Президент Лиги пациентов: Врачи не умеют признавать своих ошибок

11:55, 31.01.2014 / Верcия для печати / 3 комментария

«Нельзя не заметить, что градус недоверия к медикам в российском обществе повышен. Конечно, врачи время от времени допускают промахи, но ведь они не хотят намеренно никого «угробить», их цель – прямо противоположна. Почему же статьи про врачебные ошибки в нашей прессе порой напоминают военные сводки?

Президент Лиги пациентов: Врачи не умеют признавать своих ошибок

Почему публикации о врачебных ошибках вызывают такой общественный резонанс? Почему врачи и пациенты порой выступают как два враждебных лагеря? Эти вопросы портал «Милосердие.ру» задал Александру Саверскому, юристу, много лет занимающемуся защитой пациентов.

- Мне самому очень не нравится то, что происходит «в телевизоре», на ток-шоу я вообще не хожу, у людей там не информационные задачи. Из своей программы «Лига пациентов», я ушел в 2008 году, потому что просто сам не смог ее смотретьПочему публикации о врачебных ошибках вызывают такой общественный резонанс? Почему врачи и пациенты порой выступают как два враждебных лагеря? Эти вопросы мы задали Александру Саверскому, юристу, много лет занимающемуся защитой пациентов.. Видеоряд там подбирал не я, задача была сделать «страшилку». Пока система сама себя не начнет приводить в порядок, не признает своих ошибок, добра не будет.
 
Недавно «Лиге защитников пациентов» удалось завершить уголовное дело, которое длилось три года. Главврач снегиревского роддома попал под суд три года назад из-за смерти ребенка, дело закончилось приговором, но он был отменен городским судом, потому что человек вдруг заявил, что он депутат одного из сельских образований.
 
Я считаю, что причина такого накала страстей в том, что врачи потеряли принципы своей профессии. Поэтому конфликт вылился в СМИ. Все это время я пытался достучаться до Минздрава, первые семь лет мне вообще никто не отвечал. А случаев были тысячи. На сегодняшний день наш Минздрав – система, которая не видит себя со стороны, не признает свои ошибки.
 
 
У нас забывают, что отношения врача и пациента, это еще и человеческие отношения. На них влияют три важных фактора – страх человека перед болезнью, отсутствие у него специальных знаний, так называемая асимметрия информации – пациент не знает, что с ним происходит, какое ему нужно лечение и нужно ли оно вообще, и зависимость пациента от врача.
 
Пациент – не знает, а врач – не говорит, ожидая прямого вопроса, который пациент не всегда может задать. В сложной ситуации недоумения накапливаются как снежный ком, и не проговариваются, врачи пациентов не слышат и слышать не хотят, разговаривать с ними не умеют. Врач, если он человек, может что-то объяснить, система – бездушна, говорить с ней бесполезно. В результате дело, которое могло быть улажено разговором, долгим, неприятным и болезненным для обеих сторон, но честным и открытым, доходит до суда. И на этом суде система продолжает защищать «честь мундира».
 
Я занимаюсь защитой пациентов в суде 14 лет и могу сказать, что реакции нашей системы здравоохранения вызывают у меня изумление. Когда я в суде слышу, как серьезные врачи идут на явную ложь, пытаясь оправдать коллег, оспаривают то, что можно прочитать в любом медицинском учебнике. Но для такого поведения есть причины, которые конечно, нельзя считать оправданиями. 
 
Сегодня в России ответственность врача перед пациентом регулируется только с помощью Уголовного кодекса. Дисциплинарные меры я в расчет не беру, вряд ли людей у которых погиб родственник, удовлетворит то, что врачу, который допустил ошибку, объявили выговор. Поскольку ответственность сосредоточена на Уголовном кодексе, система яростно защищается, любой эксперт, получивший на руки дело, решает судьбу врача – посадят его или не посадят, исходя из этого, пишет заключение о наличии или отсутствии причинно-следственной связи.
 
«Лига защитников пациентов» выступает за отмену уголовной ответственности врача по одной простой причине. Представьте, что единственной санкцией, применяемой к водителю на дороге, станет лишение прав за любое зафиксированное нарушение. Возможно ли будет регулировать дорожное движение в таких условиях? А в здравоохранении именно такая ситуация. 
 
Ситуация с контролем качества в медицине со стороны страховых компаний выглядит очень своеобразно. Страховые компании контролируют качество, штрафуют лечебные учреждения, но пациентам ничего не сообщают. Представляете себе цинизм ситуации? 
 
