Финский бизнесмен — о перспективах развития фармацевтического бизнеса в России

14:58, 28.02.2012 / Верcия для печати / 0 комментариев

У западных компаний нет иллюзий о стабильности российского рынка. Но мы понимаем, что российский фармрынок будет существенно расти, как будет расти и потребление в целом, и это также подтверждают рыночные аналитики.

Финский бизнесмен — о перспективах развития фармацевтического бизнеса в России

Так что я думаю, что иностранные компании, которые пришли в Россию, видят здесь потенциал большого рынка. Да, сложности есть. Они связаны и с законодательными ограничениями, и с процессами регулирования, происходящими на рынке. Но это есть в каждой стране.

Пожалуй, больше нас волнует вопрос конкуренции: к примеру, на рынке аптечного ритейла сложилась ситуация, когда к разным компаниям применяется разный подход. С одной стороны, все хотят, чтобы цены были низкие, но при этом более крупные игроки имеют существенно больше налоговую нагрузку по сравнению с мелкими, хоть и находятся в единой конкурентной среде. Это похоже на нечестную конкуренцию и является негативным фактором для развития рынка.

Вообще, сейчас мы приходим к рынку, на котором развернется борьба за эффективность. И если в прошлом в сегменте дистрибьюции был возможен валовый доход на уровне 20-15-10%, то сейчас надо забыть про такие показатели. Рынок уже достаточно насыщен, конкуренция высокая, и выжить сможет лишь тот, кто наладит все процессы для эффективной работы с минимальными затратами.

К вопросу об успешности - считаю, что это понятие на российском фармрынке относительное. Рынок сильно подвержен колебаниям, и успешность зависит от многих факторов – от общей экономической ситуации в стране, от особенностей рынка и сегмента, в котором работает конкретная компания. Например, 2009 год был достаточно удачным для фармбизнеса: из-за сезонной заболеваемости был зафиксирован высокий спрос на ЛС, также сказалось влияние нестабильности рубля.

Налоги серьезно увеличились в части фонда оплаты труда. Эффект от изменения налогообложения в розничном сегменте уже дал чистый минус 2% от товарооборота. А значит, мы вынуждены работать более эффективно. Основные затраты у аптек связаны с персоналом и арендой. Например, сейчас выигрывают аптеки закрытого формата, где необходимо меньшее количество сотрудников, меньше товарного запаса. При закрытой форме торговли площадь аптеки также меньше. Как следствие, аренда ниже.

В настоящее время мы завершаем программу оптимизации в наших аптеках. Например, мы четко отслеживаем, сколько товаров в час один продает каждый сотрудник. Там где показатели недостаточны для эффективной работы, мы сокращаем количество работников. Если раньше рынок испытывал большой недостаток фармацевтов, то сейчас эта ситуация меняется. Персонал высвобождается, мигрирует, то есть происходит определенное выравнивание этого сектора.

Относительно прогнозов, мы оцениваем реалистичный рост рынка примерно на 10%, причем в Москве рост составит не более 7%. Я бы оценил показатель роста 10% как определенный микс, совокупность факторов: 70% - это влияние роста цен, а 30% - рост потребления. В Москве сам микс дороже. В регионах есть куда стремиться: средняя цена упаковки там ниже.

Руководитель бизнес-подразделения финской корпорации Oriola-KD в России Хенри Фогелс, pharmvestnik.ru, фото subscribe.ru

Рубрики: Фармакология

Ещё нет комментариев

Написать комментарий:

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.

Самое обсуждаемое

Читать все отзывы
Читать дальше



Нашли ошибку?

captcha Обновить картинку
×