По-прежнему онкология, в том числе рак груди, выявляется у петербуржцев чаще на поздних стадиях, а значит, и шансов на жизнь у заболевших немного.
На учете у онкологов Петербурга состоят 124803 человека, с диагнозом рак более 5 лет живут 65690 человек (5-летняя выживаемость после впервые установленного диагноза - показатель в онкологии, свидетельствующий об эффективности лечения).
При этом с диагнозом рак молочной железы на учете состоят 28812, почти две трети (18149) из них более пяти лет живут без рецидива. То есть при своевременном выявлении и лечении с болезнью можно справиться и жить еще долгие годы.
Специалисты говорят, что для определенных биологических подтипов рака молочной железы вероятность успешной терапии на ранних стадиях может доходить до 94%. Другие виды опухоли, такие как рак шейки матки или рак толстой и прямой кишки, можно и вовсе предотвратить. Если онкологическое заболевание обнаружено в запущенном состоянии, то угроза летального исхода резко вырастает. В 2014 году злокачественные новообразования были выявлены у 17008 петербуржцев, умерли — 8713, из них не проживших и года с момента установления диагноза - 3803 человека. Злокачественные опухоли груди были обнаружены у 2482 женщин. Умерли 990 петербурженок с этим диагнозом, 187 из них - в первый год его установления.
В прошлом году в России среди пациенток, впервые узнавших о своем диагнозе, у 30% женщин рак молочной железы уже перешел в III-IV стадию. По другим онкологическим заболеваниям ситуация выглядит не менее сложно. В среднем 41,3% всех выявленных злокачественных новообразований в 2014 году приходились на III и IV стадии.
О скрининге много говорится, но ничего не делается
В отличие от других стран, массового скрининга онкологических заболеваний, в том числе рака молочной железы в России нет. Попытка ввести его в Петербурге еще в 2007 году провалилась. Тогда предполагалось, что в единую информационную сеть объединят 38 городских поликлиник и лабораторию онкодиспансера на Березовой, в которую будут передаваться снимки пациенток, полученные в амбулаторной сети. В лаборатории высококлассные рентгенологи будут их расшифровывать и описывать. Кроме того, планировалось доставлять по почте раз в два года каждой петербурженке старше 50 лет приглашение на маммографию. Таким образом, решалась бы проблема с ранним выявлением рака груди.
Похожие программы по массовому скринингу разных видов рака (молочной железы, шейки матки, простаты) действую во всех странах Скандинавии и в Финляндии (Финляндия — разработчик программного обеспечения, на котором работают в большинстве стран Европы).
- Приобретение такого программного обеспечения — дорогое удовольствие, не думаю что Петербург может себе это позволить. Но разработать собственную программу городу вполне по силам, - считает идеолог скрининга рака молочной железы в Петербурге, директор Фонда профилактики рака Илья Фоминцев.
Практикам сложно с ним согласиться: в рамках программы модернизации здравоохранения информатизация системы здравоохранения Петербурга должна была завершиться еще в 2012 году. Но она не выполнена и наполовину. Что уж говорить о создании единой информационной системы для отдельной онкологической службы - попытка завершилась установкой систем для оцифровки снимков на старые рентгенологические аппараты и объединением в единую сеть всего 5 поликлиник еще в 2010 году. С тех пор к ней не прибавили ни одного учреждения.
По программе модернизации закуплены высококлассные маммографические аппараты. Сегодня в амбулаторной сети Петербурга — около 80 (!) маммографов, в том числе дорогие аппараты «Сименс», плюс еще около 40 маммографов — в стационарных федеральных и городских клиниках. Сколько маммографов у частников никто не считал. Но массового обследования как не было, так и нет.
Диспансеризация = скрининг
С началом объявленной Минздравом программы всеобщей диспансеризации необходимость в массовом обследовании женщин для выявления рака груди вообще перестали обсуждать. Считается, что раз маммография проводится всем женщинам от 39 лет раз в три года, то этого достаточно.
- Для рака груди обследование раз в три года - рискованно, во всем мире рекомендуют делать маммографию раз в два года. Потому что существуют так называемые интервальные раки, способные развиться в течение двухлетнего периода, кроме того, в рамках массового скрининга и недостатка квалифицированных кадров ни у кого нет гарантии, что «мелкие» новообразования не остаются незамеченными, - говорит Илья Фоминцев. - За три года их развитие может достичь III-IV стадии. Эффективность скрининговых программ оценивается только по одному критерию — снижению смертности, но мировой опыт показывает, что скрининг без контроля охвата и контроля качества проведенных исследований никогда не добивается этой самой основной цели. Реального контроля охвата и контроля качества в диспансеризации пока нет. В ней вообще видны только цифры, за которыми нет людей. И кто знает, через три года женщины, сделавшие маммографию, придут снова на диспансеризацию или это будут уже другие петербурженки. А если придут те же, как сравнить новые снимки с предыдущими результатами маммографии, если они не хранятся в базе данных?
Как измерить эффективность выявляемости рака груди?
Население Петербурга 5,1 млн человек, из них около миллиона человек — в возрасте до 21 года диспансеризации не подлежат. За год общая («естественная» + диспансерная) выявляемость рака груди составила 2482 случая. В рамках диспансеризации обследовано 866 тысяч человек, выявлено - 410 петербурженок с раком груди разных стадий, что составляет 0,047% от всех диспансеризированных. Если процент «естественной» выявляемости рассчитать, исходя из не прошедшего диспансеризацию взрослого населения старше 21 года минус число прошедших диспансеризацию, получается, что из 3,2 млн петербуржцев обоих полов рак груди выявлен у 2071 женщины. Это составляет... 0,64%.
Получается, что в цифрах нет большой разницы между рутинным ежегодным выявлением заболевших и целенаправленным поиском патологии в рамках диспансеризации?
В Европе, где настоящие скрининговые программы работают 15-20 лет и требуют больших вложений, статистика смертности ежегодно остается приблизительно на одном уровне. Когда каждую женщину регулярно обследуют, а результаты новых обследований сопоставляют с предыдущими, вероятность выявления рака на поздних стадиях близка к нулю.
Для России и Петербурга, наверное, организация настоящего скрининга это дорого, но это пока единственная возможность достичь «западного» уровня выявляемости заболевания.Другое дело, что сегодня приходится выбирать, на что тратить деньги: на выявление новых пациентов или на лечение тех, что есть.
Справка
В соответствии с Европейским стандартом ежедневно на одном маммографе должно выполняться 60 исследований, а число исследований за один год (210 рабочих дней) – 12 600 только скрининговых маммографий. С учетом этих сведений, для проведения маммографического скрининга в России необходимо 486 маммографов.
В России работают более 1,5 тыс маммографов. В основном их используют для подтверждения уже выявленной злокачественной опухоли.
Недавняя проверка Росздравнадзора показала, что из поставленного по программе медицинского оборудования реже всего используются маммографические аппараты – 3,6 исследования в сутки (1305 в год). В рамках программы диспансеризации - 6,2 исследования в сутки (2271 в год).
© ДокторПитер