Государство решило переложить ответственность за качество медуслуг на страховщиков

14:57, 15.02.2012 / Верcия для печати / 0 комментариев

Система страхования личной ответственности врачей перед пациентами заработает в России с 2017 года. Подобная система действует в большинстве стран Европы.

Государство решило переложить ответственность за качество медуслуг на страховщиков

В Европе широко распространен институт семейных врачей: домашний доктор не только консультирует пациента, но и осуществляет взятие материала на лабораторное исследование, выполняет некоторые простейшие хирургические манипуляции, т.е. по сути является «многопрофильным» специалистом, а следовательно, он может и должен нести персональную ответственность за первичное обследование и назначенное лечение.

В России же по традиции, сохранившейся еще с советских времен, пациент обращается не к конкретному врачу, а в медицинское учреждение, где наряду с консультацией терапевта, врача-специалиста, ему проводится и ряд лабораторно-инструментальных исследований. А если на уровне лаборатории была допущена ошибка, что иногда случается, кто будет нести ответственность за неправильно поставленный диагноз и последующее лечение?

Или, например, при поступлении в стационар, на каждом из этапов госпитализации и в ходе дальнейшего пребывания в лечебном учреждении, пациента консультируют и обследуют врачи разных специальностей (врач приемного отделения, дежурный врач, лечащий врач отделения, иногда заведующий отделением, а в сложных случаях – консилиум врачей-специалистов). На кого из них будет возложена «гражданская ответственность» за принятие решения?

С одной стороны, медицинское учреждение принимает врача на работу, проверяет представленные им дипломы и сертификаты, контролирует его деятельность, отправляет на курсы повышения квалификации, а стало быть оно и должно отвечать за качество предоставляемой данным специалистом услуги и следить за точностью лабораторных и инструментальных методов исследования. Но с другой стороны, и опытный дипломированный специалист с кипой сертификатов не застрахован от непреднамеренной ошибки, особенно в тех областях медицины, где требуется экстренное вмешательство. Так что, может быть лучше, если каждый будет отвечать сам за себя?

Существует мнение, что этим законопроектом государство просто перекладывает ответственность за качество оказываемых услуг на страховые компании. И это неплохо, потому что государство никогда толком и не отвечало перед пациентами. Кроме того, при довольно невысоком уровне зарплаты врача введение такого вида страхования кажется вполне обоснованным (в Трудовом кодексе РФ предусмотрена как ограниченная материальная ответственность – в пределах среднего месячного заработка работника, так и возмещение ущерба в полном размере независимо от заработка работника).

В Петербурге некоторые медицинские учреждения уже застраховали своих сотрудников. Как пояснил врач одного из петербургских клинико-диагностических центров, в Комитет по здравоохранению и в страховые компании поступает большое количество жалоб от пациентов не только на профессиональное несоответствие медицинского персонала, но и на недостаточно внимательное и корректное отношение. Возможно, это связано и с ростом правовой грамотности населения, и с более широким внедрением в медицинскую практику высокотехнологичных методов диагностики и лечения, и с желанием пациентов получить материальную компенсацию, размеры которой во много раз превосходят зарплаты медиков.

Поэтому врачи тоже заинтересованы в страховании своих профессиональных рисков, даже несмотря на усиление контроля за их деятельностью со стороны страховых компаний. Однако это усиление контроля в некоторых случаях вынуждает врача отказаться от индивидуального подхода к пациенту. Если раньше, учитывая состояние пациента и особенности течения болезни, доктор мог воздержаться от назначения тех или иных препаратов или диагностических процедур, обычно используемых при данном заболевании, то теперь приходится четко придерживаться стандартной схемы. Иначе в спорных случаях неизбежно возникновение претензий со стороны компании-страховщика.

В любом случае сейчас сложно предположить, насколько эффективны будут предложенные нововведения, и приведут ли они в результате к кардинальным изменениям в существующей системе здравоохранения, но на сегодняшний день, судя по отзывам, и пациенты, и врачи настроены скептически.

Светлана Чашина

© Доктор Питер

Рубрики: Медицинская власть

Ещё нет комментариев

Написать комментарий:

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.

Самое обсуждаемое

  • Клиническая больница №122 им. Л.Г. Соколова
    Итак, удаляла родинки у Голубовской (косметолог-дерматолог) весной, попала лишь во второй раз, потому как первый раз пришла по записи и мне...
    2.0 Отзыв от 22 августа 2019 г. 22:16
    Читать дальше
  • Городская больница №40
    Выражаю огромную благодарность всем сотрудникам кардиологического отделения, особенно лечащему врачу моего мужа Мещеровой Динаре Кямилевне за...
    5.0 Отзыв от 20 августа 2019 г. 16:03
    Читать дальше
  • «ЭмбриЛайф»*****
    Тоже хочу отдать свой голос в копилку положительных отзывов Эмбрилайфа. Дорогие наши доктора и медсестры - вы самые лучшие, добрые, внимательные,...
    5.0 Отзыв от 14 августа 2019 г. 20:52
    Читать дальше
Читать все отзывы
Читать дальше



Нашли ошибку?

captcha Обновить картинку
×