 
Эксперт, пришел в больницу и выяснил, что в отношении больного был допущен дефект медицинской помощи, оштрафовал лечебное учреждение, а главному лицу – не сообщил. Почему? Потому, что если это сделать, пациенту нужно будет заплатить компенсацию. Пациент подаст в суд на лечебное учреждение и от таких исков система просто рухнет. То есть, сегодня она существует просто потому, что пациенты не знают того, что страховые компании ежегодно выявляют в их отношении около 5 млн дефектов медицинской помощи.
 
Много лет подряд я обращаюсь к врачам и чиновникам с вопросом: «Что должен сделать врач, допустивший ошибку, чтобы пациент или его близкие не подали на него в суд. Как он должен извиниться?» В России этот вопрос повергает врачей в ступор. 
 
Ответ я нашел в Болгарии. Жительница этой страны рассказала мне о том, как врач-акушер, допустивший ошибку, в результате которой женщина не может больше иметь детей, встал перед ней на колени и сказал: «Простите! Пока мы причиняем вам боль, мы не можем считать себя цивилизованными людьми». Я не могу представить, чтобы нечто подобное произошло в России. При этом у нас есть очень хорошие врачи, которые никогда не попадут в суды, потому что они умеют работать, умеют разговаривать с пациентами.
 
Пока система здравоохранения не начнет реанимировать себя, толку не будет. Но разве кто-то об этом говорит? Мы слышим разговоры о зарплатах, о том, что денег мало.
 
Подготовила Алиса Орлова
 
Справка:
 
«Лига защитников пациентов» - общероссийская общественная организация, создана в 2000 году. За 10 лет работы специалистами организации рассмотрено более 20000 обращений. Каждый день поступает 10–12 новых жалоб от пациентов. Чаще всего причиной обращения становятся следующие проблемы:
 
- неумение или нежелание врача разговаривать с пациентом;
- лишение инвалидности и невозможности объективно обжаловать решение МСЭК;
- нехватка и качество лекарственного обеспечения;
- невыдачи медицинских документов; 
- отсутствие независимых экспертов; 
- недостатки работы прокуратуры и СК РФ;
- врачебные ошибок в области стоматологии, акушерства, хирургии.
Рубрики: Права пациента

3 комментария Оставить комментарий

А кто у нас в стране признаёт свои ошибки? - Может, Медведев, который играет со временем, как хочет? Или суды? - Чтобы защитить судейскую "честь", апелляционные суды нередко подтверждают неправомерные решения первичных судов. У медиков нашей страны, в отличие от коллег из других государств, нет даже элементарной юридической защиты. В последние годы главврачи просто кидают своих сотрудников, лишь бы самих не трогали, хотя часто причиной медицинских ошибок является физическая и моральная перегрузка доктора.

Отсутствие в законодательстве определения врачебной ошибки приводит к тому, что медицинские работники, считают "врачебную ошибку" только добросовестным заблуждением, а пациенты - преступлением. Пока законотворцы юридические градации чётко не определят - врач всегда будет неправ! А сколько ФОМСы определили "штрафов" за отсутствие вреда, ущерба и т.п. пациенту - сильно денюжку любят, а источник один - отобрать у медиков, желательно под благовидным ("законным") предлогом! Слов нет...

Мало того, что в России врачи не считают нужным принести свои извинения...
Так близким родственникам после смерти дорогого человека по вине врачей вообще не дают никакой информации, никаких документов. НИ-ЧЕ-ГО! А мы ХОТИМ знать, почему так случилось, что никто не смог помочь... Нас отправляют... Только следствие и суд! Закон того требует... Бред...
Мне кажется, что необходимо внести поправку в этот бредовый закон... (ФЗ РФ от 21.11.11 №323 "Об основах охраны здоровья граждан РФ") хотя бы в отношении близких родственников.

Написать комментарий:

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.


Самое обсуждаемое

Самое читаемое

  • Лахта Клиника на Ковенском
    Современная клиника в центре города. Настоящий островок грамотной актуальной медицины. Просто даже если посмотреть список врачей, которые там...
    5.0 Отзыв от 27 августа 2020 г. 09:21
    Читать дальше
  • Академия красоты Ирины Хрусталевой
    Спустя почти полгода после операции наконец-то дошли руки написать отзыв. Я делала эндоскопический лифтинг 2/3 и блефаропластику. К операции...
    5.0 Отзыв от 24 августа 2020 г. 17:15
    Читать дальше
  • Городская больница №33
    В больнице есть коронивирус моя бабушка там заразилась ее раньше времени выпи сали. В итоге заболела короной.Теперь болеет мама заразившись от...
    3.2 Отзыв от 19 августа 2020 г. 21:52
    Читать дальше
Читать все отзывы

Нашли ошибку?

captcha Обновить картинку
×