По существующей сегодня схеме фонд ОМС формируется из двух источников: первый — средства работодателей, перечисляющих взносы на обязательное медицинское страхование в размере 5,1 % от зарплаты сотрудников, второй — средства региональных бюджетов за неработающее население (в 2015 году эта сумма – 18,8 тысячи рублей в год за каждого неработающего). В первую очередь это пенсионеры и дети, студенты, безработные, зарегистрированные на бирже труда, граждане, вынужденные оставить работу из-за необходимости ухаживать за детьми, инвалидами или тяжело больными родственниками. Однако из региональных бюджетов, так же, как за эту часть населения, взносы перечисляются и за тех, кто числится неработающим, а на самом деле работает на теневом рынке труда и получает зарплату в конвертах, не отчисляя налоги и взносы в фонды (пенсионный, медицинского и социального страхования). Последних Минфин хочет заставить платить хотя бы в один из этих фондов — ОМС, введя для них новое правило: с 2015 года они должны будут доплачивать за свое лечение в государственных поликлиниках и больницах – по 18% от суммы, которая выделяется на медицинское обслуживание каждого гражданина из региональных бюджетов. От 18,8 тысячи рублей она составит 3,4 тысячи с ежегодной корректировкой на процент инфляции. Логика ведомства довольно проста: если человек по собственной воле не работает, он должен принимать участие в оплате медицинских услуг, чтоб за него это не делали другие.
(На что будет тратить деньги в 2014 году Петербургский фонд ОМС, узнайте здесь)
Как именно сочетается это с 41 статьей Конституции (Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь) не очень ясно. «Введение платы за полис ОМС не только нарушит конституционное право граждан, но превратит многих членов общества в людей «второго сорта», – заявил замруководителя центра экстрапирамидных заболеваний Федерального медицинского биофизического центр им. А.И. Бурназяна Эдуард Гаврилов. Например, по его мнению, прежде всего из системы госстрахования выпадут самые незащищенные категории граждан, в том числе студенты, беременные матери и женщины, находящиеся в декрете, многие инвалиды.
«Инициатива Минфина может оставить миллионы граждан России без доступа к медицинской помощи: очевидно, что ежегодно платить более 3,5 тысяч рублей за медицинские услуги смогут далеко не все родители, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, совсем не все студенты и уж точно не смогут бездомные. Невозможность получать медицинские услуги скажется на продолжительности и качестве жизни значительного числа людей, которые и так не относятся к самым социально защищенным категориям», – говорит директор фонда «Ночлежка» Григорий Свердлин.
В части оценки этого нововведения опрошенные "Фонтанкой" эксперты разошлись во мнениях. Одни уверены в том, что инициатива похожа на тест для всей страны по вопросу соплатежей в бесплатной медицине в принципе. Идея соплатежей, принятая во всех развитых европейских странах, давно витает в воздухе — с одной стороны это реальный механизм для отслеживания потоков пациентов — с их помощью легко лишить медицинские учреждения возможности злоупотреблять приписками. С другой — это дополнительные деньги в систему, даже если они будут и невелики. С третьей, это хороший способ отсечения пациентов от бездумного использования той или иной медицинской услуги. Однако, эти же эксперты уверены, что прибыли от этой инициативы фонд ОМС не получит: хорошо, если полученных средств хватит на создание и содержание служб, которые обеспечат ее организацию и выполнение.
Другие эксперты уверены, что идея взимать плату с неработающих пациентов бесперспективна. Потому что механизма ее применения нет, и найти его сложно. Сегодня в регистре у каждого Территориального фонда ОМС есть данные о том, работает застрахованный в ОМС или нет — они поступают из Пенсионного фонда. Если бы существовала прежняя система, по которой работодатель ежегодно должен был оформлять полисы на своих сотрудников, а неработающие получали полис ОМС в страховых медицинских организациях (СМО), можно было бы легко наладить систему взимания платы в момент их оформления. Но сейчас в Петербурге, например, 80% населения уже получили полисы нового образца — бессрочные. В СМО эти люди появятся теперь, только когда полисы по какой-то причине потребуется заменить. А компенсировать затраты на бесплатное медицинское обслуживание неработающий обязан, по мнению Минфина, ежегодно. Возможно, для таких случаев потребуется создать особые службы в медицинских учреждениях, но такой вариант сегодня даже не обсуждается.
(Когда и как надо поменять старый полис ОМС на новый, узнайте здесь)
«Фонтанка.ру» обратилась за комментарием в Минфин, но и там не смогли прокомментировать, как именно будут изымать эти деньги. Один из вариантов: оплачивать неработающим придется лишь ряд медицинских услуг при обращении в поликлинику, например вакцинацию или профилактические приемы у врачей по установленным фондом ОМС тарифам. В любом случае чиновники Минфина убеждены, что их предложение не затронет прав граждан и не приведет к «дифференцированному подходу» в оказании медицинской помощи неработающим.
В Минфине думают, что с неработающих можно будет ежегодно собирать до 146 млрд рублей. Потому что по официальной статистике в России работают только 41,5 млн человек, включая пенсионеров. Согласно данным Росстата, неработающих в стране больше – примерно 42,8 млн. Из них 29,1 млн работают без оформления и еще как минимум 13,7 млн человек не работают без уважительной с точки зрения Минфина причины. Статус безработных (то есть состоящих на учете в центрах занятости) по данным на май 2014 года имели всего 0,9 млн россиян, сообщает «Слон».
Ну, а если доходы на деле окажутся меньше, то это будет означать, что работодатели начали выводить серую зарплату из тени и платить налоги, в том числе взносы в фонд ОМС.
Однако мотивировав работодателей отказаться от серых зарплат одной рукой, другой власти снова загоняют их в тень, объявив, что с 2016 года отменяется так называемый порог отсечения, после которого работодатель перестает платить взносы в Фонд ОМС. Проще говоря, если сегодня работодатель перестает перечислять в фонд ОМС взносы с суммы заработной платы сотрудника выше 624 тыс рублей, то с 2016 года это ограничение будет отменено — сколько бы сотрудник не заработал за год, со всей суммы работодатель будет за него платить. Сегодня «медицинский» налог составляет 5,1% от зарплаты.
Причины подобной инициативы понятны. По расчетам Минфина, с 2017 года нынешних доходов для финансирования системы здравоохранения ФОМС уже не хватит.
«Будет повышаться оплата труда медработников, будет расти качество, а следовательно, и стоимость медицинских услуг. Кстати, в законе о ФОМС есть запись, что этот фонд должен финансировать все свои обязательства в пределах поступающих доходов, то есть быть самодостаточным», – пояснил решение министр финансов Антон Силуанов в интервью «Ведомостям».
В России, правда, такого еще не было.
Экономическая ситуация заставляет Минфин искать дополнительные возможности для финансирования расходных обязательств. Так, тот же Силуанов заявил, что с 2015 года в дополнение к НДС в России может появиться налог с продаж – регионам дадут право снимать с предпринимателей до 3%. По его словам, введение этого налога принесет в бюджет около 200 млрд руб. После президентских выборов в 2018 году могут вырасти ставки НДС и НДФЛ на 2% каждый. Минфин рассчитывает получить от НДС 5,3 трлн рублей, от НДФЛ – 3,4 трлн.
Ольга Мясникова «Фонтанка.ру»