Напомним, Минздрав организовал несколько "прямых линий", в ходе которых принимал вопросы от пациентов и врачей. Пациенты в основном спрашивали о получении бесплатной медицинской помощи по полису ОМС, а также о своих правах, сообщают в Минздраве. "Доктор Питер" публикует самые частые вопросы и ответы.
- Я пытаюсь записаться к врачу-терапевту уже неделю, но в регистратуре отказывают. Разве нет каких-то сроков, в которые меня обязаны принять?
- Сроки определены Программой госгарантий бесплатного оказания медпомощи. В частности, записать к врачу-терапевту должны в течение 24 часов после обращения в регистратуру, а на первичную консультацию врача-специалиста (например, офтальмолога) и на анализы – в течение 14 календарных дней.
Полезно знать и другие нормативы. Так, срок оказания экстренной помощи составляет 20 минут с момента вызова «скорой помощи», а неотложной - два часа с момента обращения в стационар или амбулаторно. Компьютерную или магнитно-резонансную томографию вам обязаны провести в течение 30 календарных дней с момента направления лечащим врачом. В случае подозрения на онкологию этот срок сокращён до 14 календарных дней. В этом году Министерство здравоохранения подготовило инфографику по таким срокам: её
- В нашей женской консультации всего один врач. Мне сделали положенный по ОМС бесплатный скрининг беременности, но расшифровать результаты ЭКГ не могут. Чтобы сделать расшифровку бесплатно, отправляют в другой город, а это почти сутки на поезде. При этом в городе есть частные медицинские организации, но их услуги платные. В чём тогда смысл бесплатного скрининга?
- Программа государственных гарантий предусматривает несколько вариантов решения этой проблемы. Во-первых, результаты обследования можно отправить в районный центр на расшифровку, а при необходимости – даже вызвать бригаду медицинских работников в ваш город. Во-вторых, в Программе участвуют все медицинские организации, включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС в регионе. Это значит, что в частной женской консультации в вашем городе вы тоже можете получить помощь по ОМС. Кроме того, Минздравом заложена возможность для врачей из федеральных центров консультировать врачей из области.
- Диагноз "бесплодие" 9 лет. В сентябре 2018 встала на очередь ЭКО по ОМС. В июне 2019 получила квоту, но, к сожалению, попытка оказалась неудачной. И сейчас хотела бы повторно подать документы, но мне сказали, что сделать это можно только через 3 месяца, а это значит ждать следующей попытки еще примерно год. Действительно ли потребуется столько ждать?
- Показания для проведения ЭКО за счет средств ОМС определяются лечащим врачом и регламентируются порядком использования вспомогательных репродуктивных технологий, утвержденных
Кроме того, в соответствии с программой государственных гарантий, с 2018 года стало возможным осуществление криоконсервации эмбрионов и их перенос также бесплатно за счет средств ОМС.
- Что делать, если отказывают записать на обследование, не соблюдают сроки или просят оплатить то, что и так входит в ОМС, что делать, если недовольны лечением?
- Для того, чтобы взаимодействие пациентов с системой здравоохранения было максимально комфортным, последние четыре года Министерство развивает институт страховых представителей. Страховые представители – это сотрудники страховых медицинских организаций, которые принимают обращения граждан и контролируют качество предоставляемой им медицинской помощи. В случае, когда вы не уверены, что ваши права соблюдаются, позвоните по номеру «горячей линии» вашей страховой компании: он напечатан на вашем страховом полисе.
Контакт-центры консультируют пациентов круглосуточно 24/7. Оператор сможет ответить на ваши первичные вопросы и в случае необходимости передаст ваше обращение экспертам. Например, в случае неэффективного лечения страховой представитель проведёт для вас очную медицинскую экспертизу, обсудит ситуацию с вами и с лечащим врачом, возможно, пригласит независимых врачей-экспертов. По результатам такой экспертизы, при необходимости, лечение скорректируют и будут следить за его эффективностью в динамике.
Кроме того, страховые представители смогут проконтролировать, чтобы вы получили нужную помощь в срок, а если ваша поликлиника или больница не могут предоставить вам эту помощь, – добьются, чтобы вас приняли на лечение в другом учреждении. По любым вопросам бесплатной медицинской помощи пациентам лучше обращаться к страховым представителям – главным защитникам их прав в сфере здравоохранения.
В Минздраве напомнили, что все медицинские услуги, на которые вправе рассчитывать пациент, перечислены в специальном постановлении правительства – Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В этом документе указаны подробные нормативы: какое лечение той или иной болезни оплачивает государство и при каких условиях. Например, процедуру ЭКО можно сделать бесплатно, но не чаще двух раз в год, а больным-«сердечникам» положена установка кардиостимулятора, но при определённых условиях. Постановление утверждается Минздравом каждый год, поэтому нормативы действительно могут меняться. С основными положениями закона можно познакомиться в