Почему в городские больницы вертолеты не летают

09:20, 29.10.2015 / Верcия для печати / 9 комментариев

Петербургские больницы обзаводятся своими вертолетными площадками. «Для кого и для чего?» - спрашивают читатели «Доктора Питера». Три месяца служба санитарной авиации «Медспас» компании «Хели-драйв» ежедневно с 9.00 до 21.00 ожидает вызовов на спасение петербуржцев. Но их нет. В этом феномене пытался разобраться «Доктор Питер».

Почему в городские больницы вертолеты не летают

Пилотный вертолетный проект

Пилотный проект воздушной «Скорой» появился в прошлом году — его начали развивать одновременно в Петербурге и Ленинградской области. Авиакомпания «Хели-Драйв» купила два вертолета, обучила персонал и предложила свои услуги двум регионам. В область вертолет с реанимационной бригадой, состоящей из областных врачей, вылетал спасать пациентов с сосудистыми патологиями в отдаленных районах. Бригада Городской станции скорой помощи вылетала на вертолетах «Хели-драйв» к пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на КАД. Первое время полеты были бесплатными — компания должна была определиться с потребностью и стоимостью своих услуг. По расчетам владельцев вертолетов, стоимость одного летного часа по городу составила порядка 130 тысяч рублей. Исходя из этой суммы и заключили впоследствии контракт. Транспортировка пострадавших в авариях из любой точки кольцевой дороги до НИИ скорой помощи им. Джанелидзе занимала не более 6 минут — вертолеты и бригады всегда были в состоянии 10-минутной готовности к вылету. За год аэромобильные бригады вылетали на ДТП 381 раз, была оказана помощь 218 горожанам, из которых 63 человека — в тяжелом и крайне тяжелом состоянии.

Новый контракт - «утром стулья, вечером деньги»

Когда 30 июня закончился контракт с Петербургом по выполнению авиационных работ, в связи с экономическими и организационными причинами было решено предоставлять услугу в комплексе.  Для ее выполнения на базе «Хели-драйв» была создана служба санитарной авиации «МЕДСПАС». Для определения необходимости в вылете выбрали три критерия — не менее двух пострадавших, переворот или возгорание машины при ДТП, пострадавшие дети.

- Сначала мы предоставляли только авиационные услуги — медпомощь оказывала бригада Городской станции скорой медицинской помощи, - рассказал «Доктору Питеру» руководитель службы санитарной авиации «Медспас» Дмитрий Козырев. - Для выполнения условий нового договора мы лицензировали собственную медицинскую службу, а чтобы не увеличивать стоимость услуги — 130 тысяч рублей в час — оптимизировали расходы и оставили один вертолет для обеспечения города и области. При этом мы «разгрузили» врачей городской скорой, вынужденных раньше проводить целый день в нашем центре в ожидании одного-двух вызовов на ДТП. И ГССМП изменила принцип организации оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП - сначала на место ДТП приезжает бригада скорой помощи на автомобиле, и только после этого вызывается вертолет, то есть мы выполняем только эвакуацию, а медицинскую помощь оказывают врачи ГССМП. Зачем, если наша реанимационная бригада может делать то же самое? Да и время на эвакуацию увеличивается на порядок.

Если не видно разницы, зачем платить больше?

В августе город заключил с компанией госконтракт на предоставление услуг по санитарно-авиационной транспортировке, в соответствии с которым оплачивать такие услуги будут по принципу «фактически выполненных эвакуаций». То есть за каждый вылет. Но еще с июля полеты практически прекратились. Практически - потому что с того времени воздушную «Скорую» вызвали всего один раз.

Скорее всего, основная причина в том, что стоимость вызова скорой помощи «на колесах» и «на винте» отличается в десятки раз. До июня 2015 года денег, потраченных на вылеты, можно сказать, не считали - любой пилотный проект создается с заранее выделенным на него финансированием. Но в условиях кризиса огромные деньги за воздушную «скорую» город, по всей вероятности, готов выкладывать только в самых сложных и оговоренных в госконтракте случаях.

