Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Медицина должна быть бесплатной только в государственных клиниках»

Участники V Всероссийского конгресса «Право на лекарство» предложат властям привести законодательство в соответствие с Конституцией РФ. То есть обеспечить пациентов бесплатными лекарствами и бесплатной медпомощью только в государственных клиниках.

23 мая 2017

Президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский опубликовал в соцсетях проект закона, вносящего изменения в ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и резолюцию V Всероссийского конгресса «Право на лекарство», который пройдет в Москве 25 мая. Проекты опубликованы на сайте конгресса. По мнению их авторов, нарушение конституционного права на бесплатную медицинскую помощь, включая лекарственную, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения стало в России повсеместным явлением.

«Одной из причин этого является игнорирование конституционного права органами власти и надзора, что видно из ряда ответов Минздрава, ФФОМС и прокуратур. Действующее законодательство, уровнем ниже Конституции РФ, не повторяет конституционных норм, что позволяет трактовать право на бесплатную медицинскую помощь каждому на свое усмотрение.
Статья 41 Конституции РФ дает не только такое право, но определяет механизм финансирования помощи: граждане платят за помощь ГУЗам и МУЗам через бюджеты и страховые фонды, а не напрямую указанным учреждениям, что и отражает суть права - «гражданам бесплатно за счет бюджетных, страховых, других поступлений». Это также суть государственного страхования, когда здоровые платят за больных.
Конституционное право граждан на бесплатную помощь лишает ГУЗы и МУЗы права получать плату непосредственно от граждан, поскольку это приводит к нарушению Конституции РФ, однако это стало повсеместным явлением.

В связи с этим участники V-го Всероссийского конгресса «Право на лекарство» считают необходимым отразить нормы Конституции РФ о бесплатной медицинской помощи непосредственно в законодательстве.
Предлагаемый проект приводит действующее законодательство к нормам конституционного права о бесплатной медицинской помощи и разграничивает деятельность государственных и муниципальных учреждений здравоохранения с организациями частного сектора. Первые должны оказывать медицинскую помощь согласно Конституции РФ за счет государственных бюджетов и ОМС. Вторые оказывают платные услуги и действуют, как и положено частному сектору, в своем интересе за счет средств частных и юридических лиц, и кроме средств государственного и муниципальных бюджетов и ОМС, поскольку на них не распространяется обязанность оказывать помощь бесплатно по Конституции РФ.

Еще одна задача, которую решает проект закона: общее бесплатное лекарственное обеспечение. Оказывать современную медицинскую помощь без лекарств невозможно. Поэтому упоминавшееся конституционное право на бесплатную помощь включает в себя и право на лекарства. Это право раскрывается через стандарты медицинской помощи, в которые входят лекарства. Помощь согласно законам и стандартам уже сейчас должна финансироваться государством, но на практике выполнение стандартов первичной медико-санитарной (амбулаторной) помощи не включает в себя лекарственное обеспечение, что является нарушением действующего законодательства, которое участники конгресса считают необходимым уточнить. При этом клинические протоколы должны быть частью стандартов лечения или наоборот, но не отдельными документами.

В случаях, когда стандарты не разработаны или нужного лечения нет в стандарте, субъекты РФ должны планировать финансовый резерв на основе предыдущего трехлетнего периода, который позволял бы оказывать медицинскую помощь гражданами за пределами стандарта.

В целом, несмотря на то, что проект выглядит высоко затратным, в нем есть существенная доходная часть. Правительству РФ следует создать систему оценки эффективности вложения средств в систему здравоохранения, учитывая, что здоровье включает в себя способность трудиться, а без труда нет экономики вообще. При этом средства, вложенные, например, в амбулаторные лекарства, сократят расходы на скорую помощь, стационарное звено, больничные листы, инвалидность и дадут прирост количества трудодней. Такой подход следует применять на постоянной основе в отношении не только лекарств, а вообще всех новых технологий в медицине, включая предстоящее широкое применение телемедицинских технологий.

Нельзя рассматривать вложения в лекарства, в здоровье населения, только как необратимые расходы государства.

В связи с изложенным участники V-го Всероссийского конгресса «Право на лекарство» обращаются к Президенту РФ, Государственной Думе РФ, Правительству РФ с тем, чтобы принять предлагаемый проект закона РФ, но с отсрочкой введения на три-пять лет, которая позволит провести за это время подготовку к его введению - провести пилотные проекты, усилить государственные и муниципальные учреждения, научиться планировать не только расходы, но и доходы здравоохранения».

© ДокторПитер