Вкратце эта страшная медицинская история выглядела так. Пациентка обратилась в РНИИТО им. Вредена с жалобами на частичное отсутствие зубов, чтобы сделать протезирование на основе имплантации. Учитывая врожденные особенности прикуса пациентки, с которым она без жалоб жила 45 лет, в Институте травматологии и ортопедии им. Вредена ей порекомендовали остеотомию нижней челюсти (oпepaция по восстановлению aнaтoмичecки пpaвильнoго пoлoжeния или формы кocти), что и было сделано.
Позже экспертиза установила, что выполненный объем предварительной диагностики был катастрофически недостаточным - масштабная операция была спланирована фактически в амбулаторном режиме, дооперационный снимок выполнялся на операционном столе под общим наркозом, когда лицевая мускулатура расслаблена и оценить прикус невозможно... Экспертиза установила отсутствие 11 исследований и консультаций, признанных необходимыми для планирования операции.
Операция состоялась 11 октября 2013 года, после нее возникли выраженные функциональные нарушения из-за смещения отломков нижней челюсти, деформации нижней трети лица, асимметрии лица. Почти через месяц ее снова прооперировали повторно в РНИИТО - пытались устранить последствия первой операции путем реостеосинтеза, перемещения и репозиции отломков нижней челюсти. Однако устранить деформацию челюсти, полученную пациенткой после первой операции, не удалось.
В течение полугода женщина пыталась привыкнуть к своему новому состоянию - обезображенному внешнему виду, проблемам при приеме пищи и речи. За это время она похудела на 20 кг.
Спустя полгода после операции, 9 мая 2014 года пациентка института Вредена попыталась покончить жизнь самоубийством. К счастью, ее спасла дочь, она же и вызвала бригаду скорой психиатрической помощи. Более месяца женщина лечилась в Городской психиатрической больнице №3 им. Скворцова-Степанова и еще год - в амбулаторных условиях районного психдиспансера.
Однако на этом беды не закончились — с диагнозом «витальная депрессия, незавершенный суицид», она была уволена со службы в полиции: непригодность к прохождению службы по контракту. То есть лишилась и источника дохода - заработка.
Процесс, сначала шедший в Калининском районном суде Петербурга, привел к неожиданным результатам.
- В комиссионном экспертном заключении Российского центра судебно-медицинской экспертизы сказано, что ответчик не провел адекватную предоперационную подготовку, выбрал метод оперативного вмешательства без необходимых дополнительных исследований. Многочисленные дефекты диагностики были отнесены экспертной комиссией к дефектам оказания медицинской помощи, - рассказала «Доктору Питеру» адвокат «Адвокатской группы ОНЕГИН» Ольга Зиновьева, - Тем не менее, именно отсутствие сведений о предварительной диагностике и очень скудное отражение медицинских манипуляций в документах РНИИТО им. Вредена не позволили экспертной комиссии, работавшей по делу около года, установить наличие или отсутствие дефектов выполнения оперативного вмешательства, установить наличие или отсутствие вреда, причинённого здоровью истицы, а также установить наличие или отсутствие причинно-следственной связи между возможными дефектами (которое не удалось ни установить, ни исключить) и вредом здоровью.
Городской суд Петербурга рассматривал дело в течение полугода и только на четвертом судебном заседании, проведенном с допросом эксперта с помощью видеоконференцсвязи с Савеловским районным судом города Москвы, судебная коллегия по гражданским делам 19 мая вынесла апелляционное определение, которое можно отнести к судебным актам, формирующим и определяющим судебную практику.
Он согласился с позицией адвоката истицы, что, если невозможно установить дефекты в оказании медицинских услуг, вред здоровью и степень его тяжести из-за того, что в медицинских документах ответчика нет достаточных данных об объективном статусе пациента и результатах диагностики, это не может стать препятствием для защиты прав пациента в суде.
Учитывая, что в деле нет доказательств того, что медицинские услуги ответчик оказал качественно, доводы истицы о дефектах оказанной медицинской услуги ответчик не опроверг, Судебная коллегия по гражданским делам Петербургского горсуда оставила в силе решение Калининского районного суда Петербурга. В соответствии с ним, с РНИИТО им. Вредена в пользу пациентки в качестве компенсации причиненного морального вреда было взыскано 500 000 рублей, а также расходы пациентки на оплату услуг Института им. Вредена в размере 143 343 рублей и штраф в размере 100 000 рублей.
- Мы оцениваем решение Петербургского горсуда как очередной этап формирования судебной практики, демонстрирующей, что основанием для принятия судом решения о некачественном оказании медицинской помощи является отсутствие в материалах дела доказательств её качественного оказания, - говорит адвокат Зиновьева. - История с медицинскими документами РНИИТО им. Вредена показала, что, если нет данных о результатах диагностики и лечения или сведения о них неполные, а также если клиника ссылается на утрату медицинских документов, она фактически лишает себя процессуальной возможности доказать свою правоту в судебном порядке.
© ДокторПитер