Почему ВМП в Дорожной больнице недоступно петербуржцам с полисом ОМС

11:00, 14.06.2013 / Верcия для печати / 0 комментариев

Правительство Петербурга и ОАО «РЖД» готовятся к подписанию очередного соглашения о сотрудничестве. Важно, чтобы в нем сохранился пункт и о сотрудничестве между Дорожной больницей и городской системой здравоохранения. Так считает директор Дорожной клинической больницы ОАО «РЖД», д.м.н., профессор Николай Ефимов.

Почему ВМП в Дорожной больнице недоступно петербуржцам с полисом ОМС

- Николай Владимирович, почему для вас важно, чтобы этот пункт был сохранен в этом документе?

- Впервые этот пункт был внесен в соглашение между администрацией Петербурга и ОАО «РЖД» в 2005 году. К этому времени Дорожная больница была в течение двух лет негосударственной и как частную клинику городская система здравоохранения ее игнорировала, несмотря на то, что мы как работали на весь город, так и продолжали работать. Благодаря соглашению о сотрудничестве наше медицинское учреждение вошло по полному тарифу в систему ОМС как равноправный партнер. Этим партнерством мы дорожим, поэтому и хотим, чтобы оно снова было закреплено документально.

- Новый закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» декларирует равные права для медицинских организаций всех форм собственности. Зачем вам отдельный нормативный документ по этому поводу?

- Да, этим законом обещано, что все будут равны. Но в жизни оказывается, как у Оруэлла, - «некоторые равнее». Город в первую очередь обеспечивает плановыми заданиями, а значит, и финансированием из фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) свои многопрофильные больницы, несмотря на то, что пациенты там уже в коридорах лежат. И было время, когда со счетов скидывали наше учреждение на 580 многопрофильных коек (сейчас 540 – отделение восстановительного лечения закрыто на реконструкцию). Дорожная больница – это хорошо оснащенное медицинское учреждение с комфортными условиями пребывания, готовое работать в рамках ОМС. Более того, мы хотим, чтобы объемы этой работы росли.

- Почему вообще возникает вопрос финансирования для большой многопрофильной больницы, во все, даже в советские времена обслуживавшей не только так называемый прикрепленный контингент – железнодорожников, но и обычных петербуржцев?

-10 лет назад наш учредитель – «РЖД» - изменил форму собственности. А значит, и 235 медицинских учреждений во всей России сменили статус. В том числе и наша больница с правовой точки зрения уже 10 лет - не государственное, а частное медицинское учреждение. При этом оно, как было многопрофильной больницей, так и осталось, что для частной клиники не свойственно. Как правило, они занимают определенные сегменты рынка медицинских услуг, на которых можно хорошо заработать. От нас же учредитель требует соответствия задачам производственного, транспортного и социального здравоохранения.

- Что изменилось с тех пор, как вы стали частными?

- По сути, структура осталась прежней, но мы немного расширились за счет развития некоторых подразделений.

- Для чего ОАО «РЖД» содержать такое количество медицинских учреждений? Это часть так называемого социального пакета для сотрудников или способ заработать на медицинских услугах, для чего, собственно, и существуют частные медицинские учреждения?

- Таких крупных железнодорожных больниц, как наше, – всего 17 в России: от Хабаровска до Калининграда. Остальные – это поликлиники, а также небольшие подразделения. Все они – некоммерческие организации, созданные учредителем для решения определенных задач.

Первая: обеспечение медицинской составляющей безопасности движения поездов. Наша больница отвечает за так называемый финляндский ход – направления Карелия и Финляндия. Мы обеспечиваем работу всех подразделений на этих линиях – медпункты вокзалов, фельдшерско-акушерские пункты, пункты предрейсовых осмотров локомотивных бригад.

Для многих железнодорожных специальностей существуют противопоказания, поэтому уже при приеме на работу проводится строгий медицинский отбор. Он особенно строг в отношении машинистов и помощников машинистов, диспетчерской службы, а также еще нескольких специальностей (обходчики, монтеры…). Для них же существует контроль за состоянием здоровья в процессе работы, поскольку есть ряд противопоказаний для выполнения их ежедневной работы. Неслучайно, для железнодорожников еще 120 лет назад была создана своя система медицинского обслуживания, в соответствии с которой они должны лечиться в своих  клиниках, где врачи знают о состоянии: чем болел, чем лечился, какие операции перенес.

Вторая задача, которую выполняют дорожные больницы, в том числе и наша: восполнение для своих работников недостатка в медицинских услугах, который существует в государственной системе здравоохранения. Как и все петербуржцы, сотрудники «РЖД» приписаны к своим районным поликлиникам, но в случае необходимости всегда госпитализировались в «свою» больницу.