Хотя в петербургском комитете по здравоохранению сокращение вызовов санавиации объясняют «Доктору Питеру» другой причиной: тем, что необходимости в вызове санитарного вертолета с лета, действительно, не было. Городская станция скорой медицинской помощи сама справлялась с ситуацией. Сеть наземных подстанций «Скорой» помощи расположена так, что с ближайшей к месту ДТП подстанции высылается бригада, своевременно доезжающая до места ДТП на кольцевой, — в среднем за 14 минут, то есть помощь пострадавшие получают точно не позже, чем от бригады санавиации. А среднее время от вызова до доставки в больницу тоже составляет около получаса — благодаря, в том числе расположению травмоцентров I и II уровня в разных районах города. По данным комздрава, с 1 августа по 20 октября в часы дежурства авиамедицинской бригады городская «Скорая» госпитализировала с КАД всего 6 тяжелых пациентов, которым была вовремя оказана необходимая помощь. Вызывать же санитарный вертолет, по мнению медиков, есть смысл лишь при больших пробках на дорогах, но в этих случаях их не было.

Кому нужны вертолетные площадки

В то же время петербургские больницы начали обзаводиться собственными вертолетными площадками — деньги на их строительство выделяются из городского бюджета комитету по транспорту. Сейчас в Петербурге работают пока две площадки — в НИИ скорой помощи и 1-й детской городской больнице. Недавно построена еще одна, но уже в федеральной клинике - на крыше нового корпуса Северо-Западного федерального медицинского исследовательского центра (Центра Алмазова). Готовятся к приему пациентов «с воздуха» еще две городские больницы — Александровская и Елизаветинская. Зачем они нужны, если вертолетная санавиация практически невостребована? В комитете по здравоохранению говорят, что увеличение количества вертолетных площадок при больницах нужно для доставки пациентов при ЧП — например, при массовом ДТП с тяжелыми пострадавшими, которых надо будет доставлять сразу в несколько травмоцентров. В этом, собственно, и заключается необходимость в развитии санавиации, которую в комитете называют «перспективным направлением развития в совершенствовании медицинской помощи пострадавшим в ДТП».

Что касается использования санавиации для доставки пациентов с подозрением на инфаркт и инсульт, то в городских условиях для оказания такой помощи нет ни возможности – на городской улице вертолет не посадишь, ни потребности – 15 кардиоцентров круглосуточно принимают пациентов в режиме экстренной помощи во всех районах Петербурга.

Между тем, в Ленобласти проект аэромобильной реанимации набирает обороты. По словам руководства «Медспаса», еще в самом начале проекта для эвакуации пациентов в межрайонные больницы построены 7 вертолетных площадок — в Луге, Тихвине, Гатчине, Лодейном поле, Всеволожске, а также две — в Ленинградской областной больнице. Впервые в истории российской санавиации она спасает пациентов с сердечно-сосудистыми патологиями — и начинает это делать прямо на борту вертолета. Их транспортируют из отдаленных (более 100 км) районов области в сосудистые центры ЛОКБ и Всеволожской межрайонной больницы. Сейчас в планах — экстренная госпитализация беременных женщин с патологиями (на поздних сроках) в специализированные клиники.

Надежда Крылова

© Доктор Питер

Рубрики: Медицинская власть

9 комментариев Оставить комментарий

Зачем врачам скорой помощи ждать вертолет на месте ДТП, если сами могут за это время довезти? Раньше же была бригада реанимации скорой, которая вылетала сразу же при поступлении сигнала о ДТП, и врачи которой, что самое главное, имели большой опыт работы в тяжелых ДТП, потому что все работали и на реанимационных машинах скорой, а сейчас неизвестно какого профиля врачи (или есть санитарно-авиационная специальность?) без реанимационно-анестезиологических медикаментов хотят заняться перевозкой (только если больному оказана необходимая помощь, только если вертолет свободен и т.д.) и получать за это деньги от города. Смешно даже. Не рациональнее ли городу не идти на поводу одного монополиста, а создать в нашем городе свой медицинский вертолет с профессионалами на борту?

