Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Петербургский психолог рассказал, почему подростки боятся быть счастливыми

Результаты исследований, проведенных в 2017-2018 годах, говорят о том, что современные подростки называют здоровый образ жизни одним из условий достижения счастья. Правда, при этом только 42% из них часто бывают счастливыми.

18 марта 2019

Счастливы ли наши подростки и что им нужно, чтобы обрести счастье? Об этом в преддверии Международного дня счастья рассказала Маргарита Изотова, преподаватель факультета клинической психологии ПСПбГМУ, эксперт ООН по кризисным ситуациям:

- Психологи давно изучают природу чувства, которое человечество называет счастьем. Но только в 1973 году оно стало предметом научной психологии. Сегодня общепринятой «формулой» счастья считается определение, предложенное основоположником позитивной психологии американцем Мартином Селигманом С= И + О + В. Здесь: С – счастье, И – индивидуальный диапазон – то есть генетически предопределенный уровень счастья, который остается относительно стабильным на протяжении всей жизни и к которому мы возвращаемся после большинства значительных событий в нашей жизни (50%). О – внешние обстоятельства, включая семью, детей, религию, повседневную деятельность и т.д. В – это факторы, поддающиеся волевому контролю, то есть сознательные, намеренные и требующие действия (40%).

Психологи, проводившие исследование в 2017-2018 годах среди подростков, обучающихся в петербургских лицеях, школах и сиротских учреждениях, сравнили, как отличается их восприятие счастья от общепринятой в мире формулы. Они выяснили, что 42% опрошенных подростков испытывали ощущение счастья часто, 20% испытывали это ощущение периодически, а остальные — никогда. При этом на вопрос хотите ли вы быть счастливыми, 13% ответили: «Не знаю».

Исследователей интересовало, что чувствует подросток, когда он счастлив, что с ним происходит и из каких компонентов состоит счастье.
По словам Маргариты Изотовой, для подростков ощущение счастья представляет собой набор ощущений: зрительных (для кого-то это яркие, радужные цвета, для кого-то - пастельные), вкусовые (сладкое или вкусное, как мороженое, торт, конфета), тактильных (мягкое, гладкое, бархатное, пушистое). Подростки дают характеристику счастью, оценивая его, как громадное/большое или маленькое/крошечное. Оно «горячее, даже обжигающее — должно растапливаться так, что в груди должно быть жарко». При этом легкое, хотя подростки с асоциальным поведением считают, что счастье тяжелое, потому что его надо заслужить. Большинство подростков считают, что счастье должно звучать — оно ассоциируется с музыкой, мурлыканьем кота, щебетом птиц и звуками леса или моря, реже — с голосами родителей, причем из того времени, когда подростки были еще маленькими детьми.

Дети описывают свое состояние в счастье как «восторг», «эйфория», «кайф», «экстаз» и «милота». Среди чувств, которые при этом испытываются, с огромным отрывом лидирует любовь, на втором месте - любовь к миру, под которой они понимают полезность миру и оценка людьми самого подростка в будущем и в настоящем, а также интересную деятельность (работу), найти которую, по их мнению, очень сложно.

Как показало исследование, прогноз на счастье в будущем у подростков не позитивный. Радует то, что, как рассказала Маргарита Изотова, большинство называет среди условий достижения счастья здоровый образ жизни и лишь 3% отождествляют его с «ничегонеделаньем». Состояние, в котором приходит счастье для подростков,  - спокойствие, активность, гармония, умиротворение, удовлетворенность от исполнения желания (мечты), достижение целей, отсутствия страхов, а главное — отсутствие тревог. А страхов у них немало, дети боятся в том числе войн и терактов. Неуверенность в собственном будущем основана на неопределенности: «неизвестно, каким будет мир и страна, когда мы станем взрослыми».

© ДокторПитер