Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Взгляд из кабины «Скорой»: должен ли врач назначать лечение при экстренном вызове

Читатель «Доктора Питера» Doktor_A продолжает делиться в блогах своими мыслями о врачах и пациентах. На этот раз доктор попытался разобраться, почему врачи «Скорой» так часто делают не свою работу.

1 июня 201230
Взгляд из кабины «Скорой»: должен ли врач назначать лечение при экстренном вызове
Источник:
фото с medspravkaufa.ru

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник», — говорил И.А. Крылов. И в школе нам говорили, что это правильно, и мы верили. А теперь я готов поспорить с классиком, и предлагаю вам поучаствовать в дискуссии.

По умолчанию принято, что пирожник печет хорошие пироги, но по факту, зачастую, он или не хочет, или не умеет не то что пироги испечь, а даже пельмени нормально сварить. Что тогда делать сапожнику? Много сапог с голодухи не стачаешь, приходится самому печь пироги. Так вот, что интересно, в этой ситуации общество по привычке осуждает не плохого пирожника, а неумелого в делах выпечки пирогов работящего и неравнодушного к чужой беде сапожника!

Примеры:

1. Кардиолог назначил схему терапии артериальной гипертензии, которая недостаточно снижает давление. Участковый терапевт не имеет времени/сил/желания/умения изменить схему так, чтобы все заработало или подобрать новую. Следующая запись к кардиологу – через месяц. Давление зашкаливает, приехала «Скорая», сделала укол, давление снизилось, но вполне понятно, что завтра оно повысится опять.

Что делать врачу «Скорой»?

а) Сказать: «Не мое дело —  подбор схемы лечения, моя задача — снизить давление», — и уехать.
б) Изменить схему. Но если не угадать с дозировкой (а так, скорее всего, и выйдет, ведь  больного видишь впервые) — оказаться «крайним» и быть осуждаемым и кардиологом, и пациентом

2. Онколог назначил лежачему больному ненаркотические анальгетики, но они неэффективны/некому колоть/кончились в аптеке. Надо назначить «Дюрогезик», но следующий осмотр онколога – через месяц. Боли донимают, приехала «Скорая», сделала укол, боли прошли, но вполне понятно, что завтра они вернутся.

Что делать врачу «скорой»?

а) Сказать: «Не мое дело — подбор схемы лечения, моя задача — ввести, что назначено», — и уехать.
б) Добавить «Реланиум». Но если больной заснет и не проснется (а это возможно, ведь больной истощен), – оказаться «крайним» и быть осуждаемым вплоть до уголовщины.

3. Уролог наложил эпицистостому больному с аденомой, но катетер Петцера выпал/засорился/вызывает боли. Приехала «Скорая», очевидно, что надо менять катетер, он даже есть новый, но манипуляция-то — хирургическая.

Что делать врачу «Скорой»?

а) Отвезти деда в больницу на урологию и не думать, как он обратно поедет на своих костылях (а его выпишут через час, однозначно).
б) Поменять катетер. Но если катетер встанет не так или инфицируется (а без инструментов и на кровати в нестерильной квартире это возможно вполне), то опять же — отвечать по закону.

4. Дедушка с застарелым несрастающимся переломом бедра упал с кровати, и не может залезть обратно: одинокий/рядом одна жена старая и немощная/все уехали на дачу. Почему не вызвали МЧС – непонятно, но «Скорая» уже приехала.

Что делать врачу «Скорой»?

а) Вызвать МЧС и час сидеть и ждать, пока они приедут и вчетвером закинут деда обратно.
б) Закинуть деда обратно самому с определенной вероятностью травмирования дедушки, да и себя самого, а в случае неудачи быть осуждаемым как дедушкиной женой, так и своей.

Подобных случаев немало. И хотя я выбирал второй вариант, не могу осудить выбравших бы первый и пошедших этим на конфликт с больными или их родственниками: своя шкура дороже. А конфликты бы не возникали, если бы люди понимали, что функции врача «Скорой» — это оказание экстренной медицинской помощи, а не назначение планового лечения, произведение малых хирургических вмешательств или уход за лежачими больными!

А то ситуация противная — все чаще в «Скорую» обращаются, когда помощь нужна, но не нашей службы, а потом обижаются, когда им закономерно отказывают работники «Скорой», не желающие идти на ненужный риск? А если помогут на свой страх и риск, то вызывающие зачастую бывают недовольны качеством оказанной непрофильной помощи. Уважаемое новое министерство и СМИ, нельзя ли разъяснить населению, зачем нужна «Скорая» и регламентировать это?