«Скорой помощи» вернули медсестер и «узких» специалистов, а она хочет вернуться в бюджет

09:44, 14.01.2016 / Верcия для печати / 5 комментариев

В приказ Минздрава, едва не парализовавший работу скорой помощи в России два года назад, наконец, внесены изменения. В новом виде он вступит в силу 1 июля 2016 года. От каких ноу-хау, введенных этим приказом, удалось избавиться, «Доктору Питеру» рассказал главный врач ГССМП Алексей Бойков.

«Скорой помощи» вернули медсестер и «узких» специалистов, а она хочет вернуться в бюджет

Напомним, о приказе Минздрава №388-н «Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи», подписанном в июле 2013 года, в службах медицинской скорой помощи страны узнали в лучшем случае в сентябре. И пришли в ужас – документ вступал в силу с 1 января 2014 года, но работать в соответствии с ним было почти невозможно. Предложения специалистов перенести его вступление в силу хотя бы на полгода, а за это время внести изменения, в Минюсте не поддержали. В результате вот уже два года службы скорой помощи страны живут по нормативному документу, в котором многие требования либо невыполнимы, либо бессмысленны. Член Нацмедпалаты РФ, председатель правления Ассоциации руководителей скорой медицинской помощи, главный врач Городской станции скорой медицинской помощи рассказал, как в итоге изменился приказ.

- В том, что необходимо вносить изменения в «Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи», ни специалисты, ни чиновники на местах не сомневались с того момента, как с ним ознакомились. Почему это длилось так долго?

- Изменения в 388-й приказ писались два года. Принимали участие все, в том числе представители региональных служб скорой помощи. Это очень большой документ (114 страниц формата А4 мелким шрифтом – Прим. ред.), в котором важны не только требования и формулировки. В этих формулировках даже запятые имеют значение, чтобы и мы, и юристы трактовали их одинаково. В процессе обсуждения поправок мы приняли компромиссное решение — поскольку, наверняка мы не сможем одномоментно исправить все, сначала исправим основные, принципиальные позиции.

У нас очень большая страна – регионы находятся в разных климатических зонах, у них разная демографическая ситуация, разная организация медицинской помощи. Опасаюсь, что мы не в полной мере учли специфику малых городов, сельских районов, у них была возможность дополнить документ своими предложениями. В конце года проект был доступен для обсуждения на Едином портале раскрытия информации, в него можно было вносить дополнительные изменения. Сейчас над ними работают в департаментах Минздрава, и скоро в новой редакции приказ направят в Минюст.

- Кого сложнее всего было убедить в том, что менять приказ надо?

- Себя. В течение двух лет регулярно, едва ли не три раза в месяц, штудировать этот фолиант, вникать во все нюансы, предлагать новые формулировки, все это было сложно. Поэтому - огромная благодарность и Минздраву, и Национальной медицинской палате – лично Оксане Игоревне Гусевой и Леониду Михайловичу Рошалю, которые продвигали эти изменения.

- Но поскольку это обсуждение длилось так долго, во многих регионах уже попытались подстроиться под новые правила.

- Делали то, что можно сделать. Но в приказе есть вещи, которые просто невозможно выполнить. Например, включить в состав бригад водителей-фельдшеров. Их в новом варианте нет. Нецелесообразно оснащать специализированные бригады двумя аппаратами УЗИ и т.д.

- Изменились ли составы бригад?

- Нет, они остались в том виде, в котором и были прописаны в приказе: он фактически закрепил уже давно наметившуюся тенденцию — число врачей в службе скорой помощи сокращается, число фельдшеров растет. Врачебные бригады будут работать в составе: врач, фельдшер (медицинская сестра) и водитель; фельдшерские: фельдшер, фельдшер (медицинская сестра) и водитель. В выездную бригаду включена должность медсестры без права самостоятельной работы. То есть теперь врачебная бригада может состоять из врача, медсестры и водителя, фельдшерская - из фельдшера, медсестры, и водителя.

- Вернутся ли в состав бригад санитары?

- Пока нет. Но в будущем это возможно.

- В измененном приказе появилось такое понятие, как «консультативные бригады». Значит ли это, что возвращаются специализированные бригады, распущенные с 1 января 2014 года?

- Как и в первом варианте 388-го приказа, специализированными остаются только психиатрические и реанимационно-анестезиологические бригады. Но появилась возможность организовывать специализированные бригады в виде консультативных бригад. Раньше в приказе их можно было создавать службам скорой помощи, работающим в составе больницы, либо центров медицины катастроф. Сейчас консультативные бригады могут быть сформированы на станциях СМП.

- В Петербурге, вероятно, потребности в таких бригадах нет.

