Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Как не «испортить глаза»?

Среди офтальмологических заболеваний у детей и подростков одно из первых мест неизменно занимает близорукость. Почему, стоит только отправиться ребенку в школу, как начинаются проблемы со зрением? Большинство из нас без тени сомнения ответят: «Дети часами просиживают у телевизора и компьютера и «портят глаза»». Безусловно, доля истины в этом утверждении есть – современные технологии внесли свою лепту в ухудшение зрения. Но главная причина кроется вовсе не в них.

13 июля 2010
Как не «испортить глаза»?

Почти полтора столетия назад, в 1870 году, основоположник гигиены в России, врач Федор Эрисман обследовал юношей из 15 петербургских гимназий и обнаружил что 30 процентов гимназистов страдают близорукостью. И еще тогда он объяснил ее развитие плохим освещением, неправильной посадкой за партами и их несоответствием индивидуальным особенностям учащихся, в частности, росту. С тех пор, можно сказать, мало что изменилось: около 30 процентов выпускников современных школ имеют тот же диагноз – близорукость. И причины ее развития те же - большие зрительные нагрузки и нефизиологичная мебель в школах. Как свести их влияние к минимуму?

Побольше света

Самого полезного – естественного освещения петербургские школьники практически не имеют и занимаются при искусственном освещении. Очень важно, чтобы оно было правильным при выполнении домашних заданий и вообще для любых занятий, требующих напряжения глаз. Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение в темное время. На книгу или тетрадь свет должен падать равномерно, а голова и лицо ребенка должны оставаться в тени на расстоянии 30 - 35 см от стола. Привычка читать лежа вредна не собственно неудобным положением, а тем, что невозможно выдержать необходимое расстояние до книги, рано или поздно она все равно «приближается» к глазам. В комнате, где ребенок читает и делает уроки не должно быть бликующих предметов, например, зеркала, а стол не должен быть полированным, по той же причине не следует накрывать его стеклом. Если близорукость уже есть, то чем выше ее степень, тем большей должна быть освещенность.

Поменьше нагрузок

Объективность сегодня такова, что без зрительных нагрузок ребенку не обойтись, поэтому задача педагогов и родителей разумно их «обезвредить». Занимайтесь сколько угодно, но при этом надо правильно питаться, правильно сидеть за рабочим столом, делать перерывы между занятиями. В период повышенных нагрузок хорошо использовать витаминные капли для глаз, комплексы витаминов и минеральных веществ. И обязательно следует делать упражнения, поддерживающие аккомодацию зрения.

Самое простое упражнение - занятия с меткой на окне. На стекло на уровне глаз наносится метка диаметром 5 мм, лучше красного цвета. Смотрим на нее и считаем до десяти, потом переводим взгляд на отдаленный неподвижный предмет за окном (кирпич в углу дома, ветка с соседнего дерева...), снова считаем до десяти и переводим взгляд на метку, и так в течение десяти минут. Можно позаниматься с книгой (текст лучше выбрать неинтересный). Постепенно увеличивая расстояние между глазами и книгой (до 50 см), надо фокусировать взгляд на тексте. Потом брать книгу с более мелким текстом. Упражнение тоже рассчитано на 10 минут. Делать их ежедневно не составит никакого труда.

Уроки, продленка плюс дополнительные занятия - серьезные нагрузки для формирующегося организма. А родителей этот факт обычно не смущает, они хотят, чтобы дети имели как можно больше знаний - уже с первого класса они заботятся о поступлении ребенка в престижный вуз, получении хорошего высшего образования. Хотя нередко от школьников слышишь о таком перечне внеклассных занятий, что невольно вспоминаешь: «Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота...». К моменту окончания школы те, кто страдал в начальных классах легкой степенью близорукости или дальнозоркости уже задумываются об эксимер-лазерной операции...

Убеждать родителей в том, что большие нагрузки вредны для зрительной системы, бесполезно, а рекомендации не учить ребенка читать в пятилетнем возрасте они и вовсе не принимают всерьез. Хотя, что уж тут говорить о родителях, если даже Министерство образования приняло решение о поступлении в первый класс в шестилетнем возрасте в то время, как доктора утверждают, что некоторые глазные мышцы формируются только к семи годам… Так что в первом классе к нагрузке на глаза ребенка надо относиться  особенно щадящее и уж точно не следует раньше восьми лет позволять ребенку заниматься или играть на компьютере. В старших классах без него, конечно, не обойтись - и реферат напечатать надо, и найти полезную информацию в Интернете, да и вообще в нем много интересного.

Компьютер – и не друг, и не враг

Сколько бы ни спорили сегодня специалисты о вреде, который наносит детям компьютер, научных доказательств его негативного влияния на психику и на здоровье в целом нет. Однако если долго сидеть у монитора, не отрывая глаз, то проблемы точно возникнут, как от любого другого напряжения. Кроме того, при длительной работе за компьютером без перерывов на разминку, неизбежно развитие сколиоза, а затем и более серьезных болезней опорно-двигательного аппарата.

Если в школе на уроках информатики время работы у монитора ограничено, то дома следить за соблюдением режима необходимо родителям. А еще лучше, объяснить ребенку, почему ему нужно соблюдать осторожность в том или ином случае и ограничивать время просмотра телевизора, игр в сети, делать перерывы во время выполнения уроков. Не напрасно врачи говорят, что состояние здоровья ребенка и подростка зависит уровня воспитания и интеллекта в семье, а также от степени информированности школьника.

© ДокторПитер