Одна теория о том, почему мы боимся пауков и змей, связана с естественным отбором, который, возможно, был благосклонен к людям, которые держались в стороне от этих опасных ядовитых тварей. На самом деле, несколько исследований показали, что как людей, так и обезьян легче научить бояться угрожающих вещей, чем не угрожающих. Например, исследование Арнэ Охмана в Институте Каролинска в Швеции, обнаружило, что можно научить человека ассоциировать электрический шок с изображением змей и пауков или изображением цветов и грибов, но эффект продолжается намного дольше в первом случае. Аналогичное исследование Сюзан Минека (Северо-западный университет) показало, что обезьяны, созданные в лаборатории, не боятся змей, но они легче учатся бояться их, чем цветов или кроликов.
Авторы текущего исследования изучали то, как младенцы и дети реагируют на устрашающие предметы или вещи. В одном эксперименте они показывали младенцам в возрасте 7 месяцев два типа видео: сначала животных подобных змеям, а потом каких-нибудь не опасных животных, например, слона. В то же самое время видео сопровождалось озвучиванием исследователей, говоривших пугающими или счастливыми голосами. Дети больше проводили времени, смотря видео со змеями и слушая страшные голоса, но сами не показывали никаких признаков страха.
«Мы предполагаем, что в человеке заложена способность быстро узнавать змей и пауков и ассоциировать их с плохими вещами», – сообщила Ванесса Лобу соавтор исследования из Университета Ратгерса.
В другом эксперименте детям трех лет были показаны на экране девять фотографий и предложено выбрать некоторый целевой пункт. Они идентифицировали змей быстрее цветов и намного быстрее других животных, которые выглядят так же неприятно, как змеи, например, лягушек и гусениц. Дети, которые боялись змей, быстрее справились с выбором, чем те, у кого не было этого страха.
«Первоначальные исследования Охмана и Минеки с обезьянами и взрослыми людьми выделили две важных вещи, которые отличают змей и пауков от других животных», – отметила Лобу. – «Одна - это то, что мы обнаруживаем их быстро. Другая - то, что мы учимся бояться их действительно быстро». Ее научное исследование, проведенное на младенцах и детях доказывает, что страх развивается у человека в самом начале жизни, но не является врожденным, так как маленькие дети не всегда боятся змей и пауков.
Исследование опубликованно в Current Directions in Psychological Science, журнале Ассоциации Психологических Наук.
Источник: