерживается, должен позвонить. Ребенка всегда нужно встречать. Пока он идет по шумной людной улице, это не страшно, а когда подходит к парку, двору, подъезду, это уже опасно. Поэтому встречать его нужно там, где светло и где много людей.

Дети не любят, когда им в поучительном тоне говорят о теоретически возможной опасности, с которой ни он, ни его друзья никогда не встречались. Ребенок не считает ее серьезной и часто уверен, что родители преувеличивают ее масштабы. Чтобы не казаться голословным, покажите ему соответствующий фильм, почитайте книгу. Он задумается, почему, что и как происходит, а если у него богатое воображение, то опасность и преувеличивать не надо, оно само ему все нарисует. А между делом напомните: «И мы тебе об этом говорили, потому что очень любим тебя и не хотим, чтобы то же самое произошло с тобой. Ты научишься отличать, кто хороший, кто плохой, но со временем, а пока лучше, если мы тебя защитим».

Елена, 13 декабря 2012 г. 22:28
Вечер добрый, Людмила Павловна! Проблемы, схожие со многими родителями. Правда, я – бабушка и меня это очень волнует. Причина – компьютер. И старший, которому 14 лет, и младший 6,5 лет сидят за ним в любое время, свободное от школы и детского сада. Родители считают, что пусть лучше компьютер, чем улица. Но я волнуюсь об их здоровье. Засыпают поздно, младший – со слезами. Он мальчик легко возбудимый, какой-то дерганный, даже в движениях. Старшего не тронь – все нормально, а как с замечаниями и просьбами к нему – агрессия в ответ. Подскажите, как подступиться к ним? Как найти правильный выход?
Заранее, спасибо.

- У ребенка должны быть разносторонние интересы. Узкая заинтересованность, полное сосредоточение на одном занятии, поглощающем все свободное время и при этом агрессия на попытки вторжения в эти занятия говорят уже о навязчивой идее с тяжелым привыканием. От нее недалеко и до настоящей зависимости. Я настоятельно рекомендую вам (родителям) или всем вместе с детьми обратиться к психологу.

© Доктор Питер

Рубрики: Педиатрия, Психиатрия

6 комментариев Оставить комментарий

Лжёт госпожа Рубина! Лжёт нагло и бессовестно, потому что эта ложь даёт ей возможность преуспевать при власти, которой нужно превратить ВСЕХ детей страны в хищных и бесстыжих потребителей (а тем, кто не сможет таковыми стать, обеспечить возможность сдохнуть или сойти с ума).
http://censor.net.ua/forum/540961/nenakazannyyi_syn__bescheste_ottsu_quotv_starinu_deteyi_ne_tolko_shlepali_no_i_sekli_rozgamiquot_irina
28.09.10 23:58
«Ненаказанный сын – бесчестье отцу».
"В старину детей не только шлепали, но и секли розгами" /Ирина Медведева, Татьяна Шишова, детские психологи
1 июня 2010 года, в День защиты детей, официально стартовала кампания, направленная на отмену наказаний детей. Для тех, кто, как теперь выражаются, «в теме», это не было неожиданностью. Разведка боем началась заранее. В интернете была вывешена брошюра «Искоренение телесных наказаний у детей», изданная Советом Европы. Появилась она и в печатном виде на русском языке. Месяца за полтора до этого устроили телемост «Россия–Франция», целью которого было создать общественное мнение о недопустимости физического наказания в семье. Промывка мозгов в этом телемосте шла по двум основным направлениям: во-первых, внушалось, что ужасающий рост насилия в обществе есть прямое следствие того, что будущего насильника в детстве шлепали или ставили в угол, и, во-вторых, что ребенок точно такой же человек, как и взрослый, и потому родители не имеют никакого права его наказывать.

Первый тезис был, похоже, рассчитан на слабоумных, поскольку любой человек с нормальным интеллектом тут же может возразить, что в старину детей не только шлепали, но и секли розгами, а преступности (то есть насилия) было несопоставимо меньше. И сделает нехитрый вывод, что рост насилия в обществе обусловлен, наоборот, распущенностью, которая, в свою очередь, есть следствие безнаказанности.

