Новый председатель комздрава: «Свадебным генералом» не буду

19:06, 06.10.2017 / Верcия для печати / 13 комментариев

Новый председатель комитета по здравоохранению академик РАН Михаил Дубина рассказал «Доктору Питеру», почему из ученых он ушел в чиновники, почему именно его выбрал на эту должность губернатор и не станет ли он «свадебным генералом» для системы здравоохранения Петербурга.

Новый председатель комздрава: «Свадебным генералом» не буду

- Михаил Владимирович, наука и администрирование в системе здравоохранения слишком разные области деятельности. Озвучиваю сомнения, которые бродят в умах читателей «Доктора Питера»: как человек, всю жизнь посвятивший науке, сможет работать «на земле»?

- Я бы все-таки уточнил — я никогда не работал на государственной службе, а административный опыт есть. Чуть больше 4 лет я был начальником отдела международных связей Первого медицинского университета им. Павлова и курировал научную, образовательную и лечебную международную деятельность. Думаю, что мне поможет и опыт работы первым проректором Академического университета РАН с 2011 по 2017 годы под руководством Жореса Алферова. Что такое материально техническая база, экономика учреждения, ответственность, мне понятно. Конечно, это не городские масштабы, но суть — та же.

- Что повлияло на выбор губернатором вашей кандидатуры?

- Этого я не знаю. Хотя, наверное, хотелось бы знать.

- Распространяются слухи о том, что раз уж губернатор захотел, чтобы вы были председателем комитета по здравоохранению, то вы им будете номинально, в роли свадебного генерала. А реальное руководство останется за первым заместителем председателя - Евгением Евдошенко.

- Опровергать или подтверждать слухи — бессмысленное занятие. Могу только заверить, что буду выполнять обязанности председателя комитета по здравоохранению со всеми вытекающими правами. Чтобы быть свадебным генералом, надо отказаться от выполнения своих должностных обязанностей. Но я делать этого не буду - слишком хорошо понимаю свою ответственность, чтобы рисковать, перекладывая ее на других.

- Почему в отличие от всех вновь назначаемых председателей комитетов вас назначили не и.о., а сразу — председателем, но с испытательным сроком?

- В соответствии с законом о государственной службе, если человек не имеет опыта работы на госслужбе, ему обязательно устанавливается испытательный срок. А почему без и.о.? Ответ на этот вопрос тоже знает только губернатор.

- Между федеральными и городскими учреждениями здравоохранения колоссальные отличия. Кроме того, в Петербурге власти считают, что финансироваться в первую очередь должны городские учреждения. А как считаете вы — представитель как раз федеральной структуры?

- Если вы думаете, что я занимался в медицинском вузе тем же, чем занимаются в городских учреждениях, то это не так. Конечно, это совсем другая сфера, и если вы меня спросите, в чем заключаются отличия, я вам, наверное, сейчас не отвечу.

Особенности финансирования учреждений здравоохранения я еще только должен узнать. Но дорогу осилит идущий, и я уже начал это делать, правда, всего три дня назад. Эту проблему еще предстоит изучить, а когда это произойдет, озвучу свою точку зрения.

- В Первом меде уверены — «наши люди» занимают ведущие посты везде, в том числе в комитете по здравоохранению.

- Первый мед - моя альма-матер. Я там учился, в том числе в аспирантуре, проходил докторантуру. И по-другому относиться к вузу не могу. Действительно, «наши люди» из Первого меда везде, и я этому очень рад. Особенно приятно, когда за рубежом, например, в Германии узнаешь, что многие врачи — тоже наши люди, которые получали образование в Первом меде, они даже думают «по-нашему».

- В городе начались увольнения руководителей медицинских учреждений в возрасте «за 65». Еще год назад, когда аналогичная инициатива обсуждалась в отношении руководителей учреждений науки и образования, вы ее не одобряли.

