Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Как правильно рассказывать детям про наркотики

Рассказывать про наркотики надо так, чтобы не получить обратный эффект, иначе все лозунги «против» могут обернуться повышенным интересом молодежи к этой теме и даже стойкой установкой, что существуют наркотики, которые «не опасны». Как нельзя говорить о наркотиках, рассказывает «Доктору Питеру» председатель экспертного Совета при межведомственной комиссии по борьбе с наркотической угрозой при правительстве СПб, д.м.н. Леонид Шпиленя.

29 ноября 2011
Как правильно рассказывать детям про наркотики

Открытая пропаганда наркотиков запрещена законом о наркотических средствах и психотропных веществах, а также статьями законов о средствах массовой информации и о рекламе. Что запрещено официально? Сообщать о способах и методах изготовления наркотиков, называть места их приобретения и изготовления, а также говорить о преимуществах одних наркотиков перед другими. Однако существует и так называемая скрытая реклама, которая пока лежит в морально-этической сфере, хотя оказывает не меньшее влияние на возбуждение интереса к этой теме у молодежи и формирование представления о действии наркотических средств, считает Леонид Шпиленя.

- В частности, это происходит, когда о своем наркотическом прошлом рассказывают преуспевающие люди. При этом искажается истинное представление об опасности наркотиков, нарушается ассоциативный ряд: «наркотики – болезнь - смерть». Говорить, что я употреблял, но бросил и теперь стал таким «крутым», нельзя, потому что даже те наркотики, которые неправильно называют «легкими», приводят человека к тяжелой зависимости, деградации личности и гибели. Не говоря уже о наркотических символах, которые используют производители: изображения конопли на мороженом или рекламе туристических туров («Оттянись по полной»). Один из методов рекламы, который делает товар привычным и вызывающим доверие – это его частое упоминание. Поэтому сомнительные тексты песен, названия альбомов и музыкальных групп тоже могут быть скрытой рекламой, если речь идет о наркотиках. Наконец, рассказы об употреблении наркотиков богемой, лицами светского общества, что создает впечатление их непременной принадлежности к «высшему» свету.

Тема наркотиков используется в классической, а особенно в современной литературе. Как понять - носит ли упоминание одурманивающего зелья характер рекламы или является безвредным художественным приемом, необходима серьезная экспертиза, которой собираются заняться сотрудники прокуратуры, привлекая в качестве экспертов студентов и преподавателей факультета журналистики СпГУ.

- Мне приходится проводить экспертизу, и каждый раз надо разбираться, иначе можно дойти до абсурда и при каждом упоминании наркотика запрещать то, что как раз несет заряд негативного отношения к ним. Например, «Морфий» Булгакова и многие другие классические произведения. Так можно и Пушкина запретить за призыв к алкоголю: «Выпьем с горя, где же кружка?». Это сложный этический вопрос.

© ДокторПитер