- У нас ничего не меняется. Мы изначально понимали, что лишаться специализированных бригад нельзя. Но чтобы не нарушать приказ, врачи и фельдшеры из специализированных бригад получили дополнительное образование по реанимации и анестезиологии. В результате у нас появились реанимационные бригады с дополнительной специализацией по неврологии, кардиологии, токсикологии…

- А что с акушерскими бригадами?

- В них нет потребности — на роды выезжают фельдшеры, а у них квалификационные требования выше, чем у акушерок. А до приказа их, кроме Москвы и Петербурга, нигде и не было.

- Когда осенью 2013 года обсуждался новый приказ, председатель комздрава Валерий Колабутин говорил, что на оснащение наших автомобилей обозначенным в приказе оборудованием городу потребуется 1,5-2 года при условии выполнения программы оснащения скорой помощи. Два года прошло. Город оснастил автомобили? Куда будете девать лишнее?

- У нас и до приказа оборудование в автомобилях было достаточно серьезным, пусть и не совсем таким, что было обозначено в приказе. Нельзя сказать, что оборудование в «Порядках оказания скорой помощи…» нам не требовалось. Но в документе оно было прописано таким образом, что купить его можно было только у одной фирмы: дорогое оборудование с конкретными характеристиками — все функции в одном приборе. Кроме того, зачем-то в одну машину предлагалось установить два аппарата УЗИ. Мы к этому подходили разумно, у нас лишнего нет. У нас один прибор УЗИ, но с двумя датчиками. Все необходимое для диагностики и оказания помощи в полном объеме есть, хоть и не в одном приборе. Ничего лишнего. Теперь и в приказе Минздрава требования к оборудованию приведены в соответствие с потребностью.

- Какие еще изменения внесены в «Порядок..»?

- Изменены практически все позиции, которые имели принципиальное значение для работы службы. Много изменений по терминологии, она приведена в соответствие. Но не все. «Порядок..» - это рабочий документ, мы вносим изменения, которые необходимы сегодня, какие понадобятся завтра, мы не знаем, но они непременно появятся. Мы отработали механизм для изменений, и в будущем, это будет проще и быстрее. Скорее всего, это будут уже не глобальные, а точечные поправки.

Одновременно с проектом изменений в приказ 388-н на Едином портале был опубликован проект приказа о комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи. ОНФ недавно заявил, что из укладки неправомерно изъяли антидоты. Что по этому поводу говорят специалисты?

- У специалистов не возникло никаких вопросов. Приказ прописан так, что у субъектов есть возможность расширять укладку с учетом местных условий. Понятно, что в Мурманске и в Краснодарском крае укладка будет разная, но «ядро», прописанное Минздравом, должно быть у всех. Дополнительно с учетом климатической зоны, финансовых возможностей региона, других региональных особенностей наборы лекарств для оказания скорой помощи могут расширяться, главное требование – их нельзя сокращать.

Что касается антидотов, то те, что были в прежней укладке, неактуальны в таком количестве. Кроме того, машина скорой помощи — не медикаментозный склад на колесах, там должны быть те препараты, которые необходимы сегодня. Безусловно, и в машине, и на подстанциях должны быть запасы, но в первую очередь у бригады должно быть то, что с наибольшей вероятностью, потребуется сейчас.

- Похоже, это не последние изменения, которые ждут в ближайшем будущем скорую помощь. В регионах требуют вернуть службу в бюджетное финансирование.

- Страховой способ для службы скорой помощи сегодня обсуждается на всех уровнях. И мы запустили анкетирование на сайте ассоциации, в котором приняли участие более 1000 человек из разных регионов. Большинство высказалось за то, что «Скорую» должен финансировать бюджет, - 85% проголосовавших.

Это понятно: бюджетное финансирование - самый простой и всем понятный способ содержания службы экстренной медицинской помощи, проверенный десятилетиями. В системе ОМС мы работаем недолго и, может быть, не сумели увидеть еще все ее плюсы.

В Петербурге нет проблем с финансированием службы из фонда ОМС, и Терфонд и страховые медицинские организации (СМО) всегда идут навстречу в решении текущих вопросов, даже когда две страховые компании ушли с рынка, мы этого не заметили. В других регионах взаимоотношения службы и страховщиков складываются по-разному.

Системе ОМС предъявляют претензии: деньги тратятся не только на содержание СМО, но и у СМП появились дополнительные расходы – мы вынуждены были создать новые подразделения, которые работают со счетами для страховых компаний. Когда «скорая» была в бюджете, этих затрат не было. Насколько они оправданы?

Кроме того, в страховой системе велики риски потери финансирования. Мы понимаем, что все-таки СМО – не государственные учреждения. У нас они крупные и сильные, но прецеденты с уходом с рынка уже были. А скорая медицинская помощь, как любая экстренная служба, нуждается в государственном регулировании и обязана работать при любых обстоятельствах.