Надо сказать, что железнодорожники ее любят и не поедут лечиться в городское медицинское учреждение. Эта приверженность складывалась 100-летие – мы будем отмечать его в следующем году (больница была построена в 1914 году). Но у нас хватает мощности, чтобы лечить не только «прикрепленный контингент».

- Вряд ли вы можете предложить все виды стационарной медицинской помощи. Даже в городских больницах-тысячниках таких всеобъемлющих мощностей нет.

- Конечно, у нас есть не все направления. Скажем, ожоговых пациентов привезут не к нам, а в Институт скорой помощи им. Джанелидзе или в ВМА. Но все основные виды медицинской помощи мы оказываем. В 2011 году больница была полностью переоснащена, у нас работают два современных томографа (магнитный и спиральный), диагностическая лаборатория, УЗ-сканеры экспертного уровня с возможностью проведения диагностической пункции с последующим цитологическим и гистологическим исследованием. Для диагностики и лечения болезней сердечно-сосудистой системы используется современный ангиографический комплекс Innova 3100, способный диагностировать заболевания сосудов любой локализации: сердца, головного мозга, аорты, сосудов ног, почек. Мы переоснастили хирургический корпус, один из самых современных оперблоков в городе работает у нас. Кстати, мы были пионерами в малоинвазивной хирургии в стране, все эндоскопические операции в Петербурге начинались здесь, на кафедрах медицинских вузов, базирующихся в нашей больнице.

Хорошо оснащено офтальмологическое отделение. Мы оперируем катаракту через железнодорожный фонд «Почет», созданный ОАО «РЖД» для финансирования высоко-технологичной медицинской помощи пенсионерам, много лет проработавшим на железной дороге. Отделение микрохирургии глаза в прошлом году получило плановое задание в рамках программы ОМС для жителей Петербурга, не имеющих отношения к «РЖД». В этом году такое задание мы тоже получили, запись на хирургическое лечение катаракты сейчас - на октябрь.

- Какие еще виды медицинской помощи вы оказываете в рамках системы ОМС?

- Мы дежурим по «Скорой помощи» 4 дня в неделю по четырем направлениям: общая хирургия, травматология, неврология (нарушение мозгового кровообращения), кардиологии. Вообще, что касается сотрудничества с городом, то за последние годы у сложились действительно партнерские отношения. Но позиция, которую город занимает по отношению к нашей клинике в части распределения плановых заданий на ВМП, нас иногда удивляет и даже обижает.

Например, мы принимаем пациентов с сосудистой катастрофой по экстренным показаниям один день в неделю. Около 10 процентов из них попадают в клинику в тот самый «золотой час», в который можно выполнить стентирование и не допустить развития инфаркта миокарда. У нас есть все для выполнения малой кардиохирургии: современное оборудование и специалисты. Но если мы его сделаем, фонд ОМС это лечение не оплатит. Поэтому мы вынуждены, по договору, везти пациентов в Покровскую больницу. И это при том, что в городских сердечно-сосудистых центрах не хватает специалистов для оказания этого вида помощи. Хоть поток этих  пациентов невелик, мы могли бы, с одной стороны, помочь петербуржцам, с другой, разгрузить городские сосудистые центры.

Очередь на нейрохирургию в городе, в том числе по поводу опухоли мозга – до 7 месяцев. Мы можем ее разгрузить – у нас работают высококлассные нейрохирурги на новом современном оборудовании. Есть возможности для эндопротезирования коленного и тазобедренного суставов – тоже очень востребованных операций. Поэтому мы и говорим, что у нас нет больших противоречий с городской системой здравоохранения, но есть ограничения, которые нам кажутся несправедливыми.

- Вы имеете в виду распределение квот (плановых заданий) на ВМП?

- Не только. Существующая разница в тарифах на оплату одного и того же вида медицинской помощи в государственных и частных медицинских учреждениях для нас – большая проблема. В Петербурге действует система, по которой негосударственным клиникам не оплачиваются расходные материалы.

Более того, для оказания медицинской помощи даже пациентам, которых мы лечим по полису ОМС, мы вынуждены покупать кровь и ее компоненты для переливания: федеральное законодательство запрещает частным медицинским организациям заниматься заготовкой крови.

Прежде у нас был мощный банк крови – железнодорожников много, больница всегда была обеспечена ею, еще и соседние клиники выручала. Теперь же в ситуации, когда городские больницы получают кровь бесплатно, мы должны за нее платить. Но по нашим расчетам, 2\3 расходуемой крови идет не на железнодорожников, а на экстренных городских пациентов. Было бы справедливо, если бы используемая кровь оплачивалась фондом ОМС. Но этого нет. Сегодня пытаются решить эту проблему на законодательном уровне, но процесс затянулся.