- Да, то, что происходит сейчас в здравоохранении, началось раньше в образовании. И я прекрасно понимаю, что это болезненные изменения для — без преувеличения - героических людей, которые выстояли и сохранили свои учреждения в самые тяжелые 1990-е годы, развивали их. Закон принят и вступил в силу, поэтому как любой законопослушный гражданин страны я должен его выполнять. Вопрос в другом: исполнять его можно по-разному. То есть вопрос - в диалоге. К сожалению, большие проблемы возникают оттого, что люди не общаются. Я говорю не только о чиновниках и их подчиненных, даже врачи не общаются с пациентами. У нас сегодня главное — цифры. Безусловно, без цифр не обойтись, но будучи чиновником, я постараюсь сделать все, чтобы за цифрами видеть людей.

Уже на следующей неделе поеду в городские медицинские учреждения, начну с самых проблемных. Буду на месте знакомиться и буду искать возможности облегчить ситуацию.

- Раз уж ждет нас волна увольнений, значит, ждут и новые назначения.

- До сих пор я знал эту проблему только на примере науки и образования. Здесь анализирую, что сделано до меня. Как в образовании, так в здравоохранении есть кадровый голод — профессионалов, управленцев хотя бы моего возраста найти трудно. Согласен, что нужно модернизировать требования к кандидатам на руководящие должности — надо искать людей, способных работать в новых реалиях, то есть умеющих успешно работать в условиях ограниченных финансовых возможностей, информатизации системы здравоохранения и находить возможности для развития.

Я уверен, если главный врач понимал, что «закон есть закон» и осознавал, что ему в ближайшее время придется оставить руководящую должность, он должен был подготовить смену. И если подготовленный специалист работал в этом же учреждении, знает его проблемы и умеет с ними справляться, уверен, что он подойдет под эти требования. А если главный врач, который уходит по возрасту, не подготовил себе смену, что нам делать-то? Выбор невелик.

- Погружение в систему здравоохранения города — дело непростое и долгое. А вы в этой должности — всего четвертый день. Что в ближайшие дни намерены делать?

- Профессор Юрий Астахов, поздравляя с назначением на должность, рассказал мне, как после блокады, когда здоровье населения было очень слабым, управление здравоохранения Ленинграда для поиска путей выхода из ситуации создало при управлении ученый совет. Если я предложу то же самое, меня обвинят в том, что я «свою науку» продвигаю? Но нет, я хочу сказать, что готов выслушать все разумные предложения и использовать опыт в том числе ученых, чтобы улучшить качество жизни и здоровья петербуржцев. Поэтому в ближайшее время буду встречаться со всеми причастными к здравоохранению - с представителями власти, системы здравоохранения, с жителями города - и спрашивать их мнение. Мне сообщили, сколько жалоб приходит ежедневно, понимаю, со всеми работать не смогу, но хочу заниматься и этим. Обязательно встречусь с блокадниками и с другими социальными группами. Я ценю всё и всех. Понимаю, что самим фактом этой встречи я мало чем смогу помочь. Эти встречи больше для меня — я должен увидеть проблемы со всех сторон.

- Когда в городе узнали о том, что в науке вы занимались нанобиотехнологиями, высказывали пожелания «чтобы здравоохранении не появилось нанофинансирования». И как раз на днях стало известно, что программу борьбы с ВИЧ в городе сокращают в несколько раз…

- Еще есть время защитить важные для города статьи бюджета здравоохранения. Надеюсь, что мы сумеем их отстоять. Не знаю еще, как получится, но будем стараться. Я всегда искренен и стараюсь сделать все, что меня зависит.

- Можете сформулировать свою основную задачу в этой должности, как вы ее видите и ставите перед собой?

- Скажу то же, что сказал губернатору. Считаю, что своими знаниями и регалиями я обязан любимому Петербургу, у которого, конечно, много проблем, в том числе в здравоохранении. И я воспринимаю это назначение как предоставленную возможность отдать свой долг и помочь петербуржцам. Как? Это будет зависеть и от моих способностей в том числе. Я думаю, что еще достаточно молод для того, чтобы освоить новую область деятельности и сделать это.