Второй тезис выглядел несколько более казуистично, и его мнимую правоту удалось подтвердить, поставив в неловкое положение одну из статисток в телестудии. К ней подошла психолог, эксперт передачи, и задала вопрос, который можно считать модельным. Возможно, он теперь будет часто задаваться в аналогичных дискуссиях: «Мало ли чем мое поведение Вам не понравится! Вы же не будете меня бить?» Ошарашенная столь неожиданной постановкой вопроса женщина смущенно пролепетала: дескать, нет, конечно, не буду. «А почему тогда ребенка Вы можете отшлепать?» – наседала психолог. Такое логическое построение окончательно смутило вопрошаемую. Она была застигнута врасплох. Наши люди вообще склонны робеть от апломба, от напора, от наглой безапелляционности собеседника. Ведь не растеряйся она, можно было бы ответить примерно так: «Если Вы не видите разницы между моим маленьким сыном и собой, Вам, пожалуй, стоит проконсультироваться с врачом. Когда человек не различает своих и чужих, это довольно тревожный симптом. Сына я родила, кормила грудью, вытирала ему попку, вожу в детский сад. А Вас, мадам, я разве кормила грудью или сажала на горшок? Да и шлепать Вас уже поздновато. Хотя в детстве, может, и стоило бы».
Впрочем, ток-шоу изначально не предполагает честной дискуссии. Ну, а если кто-то искренне не понимает, зачем нужно наказывать детей, что ему ответить?
(Ирина Медведева, Татьяна Шишова)
_______________________________________________________________________________________________
Отрывок из статьи:
Заявляя, что существует неразрывная связь между причинением ребёнку «физических страданий» и вредом для ребёнка или общества, сторонники запрета порки детей, как правило, не приводят убедительных аргументов в поддержку этого вывода, представляя его широкой публике как некую очевидную истину («наука доказала…», «все известные учёные считают…» и т.п.). Те же из них, кто всё-таки утруждает себя ссылками на конкретные научные данные, обращаются, как правило, к исследованиям Мюррея Штрауса (первая такая работа опубликована им в 1994 г), Элизабет Гершофф (2004 г) и их последователей, утверждающих, что ТН формируют у детей низкую самооценку, ухудшают их психологическую адаптивность и взаимоотношения с родителями и представителями власти .
Однако пропагандисты «воспитания без насилия» сознательно замалчивают тот факт, что выводы М.Штрауса и Э.Гершофф не являются общепризнанными в научной среде. Одним из самых серьёзных оппонентов этих исследователей является доктор Роберт Е. Ларзелер, ассоциированный профессор психологии Оклахомского государственного университета, опубликовавший более 20 работ по вопросам семейного воспитания в психологических и педиатрических журналах и сборниках научных статей. В 2005 г д-р Ларзелер и Бретт Кун (Медицинский центр университета Небраски) опубликовали первый и наиболее полный на сегодняшний день мета-анализ научной литературы (изданной более чем за 50 лет) о результатах применения ТН к детям – в сравнении с альтернативными воспитательными стратегиями. Выводы Р.Е. Ларзелера и Б. Куна сводятся к утверждению, что влияние ТН на детей зависит от того, как они применяются. Порка влияла на детей в целом хуже, чем нефизические формы воздействия только в случаях, когда являлась основным (а не одним из нескольких или многих) методом воспитания. Результаты же неоднократного или регулярного использования ТН (как в «магнитогорском деле») оказались не хуже, чем результаты других стратегий, а при применении порки с целью излечения подростков от пристрастия к наркотикам – даже значительно лучше. Оптимальным же способом применения ТН является, по мнению .Е. Ларзелера и Б. Куна, их «условное» использование (вариант, когда чаще прибегают к угрозам ТН, чем к наказаниям как таковым). Эта стратегия давала лучшие результаты, чем 10 из 13 альтернативных воспитательных стратегий (и сравнимые с результатами остальных трёх) .
Что касается якобы большей склонности регулярно подвергавшихся ТН детей к агрессии (Гершофф, 2002), то, как убедительно доказали Р.Е. Ларзелер и Б. Кун, такая причинно-следственная связь характерна для всех воспитательных стратегий, направленных на исправление поведения. Долговременные (от 3 до 10 лет) исследования поведения детей, производившиеся в США (публикации 1973, 1978, 1994 и 1997 г), показали, что дети из «авторитарных» семей, где часто прибегали к ТН, не являются более агрессивными и непослушными, чем дети из других семей. На агрессивность и психическое здоровье ребёнка влияют не конкретные методы воспитания, а общий морально-психологический климат в семье, определяющийся характером вовлечённости каждого родителя в воспитание детей, уровнем родительского контроля и родительской заботы. Оптимальной в этом смысле является воспитательная стратегия, основанная на авторитете родителей и включающая строгий контроль над поведением ребёнка, умеренное применение ТН и щедрое использование похвал и поощрений .
Р.Е.Ларзелер, Б. Кун и взявшая за основу результаты их исследования Американская коллегия педиатрии выявили также серьёзные недостатки в методологии исследований М.Штрауса, Э.Гершофф и др. авторов, приходивших к выводам о вреде ТН. Основными методологическими проблемами этих исследований являются следующие:
- не проводится дифференциация результатов чрезмерно жестоких (избиение кулаками, битьё по лицу, удары ногами и т.п.) и умеренных, безопасных для здоровья детей ТН; все результаты рассматриваются вместе (так, 65% исследований, на которые ссылается Э.Гершофф, рассматривают избыточно жестокие формы физических воздействий на детей);
- игнорируется вопрос о причинно-следственной связи, т.е. является ли применение ТН причиной или следствием серьёзных поведенческих проблем;
- сравниваются не результаты применения различных методов исправления поведения детей, а состояние детей, которых исправляли с помощью ТН, и детей, которые вообще не нуждались в коррекции поведения (т.е. изначально принадлежали к группе с другими показателями - в частности, не были агрессивными);
- долговременные исследования нередко рассматривают лишь частоту применения наказаний, не учитывая темперамент ребёнка и частоту возникновения проблем с его поведением;
- не учитываются другие важные факторы воспитательного процесса (характер детско-родительских отношений в целом, степень заботы родителей о ребёнке, использование родителями, помимо наказаний, иных методов воспитания и т.д.)
По материалам монографии «Движение за запрет телесных наказаний в семье: истоки, методы, результаты», выпущенной в Санкт-Петербурге в 2011 г межрегиональной общественной организацией «За права семьи».

