
Тест для определения ВИЧ-статуса продается в любой аптеке
На сегодняшний день в России зарегистрированы почти 700 тысяч человек с положительным ВИЧ-статусом, 60 тысяч из них — петербуржцы. 100 тысяч россиян — те, кто хочет лечиться и кому по показаниям лечение необходимо, получают антиретровирусную терапию, а значит, имеют шансы на долгую и счастливую жизнь. Как говорит Аза Рахманова, медицина одержала победу над СПИДом благодаря антиретровирусной терапии. Беда в том, что не все готовы лечиться. А отсутствие антиретровирусной терапии на определенном этапе быстро приводит к терминальной стадии — СПИДу. От этой болезни умерли уже 70 тыс петербуржцев.
Впрочем, люди не только лечиться не хотят: сколько ВИЧ-инфицированнных не знают о своем статусе? Оптимисты говорят, что 700 тысяч надо умножать на два, пессимисты — на 3-4. Хотя узнать о своем ВИЧ-статусе сегодня проще простого — в любой аптеке можно купить тест, и по соскобу со слизистой рта выяснить — есть ли у вас ВИЧ. От своевременного выявления этого вируса зависит многое — и собственное здоровье и здоровье будущих детей: сегодня в Петербурге 700 беременных женщин с ВИЧ, и как минимум половина из них узнали об инфицировании именно во время беременности.
Пациенты с ВИЧ не хотят лечиться
Еще несколько лет назад казалось невероятным, что пациентов с ВИЧ надо будет убеждать в необходимости приема антиретровирусных препаратов, способных снизить вирусную нагрузку на организм, а значит, уберечь от СПИДа. Дорогие лекарства не закупались государством, пациенты о таких суммах на лекарства вообще не слышали.
Сегодня, как утверждает Татьяна Виноградова, заместитель главного врача Городского центра профилактики и борьбы со СПИДом, в Петербурге есть все необходимые препараты для бесплатного лечения: и те, стоимость которых на год лечения не превышает 200 тыс руб, и те, что стоят до 1,5 млн руб на год лечения. Самые дорогие лекарства чаще всего необходимы тем, кто начинал и бросал лечение (оно пожизненное) — отказ от приема антиретровирусных лекарств чреват тем, что вирус становится невосприимчивым к прежним препаратам. Каждый раз после перерыва в лечении требуются все более дорогие лекарства. А таких пациентов у центра немало.
– Да, мы часто говорим о правах человека. Я думаю, что в отношении ВИЧ-инфицированных это часто лицемерие. — говорит Аза Рахманова. — Позволяя им отказываться от терапии — возвращаться к ней и снова отказываться, мы подвергаем риску и их самих — больных людей, и здоровых. Соблюдая их права, как мы можем им же помочь? Поэтому я часто задаю вопрос, хоть и не знаю на него ответа: «А не стоит ли вводить принудительное лечение?». Потому что антиретровирусная терапия — это неотложное лечение, это терапия спасения.
Так что лозунг ВОЗ для нас — только лозунг до тех пор, пока мы сами не научимся заботиться о своем здоровье. Сделать это несложно, надо всего лишь узнать свой ВИЧ-статус и по необходимости обратиться к врачу.
фото
© ДокторПитер