Вообще, с системой ОМС есть сложности. С одной стороны, есть закон, который декларирует равноправное участие в ней медорганизаций всех форм собственности, с другой – разные подзаконные нормативные документы этого равноправия не обеспечивают. К счастью, постепенно ситуация меняется.

- Какую долю в объеме медицинской помощи Дорожной больницы занимают пациенты с полисами ОМС?

- Если считать пациентов, то они составляют 35% от общего числа пролеченных в больнице. В структуре доходов –  21%. Большую часть доходов мы получаем за лечение пациентов с полисами добровольного медицинского страхования и по прямым договорам с предприятиями.

- Почему же вы все-таки заинтересованы в сотрудничестве с городской системой здравоохранения? Руководствуетесь принципом «чем простаивать, лучше работать за небольшие деньги»?

- На этот счет есть разные мнения. Скоро состоится медсовет, на который приедут представители всех медицинских учреждений РЖД. Не все они участвуют в ОМС – многим это не нужно. Как, например, нашей поликлинике, что на Боровой улице: она в ОМС не участвует, руководство считает, что это невыгодно. Выполняет свою непосредственную задачу – обеспечение безопасности и работает с компаниями ДМС.

У нас другая ситуация – многопрофильная клиника нацелена на лечение, а если нет экстренной медицины – нет совершенствования профессионального уровня медицинских работников. Больница выполняет важную функцию – участвует в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте. Если в зоне ответственности больницы случается катастрофа, мы, взаимодействуя со всеми структурами здравоохранения и МСЧ, оказываем медицинскую помощь пострадавшим. В 2009 году, когда произошла трагедия с «Невским экспрессом», к нам завезли сразу 42 человека, из них 30 – в травматологию. Что бы мы делали, если бы у нас не было мощного специализированного отделения?

Для эффективной работы в таких условиях необходим резерв хирургических, травматологических, анестезиологических бригад. Катастрофы, к счастью, случаются редко, но мы всегда должны быть к ним готовы. А содержать такие бригады в боевой готовности неработающими не только экономически невыгодно: если врачи не работают в повседневной жизни, эффективность их работы в условиях ЧП сомнительна. Поэтому наши травматологи принимают по пятницам экстренных пациентов по программе ОМС.

А кроме этого, мы хотим, чтобы городская система здравоохранения участвовала в финансировании лечения железнодорожников – жителей Петербурга, имеющих право на лечение по Программе госгарантий бесплатного получения медицинской помощи по полису ОМС, выданному городской страховой медицинской организации (СМО). Мы снимаем с города нагрузку по проведению их диспансеризации – они регулярно проходят углубленные профосмотры, обращаются к нам за медицинской помощью по всем профилям, тоже снимая нагрузку с городской системы здравоохранения. Почему железнодорожник получает у нас первичную, специализированную амбулаторную и стационарную помощь, а ВМП должен получать в другом месте?

Мы получаем только плановые задания на оказание ограниченного вида медицинской помощи для горожан по сокращенному тарифу. Остальное вынуждены финансировать за счет средств, которые выделяет компания «РЖД», в соответствии с коллективным договором.

Кстати, за счет нашего учредителя оказываем помощь и пациентам, не только не имеющим никакого отношения к «РЖД», но и без полиса ОМС. В ближайших к больнице организациях, на Калининской базе, например, работают иностранные граждане, у которых его нет. Они приходят к нам в приемный покой и говорят: «Умираю». Если бы они обратились в городское медицинское учреждение, учреждению затраты на лечение возместили бы из городского бюджета. Мы же лечим их бесплатно – отказать не можем, по закону.

- Если бы вам предложили увеличить объем медицинской помощи в рамках системы ОМС, какие виды помощи вы могли бы оказывать?

-  Не следует заказывать больше, чем можешь съесть. В системе ОМС мы могли бы оказывать те же виды  помощи, что оказываем сейчас, но в большем объеме, плюс высоко-технологичные виды помощи. И нам есть что предложить: современные и квалифицированные диагностика и лечение, комфортные условия пребывания – без перегруженности, как в городских больницах.

Дорожная клиническая больница

Адрес: пр. Мечникова, д. 27
(812) 458-38-38

На правах рекламы

Лицензия № 78-01-000780 от 11.06.2009

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

© Доктор Питер

Рубрики: Медицинская власть

Ещё нет комментариев

Написать комментарий:

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.

Самое обсуждаемое

Читать все отзывы
Читать дальше



Нашли ошибку?

captcha Обновить картинку
×