Ещё дальше Р.Е. Ларзелера идут некоторые другие известные британские и американские учёные, не просто отрицающие возможность причинения вреда ребёнку умеренными ТН, а прямо рекомендующие использовать последние в семейном и даже школьном воспитании детей (психиатр и президент благотворительной организации «Общество и семья» д-р Джеймс Добсон, христианские педагоги Майкл и Дэби Перл, психолог из Ноттингемского университета д-р Эрик Перкинс, педиатр из Северной Каролины д-р С. ДюБоз Равеналь и др.) Таким образом, научные данные не позволяют сделать вывод о наличии неразрывной связи между болью, ощущаемой ребёнком при наказании, и вредом для ребёнка, а в ряде случаев даже свидетельствуют о полезности умеренных ТН и их большей педагогической эффективности в сравнении с «ненасильственными» воспитательными воздействиями.

комментарий удален в соответствии с правилами сайта.

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста! Моему сыну 3 года, ходит в дет.сад 7 месяцев, после дня рождения меня вызвала к себе заведущая и сказала, что для 3-х он вообще не говорит, что надо пойти на педагогическую комиссию, а для этого надо пойти к психиатру платному или бесплатному, чтобы получить направление на комиссию и добавила, что после комиссии будем думать, что делать дальше искать логопедический сад или снять его на год с сада вообще. Я послушная мама пошла записала ребёнка к городскому психиатру, платно прошла окулиста, лора и логопеда (кстати, платный логопед сказала, что всё сказанное моим дитя на приёме - норма, но в справке написала ЗРР под вопросом), далее дома в интернете набрала дет. сады с логопед. уклоном по нашему городу и оказалось, что наш дет. сад в который мы ходим комбинированный с логопд. уклоном. Сходили к заведующей на переговоры, которая объяснила, что мы всё не так поняли, она просто хотела нас перевести в логопедическую группу, а для этого надо пройти комиссию, но раз мы не хотим, то и не надо, а в сентябре нам предоставят логопеда и до декабря трогать нас не будут, а дальше опять предложение на комиссию пойти....У меня вопросы:чтобы перевестись в логопедическую группу, нужно проходить комиссию? В 3 года такая забота, это нормально? Просто слышала, что на комиссию с 5-ти лет посылают с такими проблемами? А к психиатру с 4-х лет? Пожалуйста опишите поточнее! СПАСИБО!!!!!!!!!!

Александра, здесь нам никто не ответит, ищите реального врача, например, в центре Детская психиатрия - http://doctorpiter.ru/clinics/247/


Ощутил себя главным психиатром России.. а, нет! Мира! Смотрите какой я профессор - вы мне задаете любой практически вопрос - а я вам отвечаю - идите запишитесь к специалисту. По-моему, мегапрофессионально.

По поводу порки.. расскажу притчу: повадился один ребенок лет эдак четырех до мамки своей докапываться. То за волосы сзади дернет, то на пятку шлепанца наступит. И весело ему. Уж просили его, просили, уж умоляли его, умоляли.. не действует. Надоело папке это терпеть, видит он - опять ребенок до мамки докопался. Подошел сзади да как влепит! по заднице чаду открытой твердой ладонью со всей стокилограммовой дури.. аж ладонь отбил да задница зазвенела.. Вот уж воплей-то было да слез всяческих. Да только перестал ребенок после этого мамку мучить, а вот любить родителей не перестал.

"Дети не любят, когда им в поучительном тоне говорят о теоретически возможной опасности, с которой ни он, ни его друзья никогда не встречались. Ребенок не считает ее серьезной и часто уверен, что родители преувеличивают ее масштабы. Чтобы не казаться голословным, покажите ему соответствующий фильм, почитайте книгу."

Огласите весь список, пжалуста. :)
Может быть фильм "Я плюю на ваши могилы" - про то, что молодой девушке небезопасно путешествовать одной?

"Да только перестал ребенок после этого мамку мучить, а вот любить родителей не перестал".До поры до времени, как только сможет дать сдачи и мамке достанется и папке да так, что мало таким родителям не покажется!

Написать комментарий:

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.




Читать дальше
Читать дальше

Самое читаемое

Самое обсуждаемое

Читать все отзывы
Помогите «Доктору Питеру» узнать своего читателя

Все опросы




Нашли ошибку?

×