Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Главные события 2014 года в здравоохранении страны и Петербурга

В уходящем году у медицинских средств массовой информации хватало поводов для новостей — систему здравоохранения в последние годы, можно сказать, лихорадит. Спорные реформы, не оправдывающие ожиданий зарплаты, недостаток финансирования... Сегодня мы напоминаем основные события 2014 года.

30 декабря 2014
Главные события 2014 года в здравоохранении страны и Петербурга

 

Победа над болью

 

Впервые об отсутствии обезболивания для страдающих неизлечимыми заболеваниями заговорила вся страна после того, как 10 февраля в Москве умер Вячеслав Апанасенко. Контр-адмирал ВМФ, страдающий раком, оставил предсмертную записку: «В моей смерти прошу винить правительство и Минздрав... Не могу видеть страдания и мучения своих родных». И выстрелил себе в голову из наградного пистолета. Только тогда стало понятно, что приказ Минздрава, призванный облегчить страдания измученных болью людей, не работает. (Приказ «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» вступил в силу в июле 2013 года, но на практике ничего не изменил.)

 

С начала года депутаты разных уровней — регионального и федерального - пытались исправить ситуацию и только в декабре 2014 года Государственная дума одобрила законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах». Согласно ему срок действия рецепта на наркотические и психотропные лекарственные препараты увеличивается с 5 дней до 15. В первом чтении депутаты принимали закон в ином виде — тогда срок действия рецепта предполагалось увеличить до 30 дней

 

В конце 2014 года, завершилось, наконец, двухлетнее разбирательство дела красноярского терапевта Алевтины Хориняк. Ее обвинили по двум уголовным статьям: «подделка документов» и «незаконный оборот сильнодействующих веществ с целью сбыта» за то, что она облегчила боль умирающему от рака человеку. Осенью Алевтину Хориняк оправдали. А накануне Нового года врач, пострадавший от того, что выполнил свой долг получил-таки по заслугам: она стала первой в рейтинге Forbes Woman и получила премию Moscow Times Awards в номинации  «Персональная социальная ответственность».

 

Лихорадка Эбола прошла мимо Петербурга и России

 

В феврале же началась эпидемия вируса Эбола в Западной Африке (Гвинее), которая продолжается до сих пор. Жизнеугрожающая геморрагическая лихорадка распространилась на Либерию, Сьерра-Лионе, Нигерию, Сенегал. США, Европа и Россия «высаживают» врачебные десанты в этих странах — в помощь местным докторам. По последним данным Всемирной организации здравоохранения число жертв лихорадки, вызванной вирусом Эбола, достигло 7842 человека, 20081 были заражены. 

 

В США и Европе случаи завоза лихорадки Эбола чаще всего связаны с прибывшими из опасных регионов врачами, заразившимися от своих пациентов. 29 декабря появилось сообщение об очередном случае завоза лихорадки в Европу: в Глазго (Шотландия) из Сьерра-Леоне прибыла женщина со смертельно опасным вирусом.

 

Российский Роспотребнадзор уверен, что вероятность завоза болезни в нашу страну чрезвычайно мала. Тем не менее, Петербург ко встрече с ней подготовился: в инфекционной больнице им. Боткина регулярно проводятся учения медперсонала, закуплены капсулы-изоляторы для транспортировки пациентов с подозрением на лихорадку Эбола, защитные костюмы, к приему инфицированных готовы специальные боксы.

 

Профсоюзы начинают выигрывать

 

Весной 2014 года впервые за много лет Территориальная организация профсоюза работников здравоохранения Петербурга и Ленинградской области призвала коллег принять участие в митинге в защиту своих прав. Они предлагали внести изменения в методику Росстата по расчету средней заработной платы с выделением в ее структуре среднемесячной заработной платы по основной должности работника (на ставку); установить долю тарифной части (должностного оклада) в размере не ниже 70%; установить меры социальной поддержки работников здравоохранения, в первую очередь молодых специалистов.

 

Добиться изменений по первому требованию митингующим не удалось, по третьему — профсоюзы были услышаны лишь отчасти. А вот второе требование в комитете по здравоохранению выполнили  — Петербург стал первым регионом страны, в котором уже в июле в системе здравоохранения установлена доля должностного оклада в размере не ниже 70% от общей суммы ежемесячной выплаты. Позже с предложением к регионам довести долю должностного оклада в структуре заработной платы хотя бы до 60% выступила министр здравоохранения Вероника Скворцова.

