– Пациенты, как правило, не имеют специальных знаний, они основывают свои жалобы и претензии на каких-то своих умозаключениях. Так и пишут: «Мне кажется, что помощь оказана не так, как надо». Требуют денег: «Иначе я пойду в суд, напишу в Росздравнадзор, прокуратуру, напишу про вас в соцсетях». К нам каждые сутки обращается 130-140 человек и, конечно, среди них есть недовольные по разным причинам. Для разрешения конфликта кому-то достаточно извинений, кому-то возвращения денег, в отношении кого-то мы встаем на жесткую позицию и отказываем в удовлетворении претензии, тогда кто-то из них идет в суд. Мы за 20 лет существования компании пережили 5 судов, доведенных до конца. Из них 4 пришлись на последние 2 года.
Судебные процессы, на мой взгляд, странные, судьям очень трудно понять, что говорят врачи, эксперты. Это и мне сложно, а судье, совсем далекому от медицины, тем более. Пример: пациент подал на нас исковое заявление в суд с требованием возмещения ущерба в 600 тысяч рублей. В экспертизе сказано, что врачи сделали все правильно. Но… В истории болезни не расшифрован диагноз, а стоит аббревиатура. Это нарушение. Кардиограмма – дата сбилась, и вписана вручную врачом. Тоже нарушение. И так далее: нарушения – только в оформлении документации. Суд присуждает выплату за ненадлежащее оказание медицинской помощи в 50 тыс. руб. Плюс штраф по закону о защите прав потребителей – 25 тысяч, экспертиза, услуги адвоката, набежало около 150 тысяч рублей. Хорошо, у нас есть страховая компания, которая оплачивает эти издержки, а мы оплачиваем только штрафы. А если бы он сразу попросил 50 тыс., я бы уже и отдал, чтобы не связываться со всем этим. Но ему-то нужно было 600!
Другая ситуация: пациент подписывает отказ от госпитализации. Через несколько часов у него выявляется серьезное заболевание. Суд не принимает во внимание отказ.
Я считаю, что нужны какие-то специальные суды и специальные эксперты, которые могут оценить реальный вред, нанесенный пациенту, и мнимый, надуманный, но его легко доказать из-за бюрократизма, которым опутана сегодня медицинская практика. И когда речь идет о «пациентском экстремизме», я могу предсказать: что-то не досказали, что-то не дописали, что-то недооформили – это основное, за что будут судить медицинские организации.