Ирина Багликова

© Доктор Питер

Рубрики: Медицинская власть

13 комментариев Оставить комментарий

Профессиональных управленцев у нас до ...(много). Работать на участке за грОши некому, операции делать " по плану", а не по показаниям - некогда, приписками заниматься не успеваем. Ради бояр, что ли!
Встречайтесь не с социальными группами, а обеспечьте условия для работы с ними.
Не с учеными надо работать, а в поликлиниках сидеть - смотреть, с кем (и чем...) приходиться работать нам, рабочим "лошадкам"!
Не разбираетесь в финансировании городском и федеральном - плохо! Опыта мало!
Денег нет, даже на мыло, порошок, тряпки половые, мебель!!!!
Отправьте моих сестёр на стажировку в Германию... Да, хотя бы по России. Обмен опытом.
Дайте нам нанотехнологии - людей лечить,а не для галочки.
Почему Центральный район у нас в "отстающих"??? Это финансирование? я не знаю, но денех нет...ни на что!
У нас даже премия раз в год! (копеечная).
А что, мы не работаем? Все ответственно, добросовестно, с душой относимся к родным нашим пациентам.
Но начальство -"жилы тянет", "требует" ПЛАН и ПЛАТНЫХ.
Дорогие наши пациенты - всем поможем, только не дают... " учёная молодёжь" ПЛАН гонит, а не лечение.
Учиться надо было раньше, работать пора! Серьёзно! Некогда, ребятки, времени мало. РАБОТАЮЩЕЕ население спасать давно пора, а Вы ПЛАН!!!!

Я верю в искренность намерений академика Дубины, но боюсь, что погружение в проблемы займет у него очень много времени... Не получится даже ему перескочить из первого в десятый класс за один рывок... А здравоохранение города нуждается в радикальных и неотложных реформах, причем надо начинать с раздувшегося штата комитета по здравоохранению, то есть с самих себя.... Авторитет Комитета резко упал, многие управления нужно или сократить или урезать..
Академик Дубина, как пишут в прессе, очень мягкий, безконфликтный человек... Такие качества хорошо иметь в жизни, но не в качестве руководителя Комитета...Иначе, его просто подомнут и будут управлять им как марионеткой... Нужно проводить реформы, начатые Первым заместителем Председателя Евдошенко, и начинать их с Комитета по здравоохранению... У нас около двух десятков главных врачей, которые сидят в теплых креслах четверть века! Есть среди них единицы- великолепные организаторы... В общем, не думаю, что у академика Дубины все получится, хотя я искренне ему это желаю!

Интересно, это вы сами себя и свои реформы так рекламируете, господин Первый заместитель Председателя Комитета?