 

Министры здравоохранения спорят

 

Медицинское сообщество стало свидетелем противостояния, возникшего летом 2014 года между нынешним министром здравоохранения Вероникой Скворцовой и экс-министром, а сейчас главой Счетной палаты РФ Татьяной Голиковой. Глава СП критиковала министерство за модернизацию здравоохранения, за отказ от применения стандартов при оказании медицинской помощи и ее тарификации и переход на клинико-статистические группы, за неэффективное расходование средств в системе здравоохранения... Однако в части объективности оценки системы оказания медицинской помощи в соответствии с клинико-статистическими группами практикующие врачи солидарны с Вероникой Скворцовой — считают, что по стандартам лечить нельзя.

 

Федеральные клиники выживают

 

Полный переход на одноканальное финансирование, подразумевающее финансирование медицинских учреждений страны из одного источника — Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), состоится в следующем году. Но даже частичный переход ВМП в ОМС в этом году показал, насколько болезненными будут преобразования. Когда в 2014 году финансирование федеральных учреждений было снижено на 30-40% за счет сокращения  плановых объемов специализированной и высокотехнологичной помощи от Минздрава, в Петербурге клиники вузов и научно-исследовательских институтов едва сводили концы с концами. Медики объявляли голодовку, учреждения уходили в коллективные отпуска, хоть и не масштабно, но сокращались подразделения. Так, в Северо-Западном медицинском университете закрыли поликлинику, отделение дерматовенерологии в больнице им. Петра Великого, в Педиатрическом университете — отделение гастроэнтерологии

 

Предполагается, что в 2015 году федеральные клиники смогут избежать такой ситуации — соответствующие изменения внесены в законодательство, теперь финансировать ВМП и специализированную медицинскую помощь Минздрав будет из кошелька ФФОМС. И деньги на нее уже запланированы (в 2014 году дополнительные средства клиники получили только в сентябре, хоть и в достаточном объеме).

 

«Оптимизация» по-министерски

 

Приказами Минздрава в этом году несколько подведомственных ему учреждений Петербурга изменили статус. Так, Российский научно-исследовательский нейрохирургический институт им. профессора А.Л. Поленова присоединен к Федеральному медицинскому исследовательскому центру имени В.А.Алмазова. 

 

МНТК «Микрохирургия глаза» им. Федорова и петербургский Научно-исследовательский психоневрологический институт им. Бехтерева переходят из бюджетных в автономные учреждения.

 

Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи и НИИ травматологии и ортопедии им. Вредена лишаются государственных заданий на научные исследования и разработки, то есть будут заниматься в основном лечением пациентов

 

Петербургские клиники подобных трансформаций не ждут. В городской системе здравоохранения запланировано закрыть только одну больницу - №8 из-за ее плачевного состояния. Реконструкция больницы обойдется слишком дорого - здание находится под контролем КГИОПа.

 

В ожидании «достойной медицины»

 

Митинги, акции протеста, флэшмобы в защиту отечественной медицины проводятся в стране до сих пор. Во всероссийских масштабах в начале ноября проходил митинг под лозунгом «За достойную медицину», а участие в нем принимали не только медики, но и пациенты. Несмотря на то, что в регионах «оптимизация», а точнее сокращение коечного фонда прошли еще год-два назад, закрытия столичных больниц и увольнения врачей вызвали настоящую бурю протеста в медицинской среде. 

 

Однако, как успокоил медицинскую общественность председатель комитета по здравоохранению Петербурга Валерий Колабутин, в Петербурге нет планов ни по закрытию больниц, ни по сокращению штатов сотрудников — их, наоборот, не хватает, особенно в амбулаторных учреждениях. Однако сокращение и перепрофилирование коечного фонда проводится - избыточные закрываются, на их месте открываются дефицитные (реабилитационные койки, а также койки сестринского ухода).

 

Распространение смертельных спайсов можно остановить 

 

Сотни россиян отравились спайсами (курительными смесями), десятки умерли. Возможность остановить эпидемию появилась только после того, как Государственная дума приняла закон, внесенный президентом Владимиром Путиным, упрощающим запрет новых спайсов. В соответствии с ним у ФСКН появится возможность вносить потенциально опасные психоактивные вещества в список запрещенных и соответственно , чего до сих пор делать не могла.

 

2015 год — Год сердца

 

В ежегодном послании Федеральному собранию Владимир Путин предложил объявить 2015 год национальным годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, которые становятся причиной 2/3 смертей в РФ. В Петербурге высокотехнологичные операции, спасающие от инфаркта (стентирование, шунтирование), делаются практически во всех крупных медицинских учреждениях всех форм собственности. И еще до того, как президент озвучил это предложение, директор Территориального фонда ОМС Александр Кужель сообщал «Доктору Питеру» о том, что фонд с 2015 года будет оплачивать сердечно-сосудистую хирургию в течение «терапевтического часа» всем медицинским учреждениям города, которые имеют лицензию на этот вид медицинской деятельности. 

© ДокторПитер