Фото №1 - Когда у петербургских пациентов появятся электронные медицинские карты
Фото
Фото: Валентина Свистунова/ ДП

Электронные медицинские карты (ЭМК) — это часть медицинской информационной системы, в которой работают врачи. Считается, что с их появлением повысится эффективность управления всей системы здравоохранения: от отслеживания потоков пациентов и очередей до планирования объемов медицинской помощи. Именно электронная медицинская карта позволит быстро и объективно оценивать реальную заболеваемость в отличие от государственной статистики, которая получает данные из разных ведомств и сильно запаздывает. Например, сейчас на сайте Петростата самые оперативные данные по заболеваемости охватывают лишь январь-ноябрь прошлого года. 

 

Два года назад петербургский Медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ) выбрал 33 медучреждения, в которых в рамках пилотного проекта появились ЭМК. Однако к концу 2013 года оказалось, что полноценно их начали вести только 9 медучреждений, 24 делают это вяло или не делают вообще. И дело не только в отсутствие заинтересованности у главных и рядовых врачей. Дело в выросшем объеме работы: электронные медицинские карты не позволяют отказаться от заполнения бумаг, что отнимает едва ли не 30% времени врача, а с необходимостью ведения электронных документов нагрузка на врача возрастает в два раза. В поликлиниках терапевты вынуждены работать на 2-3 участка, большинству из них уже за 60 лет, работают они часто без медсестер. Руководители не требуют от них невозможного и не настаивают на ведении электронных карт. 

 

Часть учреждений начали самостоятельно использовать эту систему, видимо, осознав ее преимущества: с ней легче выставлять счета страховым компаниям, а следовательно, получать меньше отказов по их оплате. Сейчас МИАЦ выбирает учреждения, которые попадут в новую пилотную программу и станут первопроходцами в освоении электронных медицинских карт в Петербурге. 

 

Для чего нужна электронная карта врачам 

 

 По словам директора МИАЦ Геннадия Орлова, врачи, которые уже работают с электронными картами, не хотят от них отказываться.

 

- Врачам гораздо удобнее вести медицинскую документацию на компьютере. Вы же знаете, как они пишут: быстро и непонятно, кто-то медленно и непонятно, но в любом случае – непонятно. Ввести данные в компьютер, распечатать их и вклеить в карту гораздо быстрее, чем писать от руки. Кроме того и результаты анализов из централизованных лабораторий поступают в электронную карту пациента автоматически, что существенно экономит время. В некоторых ситуациях система сама может подсказать, что показатели анализов выше или ниже нормы. – объясняет Геннадий Орлов.

 

(Когда записаться к врачу можно будет с мобильного телефона, узнайте здесь)

 

Предполагается, что наполняться электронная медицинская карта пациента будет по мере его обращения к врачу, а это значит, что необходимость в бумажной карте не пропадает — пациент может и не вспомнить на приеме, что 30 лет назад ему удалили аппендикс. 

 

Поэтому пока медицинские карты будут электронными — только наполовину. Для надзорных органов, той же прокуратуры, например, требуется не электронная карта, а самая обычная, бумажная. В идеальном варианте и каком-то далеком будущем электронная медицинская карта должна существенно упростить работу врача, полностью избавив его от бумаг. Однако чтобы этого достичь через 10 лет, сейчас, в условиях нехватки кадров, врачам нужно работать на износ. 

 

Доступ к медицинской тайне

 

Минздрав рассчитывал, что через какое-то время пациенты сами смогут получать доступ к своей электронной медицинской карте, а в далеком будущем – вообще не приходить к врачу, а получать его рекомендации по интернету (в случае хронического заболевания, не требующего срочного вмешательства врача). По словам Геннадия Орлова, года через полтора можно сделать так, чтобы пациенты могли узнавать данные о своем здоровье через Единый портал государственных услуг. Но для этого медицинские карты должны уже наполняться и встраиваться в федеральный фрагмент электронного здравоохранения.

 

Однако даже у этой, на первый взгляд, простой функции есть масса сложностей. С одной стороны, по ФЗ-152 «О персональных данных» пациент имеет право получить доступ ко всей информации, которая хранится о нем в электронных базах данных. С другой стороны, предоставление полного доступа к информации медицинского характера может плохо сказаться на очень внушаемых и тревожных пациентах и стать достоянием посторонних людей. 

 

Поэтому пока никаких особых минусов от введения электронной медицинской карты для пациентов нет, как, впрочем, и плюсов. Хотя получать напечатанные, а не написанные от руки рекомендации и назначения пациентам приятнее. 

 

Как должно выглядеть электронное здравоохранение 

 

Минздрав стремится к полному избавлению врачей от рабства бумаги. Тогда все медучреждения России будут связаны единой сетью, в которой хранится информация обо всех пациентах. И куда бы человек ни обратился за медпомощью, врач смог бы быстро узнавать о его здоровье и предыдущем лечении. 

 

Плюсом такой полностью электронной медицины стало бы ускорение оказания медицинской помощи и сведение к минимуму предотвратимых врачебных ошибок. Например, врач «Скорой помощи» смог бы узнавать анамнез, возможные аллергические реакции по пути к пациенту: часто бывает, что пациенты или их родственники в растерянности не могут предупредить об элементарных вещах — аллергии, противопоказаниях или перенесенных заболеваниях.

 

(Какие разделы содержит электронная медицинская карта, смотрите здесь)

 

Но пока это невозможно без наполнения базы данных, то есть электронных медицинских карт. По оценкам Минздрава, эта работа может занять 4-5 лет. Если в среднем в год только четверть жителей города обращаются за медицинской помощью, то для того, чтобы заполнилась информация о 100% жителей, должно пройти около 4 лет. Но директор МИАЦ Геннадий Орлов считает такой прогноз оптимистичным: «В таких сложных системах, как информационное здравоохранение, расчеты, которые можно легко провести на калькуляторе, как правило, не работают. В Великобритании, например, этой проблемой занимались годами, вкладывали огромные деньги (30 млрд евро – Прим.ред.). У нас таких денег нет».

 

Переход на электронный документооборот – сложный процесс. Вообще, для него, как минимум, необходимо предоставить отдельный вход в систему для каждого врача, снабдить его электронной подписью. Пока это огромные и непосильные траты для бюджета. Например, для того, чтобы матричный штрих-код появился на льготном рецепте, потребовалось вмешательство в ситуацию Дмитрия Медведева, нынешнего председателя правительства и прямая поддержка Министра здравоохранения — чиновники ведомства сопротивлялись. Штрих-код был введен в 2006 году, но до сих пор на электронные рецепты мы так и не перешли, поясняет Геннадий Орлов.

 

Поэтому когда получится полностью отказаться от бумажных документов, непонятно, но чем раньше начнется этот процесс, тем быстрее все почувствуют плюсы от цифрового здравоохранения. 

 

(Как будет выглядеть электронное здравоохранение через 5 лет, читайте здесь)

© ДокторПитер