В целом интервью производит хорошее впечатление. Особенно мне понравилось, что академик имеет опыт административной работы, пусть не в практическом здравоохранении, а в науке. Хоть и не все со мной согласятся, но худшие управленцы получаются как раз из хороших практических врачей и "чистых" учёных. Самый замечательный хирург или терапевт, попадая на должность главного врача (я уж молчу про пост главы комздрава), чаще всего оказывается более несостоятельным в качестве управленца, чем бывший директор бани.
Сравнивая это интервью с недавней беседой ДП с Евдошенко, следует отметить, что академик гораздо более осторожен. Евдошенко с места в карьер готов был всё реформировать "до основания". Я в своём комментарии к его спичу отмечал, что он активно использовал статистические показатели, явно не совсем понимая их содержание, а готовность повесить на внештатных главных специалистов всю ответственность за кадры, оставив все контрольные функции комздраву - чистый популизм. Но ведь Евдошенко не в никуда уходит, а на место первого зама. Не получится ли ситуация лебедя, рака и щуки? Если у председателя и зама будет разное видение ситуации и стратегии развития, то от такого комитета вреда будет много больше, чем пользы.
Примечательна фраза (копи-паст почему-то здесь не работает) о том, что новый председатель сначала разберётся в задачах и ситуации, в частности, с финансированием здравоохранения, а потом расскажет своё видение ситуации. Дубину эта фраза характеризует с положительной стороны - боится наломать дров, не торопится примерить нимб мудрейшего и непогрешимого. А вот кадровую политику в стране, и в нашем городе в частности, сам факт назначения на должность человека, который, уже будучи при исполнении, только начинает вникать в азы своей работы, характеризует далеко не лучшим образом. Здравоохранение в кризисе уже сейчас, а сколько понадобится его новому руководителю, чтобы вникнуть в ситуацию настолько глубоко, чтобы принимать адекватные решения? Год? Два? Пять? А здравоохранение доживёт до этого дня?
На загнивающем, совершенно нескрепоносном, бездуховном западе на пост такого уровня чаще всего приходит человек, уже имеющий свою концепцию, хотя бы в общих чертах, за плечом у него есть уже своя команда, готовая её реализовывать. И кастинг на должность с самого начала представляет собой открытое сравнение различных концепций, стратегий. Ситуация, когда на важнейший пост назначается человек, который сообщает всем, что вот он немножко вникнет, чем его поставили руководить, и что вообще нужно делать, а потом всем расскажет о своих выводах, ну а там можно и работать начинать - это уже наше местное, российское ноухау.
И из кого Дубина будет набирать свою команду? О несовпадении взглядов с замом, которого он явно не сам выбирал, я уже писал. А остальные? Из старой команды? Тогда зачем вообще главу было менять? Из нанобиологов? Трындец тогда здравоохранению. С бору по сосенке? И это в ситуации, когда отсутствует сама концепция дальнейшего развития? И под какую задачу набирать команду? Просто, чтоб была?
Удачи уважаемому Михаиле Дубине. Она ему очень понадобится. Хотелось бы, несмотря на всё выше написанное, пожелать новому председателю комитета успехов, ведь в этом кровно заинтересованы все:и многочисленные медики города на Неве, и ещё более многочисленные пациенты, коих больше 5 миллионов.

Ну, хоть один позитивный момент: к власти пришёл человек из первого меда.
Монопольная власть выпускников ВМА закончилась --выперли солдафона Атюнина из отдела кадров, который и пихал своих везде, куда только удавалось.

Хорошо бы запомнили этот урок навсегда: выпускникам ВМА место в воинских частях, (с их спецификой хождения строем и отдания своей чести командиру), а не на должностях главных врачей.
Пожелаю успехов новому начальнику.
Надолго ли?

Вы судите обо всех, по паре нехороших примеров.

Пожалуй счет "нехороших примеров" уже за десяток...
Это уже закономерность.
Редкие (очень редкие) исключения лишь подтверждают правило.

Эта должность по определению - свадебный генерал. Сидеть на на ненужных конференциях, подписывать приказы,которые никто не читает. Посетить ГВВ на пару часов,это просто подвиг для чиновника. Что изменится от этого назначения? Ничего. Трепещат только пожилые главврачи, их скоро заменят на молодых.

Давайте лучше пожелаем удачи человеку и нам всем заодно. Дорогу осилит идущий.

Дубина ничего не сделает! Ему главное усидеть годик и потом в Минздрав

Это точно. Парень похож на карьериста.

А кого Вы хотите увидеть на изначально номенклатурной должности? Идеалиста? Ещё одного из серии "хороших врачей народ и так прокормит, так что платить им не нужно"? Нет уж, лучше пусть карьерист. Вот только карьера карьере рознь. Сможет ли новый предкомздрав экстраполировать законы наномира на практическое здравоохранение? Будем надеяться.

Не претендую на истину, но со словом "нанотехнологии" у меня всегда возникают нехорошие ассоциации. "Экстраполяция законов наномира на практическое здравоохранение", как красиво выразился предыдущий комментатор, в нашей стране как-то привычно приводит к "нано-зарплатам" рядовых исполнителей... и мега-зарплатам сидящих наверху. А если без шуток - в банке с пауками, в которую давно превратился наш комздрав, выживают паучища, а не нано-мотыльки... Посмотрим, поглядим...

Написать комментарий:

Вы можете оставить комментарий, авторизировавшись






Читать дальше
Читать дальше

Самое читаемое

Самое обсуждаемое

Читать все отзывы
Как вы принимаете антибиотики?

Все опросы



Нашли ошибку?

×