Советы врачу: как торговаться с родственниками пациентов

14:21, 12.02.2013 / Верcия для печати / 1 комментарий

Блогер Валькирия рассказывает, какие опасности могут подстерегать врача, согласившегося лечить пациента «по знакомству» и как правильно вести себя с его родственниками, чтобы не оказаться потом в кабинете у прокурора.

Советы врачу: как торговаться с родственниками пациентов
Фото: фото с clip.dn.ua

А давайте поговорим вот о чем: имеется некий сферический больной, которого надо проконсультировать или полечить, есть его "доверенное лицо" - родственник, друг или соцработник, который договаривается обо всем, есть интерес у доктора (меркантильный - в виде некоей суммы денег за медицинскую услугу, познавательный - в виде накопления опыта по данной патологии, взаимовыгодный - услугой за услугу) и нет возможности отвертеться. Итак, вы согласны.

Этап первый. «Предвыборные обещания»

Как претенденты на должность во время избирательной компании, родственники полны энтузиазма, а их лица светятся надеждой и любовью. "Любые деньги, доктор", "все, что нужно, Вы только скажите", - этап начинается в момент договора о консультации и продолжается сколь угодно долго. Именно из-за длительности этапа, неопытный доктор попадается на эту удочку, опытный же - делает выводы задолго до того, как впервые увидит пациента. Кое-какую информацию дает внешний вид и поведение родственников ("встречу по одежке" еще никто не отменял), имеется ли хоть какая-то медицинская документация у них на руках, уровень интеллекта и способ, по которому они "вышли" на врача. Одно дело - просьба коллеги, совершенно другое - распоряжение администрации.

И самое главное здесь - не ошибиться в определении "серого кардинала" в семье - ведь именно он будет решать все вопросы. Правильная ориентация - залог успеха врача. Опытный врач безошибочно определит "заказывающего музыку" и общаться будет только с ним, не отвлекаясь на остальных сочувствующих.

Почему именно первый этап считается самым коварным у врачей? Дело в том, что уверовав в сказанное, доктор может назначить очень дорогостоящие исследования и лечение, не выяснив, что у родственников пациента совершенно другие планы по претворению в жизнь их собственных идей. Например, идеи абсолютной бесплатности медицины или ответственности врача за любое изменение состояния единожды осмотренного им человека.

Поэтому опытный врач, прежде чем хватать ручку и записывать на бумаге перечень лекарств и обследований, постарается убедиться, что слушатели правильно воспринимают его мысль о ждущих их расходах. Иначе платить за назначения будет он сам. Ни в коем случае нельзя доверять благодушным кивкам и улыбчивым лицам! Для взаимопонимания необходимо сделать проверочный тест на лояльность: назвать приблизительно стоимость обследования или препарата, глубокомысленно пожевать губами и добавить расходы на транспортировку (больного или аппаратуры), услуги медсестры и расходные материалы. и внимательно следить за реакцией. Родственники, согласные заплатить, обычно начинают прикидывать в уме что-то, их лица становятся строгими, дыхание - глубоким. Индивидуумы, желающие сэкономить, прищуриваются, у них появляется заискивающее выражение лица, они начинают часто-часто моргать и улыбаться. Это и служит для врача показателем второго этапа. Очень плохо, повторюсь, если доктор не чувствует слабины в решимости родственников потратить "любые деньги" на болящего и продолжает настаивать на самом дорогом лечении. Слишком часто в голове у родни щелкает тумблер "врач-убийца-взяточник-вымогатель", и доктора начинают провоцировать на конфликт, причем совершенно безосновательно. Грамотный доктор подождет с увековечиванием своих мыслей на бумаге и приготовится к атаке.

Этап второй. «Базар-вокзал»

Этап торговли родственников с врачом, и совсем не о гонораре. Только что соглашавшиеся на "любые лекарства" и "любое обследование", сначала ненавязчиво, а далее все более уверенно, а иногда даже нагло, родственники начинают "обрабатывать" доктора на предмет удешевления медицинской помощи. Конечно, будут вопросы о дженериках (а есть такое же лекарство, но подешевле?), о крайней необходимости дорогостоящей процедуры (а можно это все сделать в поликлинике или больнице?), о "лишних" назначениях (а не повредит ли это больному?).

