С 1 января 2017 года у страховых компаний появится еще одна важная функция - информационное сопровождение своих застрахованных по диспансеризации и профилактическим мероприятиям. То есть, если до сих пор о необходимости обследования раз в три года сообщали СМИ и поликлиники, в которых проводилась диспансеризация, то теперь это задача страховых представителей СМО, в соответствии с приказом Федерального фонда ОМС №88 «Об утверждении регламента взаимодействия участников обязательного медицинского страхования при информационном сопровождении застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи».
Петербургу как мегаполису сложно одномоментно с начала 2017 года перейти на систему оповещения, по которой все петербуржцы, подлежащие диспансеризации в соответствии с годом рождения, должны приглашаться на диспансеризацию.
Читайте также: Какие обследования включены в диспансеризацию
- Вместе со страховыми компаниями мы заранее решили запустить пилотный проект в нескольких медицинских организациях и районах. И уже в IV квартале 2016 года страховые представители СМО начнут сообщать петербуржцам о том, что они должны пройти диспансеризацию, - рассказала Александра Репина. - Медицинские организации получили списки тех, кто еще не сделал это, и подготовят расписание, по которому будут принимать пациентов для диспансеризации, в том числе в субботу. Важно отработать механизм рассылки приглашений, чтобы люди не пришли все сразу, хоть и понятно, что откликнутся не все приглашенные. В этом году мы его опробуем и плавно перейдем к распространению полученного опыта на весь город в 2017 году. Так что любой петербуржец должен быть готов к тому, что страховой представитель компании, в которой он получил полис ОМС, может позвонить и сообщить, что в соответствии с годом рождения, человек имеет право пройти диспансеризацию. А страховой представитель ему поможет.
Фонд ОМС провел опрос тех, кто в 2016 году подлежал диспансеризации, но до 1 октября не прошел ее. На вопрос «Почему?» чаще всего петербуржцы отвечали: «Забываю», «Не знал», реже: «Неудобно» и еще реже: «Не считаю нужным».
В ходе опроса выяснилось, что для принятия решения о прохождении диспансеризации основной фактор для большинства – раннее выявление онкологических заболеваний.
На вопрос «От кого бы вы хотели получить приглашение на диспансеризацию?» 70% респондентов работоспособного возраста ответили: «страховую медицинскую организацию». В ходе опроса выяснялось, каким способом горожанам удобно получать информацию о необходимости пройти диспансеризацию. Большинство выбрало оповещение через SMS, на втором месте - общение по телефону, немногие выбрали оповещение по электронной почте.
Как сообщила Александра Репина, по результатам этого опроса и будут планироваться способы оповещения страховщиками и поликлиниками. Подразумевается, что такое информирование - один из важных элементов системы защиты прав граждан, создаваемой в рамках ОМС.
Участие страховых компаний в организации доступной и качественной медицинской помощи своим застрахованным расширяет и определяет приказ ФФОМС №88, который утвердил три уровня страховых представителей. Представители первого и второго уровня уже работают в Петербурге.
Специалисты первого уровня принимают обращения застрахованных в страховую компанию по телефонам горячих линий, а также отвечают на типовые вопросы граждан.
Звонки, поступающие в Территориальный фонд, по необходимости переводятся в страховую компанию, в которой застрахован человек, обращающийся за помощью. При этом специалисты фонда контролируют, как отрабатываются эти звонки. Из 1 800 тысячи обращений за 2016 год большинству абонентов требовалась справочная информация и консультации («Как получить полис на ребенка?», «Застрахован ли я в системе ОМС?» и т.д.).
На письменные обращения, в том числе поступающие на сайты страховых компаний и на сайт Территориального фонда в электронном виде, на жалобы и обращения по поводу организации и качества оказания медицинской помощи, независимо от того, в каком виде они поступают: устном или письменном - отвечают страховые представители II уровня. Они же наделены обязанностью информировать россиян (в соответствии с годом рождения) о том, что им следует пройти диспансеризацию или профилактическое обследование. По приказу, такое информирование должно начаться уже в январе 2017 года.
Страховые представители III уровня официально появятся в системе ОМС в 2018 году. Фактически же это эксперты страховых компаний, которые сегодня проводят экспертизу качества медицинской помощи.
Страховые представители не только информируют о возможностях в системе ОМС. Главная функция этих специалистов – защита прав застрахованных, подчеркивают в Терфонде. Страховые представители II и III уровня могут оперативно решать спорные вопросы напрямую с руководителем медицинской организации или Территориальным фондом, что для пациента становится гарантией получения медицинской помощи необходимого объема, качества, в установленные сроки.
ФФОМС и Минздрав создали специальные образовательные циклы в двух вузах страны по подготовке страховых представителей. Территориальный фонд и страховые компании Петербурга организовали их обучение.
© ДокторПитер