
Видишь пса - улыбнись
Ребята из школы-интерната № 67 в Пушкине еженедельного приезда собаки ждут с нетерпением. Инструктора-методиста Ольгу Цивилеву из Ассоциации поддержки и развития канис-терапии и ее питомцев дети встречают у двери. В этот раз в гости к интернатовцам Ольга привезла молодую немецкую овчарку по кличке Фиджи. Потрепав ее за уши, ребята гурьбой идут в отведенный просторный холл, где обычно проходят занятия с собаками.
Лечебный процесс выглядит так: сначала Фиджи отпускают с поводка, давая ей возможность обнюхать все углы, а ребятам — хорошенько познакомиться с незнакомой собакой и задать все волнующие их вопросы. «А она уже ела?» - интересуется один из воспитанников интерната, убирая от любопытного носа овчарки бутерброд. «А сколько ей лет?» - спрашивает другой. «Ой, какая красивая!» - восхищается третий. Ольга Цивилева терпеливо отвечает, что кормить Фиджи пока не нужно, что она еще совсем молодая — всего 9 месяцев, но очень дружелюбная. После разговоров начинается тренировка: ребята по очереди проходятся с Фиджи по коридору, отдают ей команды, требуют выполнения. Для Фиджи такие занятия тоже в новинку — она еще очень неопытный «терапевт», и потому сначала собака капризничает, отказываясь слушаться, но быстро понимает, чего от нее ждут, и начинает активно работать.
Именно так — «работой» — называется на языке канис-терапевтов общение собак с больными или социально неблагополучными людьми. Дети из интерната относятся ко второй группе: они замкнутые, плохо умеющие находить общий язык с людьми не из их мира. Общение с собаками помогает эту проблему преодолеть. Животных дети не стесняются, а интерес к ним незаметно подстегивает их задавать вопросы хозяевам псов. Кроме того, собаки — это всегда море позитивных эмоций, которых так не хватает брошенным детям.
Собак люди любят подсознательно, - рассказывает Ольга Цивилева. - Однажды даже проводили эксперимент: детям показывали фотографии животных, которых они никогда прежде не видели. И, глядя на снимки собаки, все без исключения начинали улыбаться.
Незаметная тренировка
Канис-терапия показана не только брошенным детям. Волонтеры частенько привозят собак пообщаться с одинокими стариками из домов престарелых. Как результат, у пожилых людей проходит депрессия, да и общее состояние здоровья улучшается.
Эффективна канис-терапия и при лечении людей с тяжелыми заболеваниями центральной нервной системы — например, больных детским церебральным параличом или аутизмом. Например, у страдающих ДЦП есть упражнение на сгибание и разгибание пальцев рук. Но обычно детям выполнять его скучно, а если еще и не сразу получается, они теряют веру в то, что это вообще возможно. А вот расчесывать собаку пальчиками малышня очень любит и, по сути, тренирует руки, не замечая этого. Очень полезны и игры, когда дети бросают мячи, а собаки приносят их обратно.
Что особенно ценно, - отмечает Ольга Цивилева, - детям интересны такие занятия, и они готовы продолжать тренироваться. А это очень важно для закрепления эффекта.
Источник счастья, радости и бега
Быть терапевтом может не каждая собака. К хвостатым докторам предъявляются особые требования. Прежде всего, собака не должна быть агрессивной. Даже если всего один раз в жизни пес оскалился на ребенка, для работы в канис-терапии он не подходит. Кроме того, животные должны обладать недюжинной выдержкой и безусловной любовью к людям. Ну и, конечно, уметь выполнять определенные команды — например, приносить и отдавать в руки людям брошенные предметы; не пугаться шума и, самое главное, быть готовыми к сотрудничеству с человеком. Канис-терапевт должен спокойно позволять себя везде трогать (детям всегда интересно прикоснуться к собаке), и даже если человек нечаянно причиняет псу боль, тот не должен подавать виду: максимум, что позволяется собаке в такой ситуации,— лечь на пол. Кстати, лечь пес должен и в том случае, если он в растерянности и не знает, как поступить.
Этому всему собак учат на специальных тренировках, а чтобы стать «дипломированным доктором», собаки сдают настоящие экзамены. Судьи проверяют, насколько они исполнительны, как ведут себя в стрессовых ситуациях. Оценивают строго — за весь экзамен допускается не более трех замечаний, да и те должны быть незначительными.
Например, был на экзамене случай, когда пес принес брошенный предмет, но отдал его не в руки человеку, а просто положил рядом, - вспоминает Ольга Цивилева. - Судьи, увидев, что собака апортировку выполнять умеет, но просто переволновалась, дали ей второй шанс.
В Петербурге сегодня пять дипломированных псов-докторов. Свои экзамены они сдали в начале февраля этого года. Еще порядка десяти собак проходили тесты в апреле — но результаты «экзамена» не пришли. Дело в том, что оценивают квалификацию петербургских псов специалисты из США. И дипломы приходят оттуда же.
Кстати, для каждого человеческого диагноза готовят свой тип собаки. Например, для работы с больными ДЦП подходят псы очень спокойные, даже флегматичные. А вот людям, страдающим синдромом Дауна, очень сложно сосредотачивать внимание на малоподвижных животных. Для них важно, чтобы собака была источником счастья, радости и бега.
Источник: Татьяна Песина,