Неопытному доктору начинает казаться, что если немного "подправить" назначения, то вреда не будет и вступает в навязанный холивар, что приводит родственников к мысли, что врач-таки желает нажиться за их счет. Понятно, что пострадать может и больной, и вы, когда вам придется расплачиваться за назначенное. Опытный доктор в этот момент начинает требовать ВСЕ имеющиеся медицинские документы, внимательно каждую бумажку рассматривать, зачитывать особо интересные места, глубокомысленно хмуриться и покачивать головой. Опытный врач в разборки не вступает ни при каких обстоятельствах! Он лучше предпочтет покинуть поле боя, потеряв в авторитете у кучки непосвященных, чем подставит себя под дальнейший напалм.

Напомню, что все написанное вами может быть совершенно превратно истолковано прокурором и адвокатом пациента. Поэтому лучше в таком случае, почувствовав, что родственники хотят обойтись "малой кровью" расходов, написать осмотр в специфических терминах, предположительный диагноз и рекомендации консультации у местного "светилы", коим может быть главный специалист области, например. Вы не обязаны знать больше, чем заведующий кафедры усовершенствования врачей по вашей специальности. Наслушавшись СМИ, нередко родственники пациентов начинают истово верить в всеобщую бесплатность медицины и коррупциогенность врачей, немудрено, что они попытаются вас на этом подловить. Но если вы не раскланялись и не сдрейфили в середине этого этапа, приготовьтесь к следующему.

Этап третий. «Назовите вашу цену»

Поняв, что вы ни на йоту отступите от своих назначений или согласились, что пара таблеток и измерение температуры - это именно то, что нужно больному, собеседники попробуют договориться с вами о вашей безмерной их поддержке и помощи. Модели поведения разные: от угроз (доктор, раз вы уж начали, обязаны продолжить) до слезливых сентенций (вы давали Гиппократу, а денег у нас нет). Неопытный доктор, мечтая поскорее освободиться, начинает обещать, причем иногда теми же словами, что и родственники на первом этапе. И (о, ужас!) иногда дает номер своего сотового! Далее ничто не помешает людям звонить вам и днем и ночью, требовать чуть ли посидеть с больным, пока они все заняты (иногда требуют показать все приемы паллиативной помощи, если больной инкурабельный, вплоть до постановки клизмы). Да, они вроде бы согласны даже заплатить, но...

Понятно, что опытный врач не даст себя так окрутить. У опытного доктора всегда под рукой телефончик сиделки, психолога или фонда соцзащиты. Т.е. опытный доктор всегда знает, куда и к кому необходимо направить родственников, чтобы отвести огонь от себя. Запомните, что запись свою вам желательно оставлять только на этом этапе, не раньше! И постарайтесь, чтобы запись была читабельна для коллег и прокурора. В принципе, все оговорено, расставлены все точки над Ё, спокойно получен гонорар, благодарности или оскорбления. Отметены все попытки получить у вас еще пару консультаций для визави, его тети Вали и любимой кошки. Поставлена подпись на листке.

Сделайте для себя пятым этапом немедленно забыть обо всех обстоятельствах оказания вами медицинской услуги. Мысленно запишите в виртуальную "историю болезни" только объективный статус, остальное - выкиньте из головы навсегда. вы в ответе только за оставленную вами запись, не более того. Если, конечно, все не записывалось на видеокамеру....

Источник: evrika.ru

Рубрики: Общество

1 комментарий Оставить комментарий

Редкостный бред. Чем-то отдаленно напоминает рассказ Марка Твена"Как я редактировал сельскохозяйственную газету". Не правда ли?

Написать комментарий:

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.

Самое обсуждаемое

Читать все отзывы
Читать дальше



Нашли ошибку?

captcha Обновить картинку
×