Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Безнадежные больные умирают в муках

Умирающие петербуржцы не получают обезболивающие лекарства. Как сообщила коммерческий директор Московского эндокринного завода Людмила Шершакова, из заявки на закупку препаратов в 2010 году Петербург выбрал только 17-18 %, а Ленобласть и вовсе ничего не получала. Значит, современных таблеток пролонгированного действия и пластырей наши больные лишены.

29 ноября 20102
Безнадежные больные умирают в муках
Источник:
фото с bestmedcare.ru

На терминальной стадии онкологического заболевания изменить уже ничего нельзя. Можно лишь облегчить мучения, избавив человека от невыносимых болей. Медицинская статистика говорит о том, что 70-80% больных на IVстадии развития рака нуждаются в обезболивающих препаратах – опиатах. Однако в большинстве случаев получить их не могут. Кто пережил муки близкого человека, страдающего от болей, которые не снимешь анальгином, клянет на чем свет стоит всех, кто так или иначе должен помочь, но не может или не хочет это сделать.

Обсуждая сегодня эту проблему за круглым столом на тему «Контроль за оборотом наркотиков и обезболивание онкологических больных. Проблемы и решения» участники пришли к единому мнению, необходимо срочно менять законодательство в обеспечении паллиативной помощью онкологических больных. Сегодня врачи вынуждены руководствоваться 50 нормативными актами, исполняя один из которых неизбежно нарушаешь другой. А страдают при этом ни в чем не повинные люди. И нередко – врачи, которые не знают, кого им сегодня больше бояться - Минздрава, распоряжениям которого они подчиняются, или Госнаркоконтроля, который и отслеживает выполнение этих распоряжений и законодательства.

Задача управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков – не допустить утечки опиатных препаратов из легального оборота в нелегальный. Однако, при развитом рынке наркоторговли, сегодня гораздо легче больному, страдающему от боли, купить за углом дозу героина за 250 рублей, чем наркоману извлечь из таблеток то количество наркотика, которое ему необходимо для получения эффекта. Как признается начальник I отдела Службы по контролю за легальным оборотом наркотиков (СКЛОН) Управления Госнаркоконтроля по Петербургу и ЛО Владимир Пузанов, в Петербурге и Ленинградской области практически нет перетекания из легального оборота наркотиков в нелегальный. Еще бы – у наркоманов выбор едва ли не из трех сотен видов наркотиков, зачем им обезболивающие опиаты? Но именно борьбой с ними объясняются драконовские меры по хранению и назначению этих наркосодержащих препаратов.

По мнению президента Ассоциации семейных врачей СПб Юрия Зернюка, абсурдность требований законодательства приводит к тому, что врачи опасаются выписывать морфины и другие лекарства больным, просто потому, что пациент может нечаянно выбросить использованные ампулы или потерять лекарство по дороге из аптеки домой, а им грозит уголовное наказание. Врачам не доверяют контролирующие органы, врачи не доверяют пациентам.

Законодательные требования к «наркотической комнате» и вовсе не поддаются логическому осмыслению, считает Юрий Зернюк. Чтобы получить лицензию на оказание паллиативной помощи, постоянно ужесточаются требования к ее защите – дверям, сейфу. Но почему-то – ноль требований к наличию в ней канализации, к площади. Поэтому если комиссия приняла решение уничтожить какие-то препараты, скажем, с истекшим сроком годности, то начмед с лекарствами, вылитыми из ампул в кастрюльку, идет через больничный коридор, чтобы вылить их  в унитаз… Другой пример приводит Юрий Зернюк - о хранении промедола. В инструкции написано, что хранить его надо в холодильнике. Холодильник надо помещать в сейф или сейф в холодильник? Современные и самые удобные, а главное – бесполезные для наркоманов обезболивающие пластыри по требованиям Мнздравсоцразвития требуется сжигать под тягой, то есть в печи. Где ее возьмет любая клиника? Разрешается еще сжигать на открытом воздухе – «в условиях полигона»… Зачем клинике эти проблемы?

Ну, а говорить о том, чтобы нуждающемуся в морфине больному можно было по рецепту врача купить препарат и вовсе бессмысленно. В аптеке вам скажут: «Такие лекарства вы должны получать бесплатно». Врач вам скажет: «Выписать не могу». О выборе средства для снятия боли, речи даже не идет. Если сегодня за рубежом больные пользуются свечами, таблетками длительностью действия около суток, пластырями, оказывающими обезболивающий эффект в течение трех дней, подъязычными впрыскивателями, то у нас хорошо еще, если выпишут таблетки 12-часового действия или пластырь, а в основном пользуются ампульными препаратами для инъекций, которые обезболивают на 4 – максимум 6 часов. Через неделю их использования больной от инъекций превращается в решето, а некоторым больным они необходимы в течение 5-6 месяцев… У нас выходят из положения, назначая обезболивающие препараты за 2-3 дня до смерти.

Как сообщила депутат Государственной думы Наталья Карпович, она инициировала создание рабочей группы по подготовке изменений в законодательство в части стандартизации оказания паллиативной помощи. С ее принятием, как надеются участники круглого стола, должно измениться в первую очередь обеспечение больных обезболивающими средствами, которые должны стать доступными, качественными и поступать в достаточном количестве. А антинаркотические меры, может быть, наконец, перестанут превращать больного в заложника врачебного и чиновнического произвола, к которому их толкает законодательство.

© ДокторПитер