С другой стороны, для пациента лучше, когда служба скорой помощи работает в системе ОМС, потому что там есть серьезный контроль качества. Когда мы были в бюджете, по сути, существовал только внутриведомственный контроль, а его недостаточно.

- То есть вы хотите финансирование – бюджетное, а контроль – страховой?

- Вопрос не в том, что мы хотим, а в том, что правильно. Систему оплаты скорой помощи надо менять, но как? Я не готов дать однозначный ответ. И вряд ли кто-то другой готов, поэтому призываю не делать резких движений. Да, «Скорая» – довольно костная система, все новое приживается в ней с трудом. Но если мы вернемся в бюджет, это будет шаг назад и того контроля качества оказания медицинской помощи, который у нас есть сейчас, не будет.

Возможно финансирование напрямую из Территориальных фондов ОМС (есть регионы, работающие по такой схеме) – это гарантии государства, а контроль могут осуществлять его эксперты, или фонд может поручить страховым компаниям проводить проверки.

В любом случае, прежде чем принимать решение, надо взвесить все «за» и «против», понять, что удобнее для пациента, провести пилотный проект и только тогда принимать решение.

Ирина Багликова

© Доктор Питер

Рубрики: Медицинская власть

5 комментариев Оставить комментарий

Кто бы мне объяснил, а нафига вообще такой огромный документ? 114 страниц, блин! Это больше, чем многие федеральные _законы_. Почему нельзя разнести требования по разным? И зачем вообще так дотошно диктовать регионам, что, как и чем лечить пациентов, а также кто должен входить в состав "скорой"? Местные власти могли бы сами для себя определять, чем и как комплектовать машины. И это идиотское жёсткое ограничение на то, кто может входить в состав "Скорой"... Кому стало бы хуже, если бы Питер, например, добавил конкретно у себя санитаров в бригаду? Что, Минздрав не пережил бы?

Сложно поспорить. Приказ слишком детализированный, причем не в тех местах, где нужно. Минздрав элегантно промолчал о способах определения угрозы жизни при обращении за скорой помощью, но детально расписал, сколько нужно спиртовых салфеток.

Согласен с Денисом. Частности вообще прописывать не надо. Должны быть прописаны основные процедуры и сроки, а как исполнять регионы решат сами. Если будет прописано, что санитарная эвакуация- это МЕДИЦИНСКАЯ процедура, то будет и стимул добавить санитаров. Так же и с лекарствами- слов "Тромболитическая" и "Антидотная" терапия разрешенными и рекомендованными проф сообществами средствами достаточно. Единственное, что нужно прописать чётко и твёрдо- московскую зарплату для всех регионов- на всю страну единую.

"...Когда мы были в бюджете, по сути, существовал только внутриведомственный контроль, а его недостаточно.." - таким образом господин Байков хочет сказать, что он, как руководитель, не в состоянии обеспечить контроль качества работы, возглавляемой им организации, что является одним из краеугольных камней работы медицинского учреждения. Может, тогда он не соответствует занимаемой должности?

"...В любом случае, прежде чем принимать решение, надо взвесить все «за» и «против», понять, что удобнее для пациента, провести пилотный проект и только тогда принимать решение....Скорая» – довольно костная система, все новое приживается в ней с трудом..." - с чего вдруг такая тугоподвижность у Скорой? И почему эта самая озвученная костность не помешала господину Байкову, в своё время, с места в карьер затащить на "поезд" ОМС Скорую безо всяких раздумий "за" и "против"?
"...Но если мы вернемся в бюджет, это будет шаг назад и того контроля качества оказания медицинской помощи, который у нас есть сейчас, не будет..." - опять возвращаемся к вопросу соответствия Байкова к занимаемой им должности. И это так же будет "шаг назад" от своего "шефа", господина Колабутина, пришедшего на пост главы КЗ с поста директора СМО - ГСМК. Старые связи , как правило, не рвутся.


Вернут ли гематологов, которых не удалось сохранить?

Цитата:
"- У нас ничего не меняется. Мы изначально понимали, что лишаться специализированных бригад нельзя. Но чтобы не нарушать приказ, врачи и фельдшеры из специализированных бригад получили дополнительное образование по реанимации и анестезиологии. В результате у нас появились реанимационные бригады с дополнительной специализацией по неврологии, кардиологии, токсикологии…"

Написать комментарий:

Вы можете оставить комментарий, авторизировавшись

Читать дальше
Читать дальше

Самое читаемое

Самое обсуждаемое

Полезная информация

Читать все отзывы



Нашли ошибку?

captcha Обновить картинку
×