Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Полиция Петербурга обвиняет судебную систему в том, что наркозависимые не лечатся

В Петербурге в 2014 году из сотен административных дел, связанных с употреблением наркотиков, только по трем судьи вынесли решение о том, что наркозависимый обязан пройти хотя бы диагностику. Об этом на заседании Антинаркотической комиссии в Смольном сообщил Сергей Умнов, начальник ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти.

12 марта 20151
Полиция Петербурга обвиняет судебную систему в том, что наркозависимые не лечатся
Источник:
Фото: Евгений Егоров/ ДП

На заседании обсуждали, почему буксует новый ФЗ №313, согласно которому наркозависимых по решению суда могут обязать пройти диагностику, посетить профилактические мероприятия, а также пройти лечение от наркозависимости, медицинскую и (или) социальную реабилитацию. Контрольная функция по исполнению наркозависимым наложенной судом обязанности возлагалась на Наркоконтроль.

- В 2014 году сотрудники полиции выявили свыше 2700 правонарушений, связанных с употреблением наркотических средств без назначения врача, - рассказал Сергей Умнов. - Но суды применяют новые нормативы в единичных случаях: принято всего три решения о назначении административного наказания в виде обязанности пройти диагностику, а еще по 10 делам административное расследование прекращено, потому что наркоманы добровольно обещали лечиться самостоятельно - на этом все закончилось. Но если суд направит, например, 300 человек на лечение и реабилитацию, сможем ли мы их лечить, где возьмем деньги и так далее?».

 

(Как, по мнению вице-губернатора Петербурга, надо реабилитировать наркозависимых, узнайте здесь)

 

С начальником ГУ МВД соглашается Дмитрий Борзов, начальник Службы межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Управления ФСКН России по Петербургу и Ленинградской области. Он привел конкретный пример: «Человек с 2004 года стоит на учете как наркозависимый, 21 раз обращался за лечением и ни разу не прошел полный курс, снова попался с наркотиками. Мы его отправляем в суд, а суд… - на диагностику. Хотя в деле есть все материалы, подтверждающие, что человек -  наркозависимый со стажем, судья же говорит  - «я не врач, решение о лечении принять не могу, пусть идет на диагностику». Борзов напомнил, что, по закону, суд после принятия решения должен направить материалы об этом в комитет по здравоохранению, который, в свою очередь, в течение трех дней должен известить Наркоконтроль о возложении на него обязанностей проследить за исполнением решения суда. Но на деле суд не указывает ни конкретный срок, ни конкретное учреждение, где эту диагностику наркозависимый должен пройти. И материалы никуда не пересылаются вообще. И что в итоге?.

- Прошло 5 месяцев после решения суда, мы человека опять задерживаем и везем в суд, где теперь уже должны привлечь его к ответственности за неисполнение предыдущего решения суда, - продолжает Дмитрий Борзов, - а тот же самый судья говорит: «Срок-то не указан, значит, может быть, наркозависимый еще примет решение и пойдет на диагностику, поэтому я его штрафовать не буду и освобождаю от административной ответственности, потому что он согласился пройти лечение». 

 

(Сколько человек за год отравились в Петербурге спайсами, узнайте здесь)

 

И таких примеров, как утверждает Борзов, десятки. По его словам, ФСКН направило в суд в 2014 году 600 материалов и только в 67 случаях судьи приняли решение о дополнительном возложении ответственности. А ведь, как рассказал Дмитрий Борзов, еще при вступлении закона в силу в Петербурге достигнута договоренность между Наркоконтролем, комздравом и Городской наркологической больницей даже о профилактических мерах, которые могут быть наложены в виде дополнительной ответственности. Например, если попался студент впервые с наркотиками, то ему могут вменить четыре субботы подряд с 19.00 до 21.00 слушать лекции, смотреть фильмы и знакомиться с профилактическими материалами о наркозависимости. «Для этого у нас есть мощности и силы, - сказал офицер. – Но вот уже и 1 марта нового года прошло, ни одного решения о направлении на профилактику судьи так и не приняли».

 

В Ленинградской области ситуация лучше – около 55% рассмотренных дел, где судьи накладывают дополнительные обязательства по диагностике. Диагностика, кстати, - это 90% дополнительных обязательств, потому что судья, как правило, говорит, что он не врач и решение о лечении и реабилитации наркозависимого он принять не может. «Когда я выступал перед судьями, то я их просил разработать алгоритм, по которому после направления судом на диагностику, наркозависимый обязан пройти это лечение и реабилитацию, если его направляет врач, - продолжил Борзов. - Сейчас, если врач говорит, что лечение необходимо, пациент отвечает, что лечиться не хочет. При этом решение суда формально выполнено».

 

(О новом порядке диспансерного наблюдения за наркозависимыми, разработанным Минздравом, читайте здесь)

 

Дмитрий Борзов считает идею закона хорошей и правильной, способной заставить человека лечиться, но исполнение явно буксует: «Судьи у нас независимы, мы на них давить не можем, но речь идет об их гражданской позиции».

 

Губернатор Георгий Полтавченко поручил организовать встречу с судьями, чтобы еще раз поговорить об их «гражданской позиции», а Управлению ФСКН по Петербургу и Ленобласти - обратиться в Верховный суд РФ с просьбой проанализировать практику рассмотрения таких административных дел и выработать единые рекомендации для подведомственных организаций всей страны.

 

Галина Артеменко

© ДокторПитер