Это финансово не выгодно. При цене лётного часа 130000 рублей. Я так понимаю, раньше были целевые средства из бюджета, а сейчас предполагается, что городская станция должна сама финансировать вылеты, а вы знаете, сколько станция получает с одного вызова? Три тысячи рублей. Вот и смотрите, надо ли городской СМП вешать на шею такую дорогую службу.

Скорая помощь финансируется уже давно из фонда ОМС - вылеты вертолета ни одна страховая компания не осилит. Поэтому финансирование аэромобильной бригады может быть только из бюджета, как и было. Я так понимаю, что город и не отказывается оплачивать санавиацию, только вот Хелидрайв хочет летать сам, когда захочет, а не когда городу нужно. Не выгодно коммерсантам держать вертолет на приколе в ожидании ДТП, нужно деньги зарабатывать. поэтому и создали Медспас свой, ИМХО.

Саша, все лицензии на НА и сильнодействующие давно получены, препараты в наличии а насчёт НЕИЗВЕСТНОСТИ профиля врачей и их ОПЫТА - чья специализация или опыт работы на ДТП вызывает у тебя сомнения?

Миша, это сейчас Медспас набрал трех докторов из бывших скоропомощников, а завтра найдет кого подешевле. Это частная структура, которая сейчас ставит городу условия: или не летаем, или летаем своими медиками, потому что раньше сотрудники СМП не подчинялись Медспасу и лечили как положено и отвечали за больных. Лицензия на НА и СДП ничего не значит, их еще хранить, использовать или утилизировать нужно. Никто из медиков СМП, лечивших на месте ДТП тяжелого больного, не отдаст его какой-то частной структуре, пусть и с винтами.

Интересно какому гению пришло в голову осуществлять перевозку патологии беременных позднего срока на таких вертолетах? В ХД остались вертолеты в которых без посадки на ИВЛ не перевести и ЗМС не возможен. По роды в данных вертолетах только в страшном сне присниться может. Увы но реально на этих бортах возможна только эвакуация, не зависимо от опыта персонала.

А как же они на таких вертолетах хотят на ДТП летать? 200-ых возить до морга? Кстати, на старых фотографиях, правда, другой винтокрыл!......

Так они и готовы заниматься эвакуацией с ДТП подготовленных пострадавших, либо если будут прилетать первым и все сделал на земле и полетел. В городе время доставки в стационар вертолетом 6 минут. А вот беременных из области по часу в вертолет - это очень рискованно.

Как обычно частная структура хочет по быстрому денег заработать. И вертолет уже другой (поскольку свой уже продали) и летный час завышен. Сколько было пиара и летали на всякие мелочи. Вообще город в состоянии создать свою санавиацию а не идти на поводу у сказочников....

Написать комментарий:

Вы можете оставить комментарий, авторизировавшись






Читать дальше
Читать дальше

Самое читаемое

Самое обсуждаемое

  • "СМ-Клиника"*****
    Видимо какое-то осенне-зимнее обострение у всех - на парковке не протолкнуться, очередь на стойке регистрации и сам прием минут на 10 задержали. С...
    4.0 Отзыв от 13 декабря 2017 17:12
    Читать дальше
  • Городская больница скорой помощи №26
    Выражаю особую благодарность Хозину Ринату Шамильевичу - он мне делал операцию по исправлению носовой перегородки , всё прошло удачно - дышу как в...
    4.8 Отзыв от 12 декабря 2017 18:55
    Читать дальше
  • Городская больница скорой помощи №26
    Здравствуйте всем,кто читает мой отзыв:) Проходила лечение в городской Больнице №26 Московского района,в период с 21 по 28 ноября 2017 года.Делали...
    4.8 Отзыв от 12 декабря 2017 00:16
    Читать дальше
Читать все отзывы
Как вы принимаете антибиотики?

Все опросы



Нашли ошибку?

captcha Обновить картинку
×