Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Можно ли улучшить здоровье петербургских школьников с помощью компьютерных программ?

Высокие технологии пришли не только в учебный, но и в оздоровительный процесс школ. Сразу две компьютерные программы «Здоровый школьник» и «Технология - в учебный процесс» внедряются в средние учебные заведения с целью улучшения здоровья учащихся. Хотя обе программы – не медицинские, а учебные. Зачем они нужны школам? – попытался выяснить «Доктор Питер».

15 ноября 2011
Можно ли улучшить здоровье петербургских школьников с помощью компьютерных программ?
Источник:
фото с perfectu.ru

В 6 школ Курортного района завезли оборудование для саногенетического мониторинга (постоянного динамического наблюдения за состоянием здоровья учащегося и оценки адаптационных возможностей его организма). Еще 5 школ будут оснащены комплектами психофизической диагностики школьников. Это продолжение реализации программы «Здоровый школьник», первый экспериментальный этап которой начался еще в прошлом году. Тогда комплектами аппаратуры были оснащены 28 школ Выборгского и Калининского районов.

Программа «Здоровый школьник» представляет собой систему диагностического исследования здоровья с использованием специальной компьютерной аппаратуры и предполагает конечную цель – получение школьником «паспорта здоровья». В программу входит несколько методик. Саногенетический мониторинг служит для определения функциональных нарушений здоровья на основании физиологических и антропометрических параметров. Метод компьютерно-оптической диагностики осанки помогает бесконтактным способом установить, есть ли у ребенка сколиоз и другие нарушения в позвоночнике. Для скрининг-диагностики зрения существует другая компьютерная установка. А методика «1С: Школьная Психодиагностика» позволяет оценить психологическое состояние школьника – она предназначена для школьных психологов, которые с ее помощью смогут выявлять проблемы в обучении и помогать школьникам их преодолевать. Есть и лечебные методики с использованием приборов биологической обратной связи, которые позволяют тренировать адаптационную систему организма, в частности делать дыхательные упражнения.

Компьютерная диагностика — уже профилактика, но еще не медицина

Программа «Здоровый школьник» уже отработана в московских школах, где установлены такие же диагностические и лечебные комплексы. Их разработчиком и поставщиком является одна из московских компаний, которая теперь покоряет школьный информационно-оздоровительный рынок северной столицы. По словам исполнительного директора фирмы Юлии Михайловой, работа с программой не требует присутствие врача, потому что не выдает медицинских диагнозов и медицинских рекомендаций - это учебная программа. Но она дает очень важные данные о функциональных изменениях в организме школьников и ценные советы родителям — как избежать негативных изменений в будущем.

Заказчиком проекта стал комитет по информатизации и связи администрации Петербурга, а закупаются комплекты для школ на средства городского бюджета. По сообщению источника, полный комплект аппаратуры для каждой школы стоит 3 млн рублей.

Какой набор оборудования поставить в конкретную школу, решает комитет по образованию — в некоторые школы закупается весь диагностический комплект, а в другие — по три или четыре прибора. Все зависит от потребностей школ, имеющихся в них возможностей по обслуживанию техники и профиля образовательного учреждения.

Что показал эксперимент

Одной из первых комплект аппаратуры саногенетическиго мониторинга получила специализированная школа с медицинским уклоном – лицей № 623. Здесь используется три прибора из комплекта для исследования функции дыхания, психомоторики и осанки. Исследования проводятся среди школьников начальных классов.

Предварительно родителям дают подписать информированное согласие о проведении эксперимента. В лицее согласились на компьютерную диагностику родители 100 учеников начальных классов. За год ее прошли 90 детей.

По словам методиста школы к.б.н. Владимира Ловицкого, приборы позволяют установить функциональные изменения, которые произошли у ребенка в течение времени, поэтому исследования проходят два раза в год — весной и осенью.

- Мы начали уже третье обследование школьников. На основании разных показателей, например, частоты дыхания и сердечного ритма, показателей роста и веса, прибор определяет, есть ли у ребенка отклонения от нормы или нет, а если есть — выдает рекомендации. Они касаются образа жизни, правильного питания, физических нагрузок. Содержат советы сократить или, наоборот, увеличить физическую активность, как правильно изменить рацион питания.

- А родители охотно воспринимают эти советы? У детей что-то меняется?

- Не очень охотно. Практически все остается по-прежнему. К тому же результаты исследований во многом зависят от состояния ребенка в этот день. Если он плохо поел или получил на уроке «двойку» и понервничал, то у него и результаты будут хуже. Я не считаю эти исследования объективными, к тому же они отнимают очень много времени. Не знаю, стоит ли вообще этим заниматься. Если бы от меня зависело, покупать ли эту аппаратуру, то я бы не стал этого делать.

- Вы делаете детям «паспорта здоровья»?

- Нет, мы отказались от некоторых видов исследований, которые обязательны для создания таких паспортов. Они включают психологическое и социальное тестирования, проведение которых сопряжено с проблемами. Мы выбрали только те маршруты, которые абсолютно безопасны.

- Почему в качестве экспериментальной выбрали именно вашу школу с медицинским уклоном? Врач принимает участие в диагностике?

- Нет, на этой аппаратуре должен работать человек со знанием компьютерных программ, а не медик. Мы ведь не даем советов, их выдает компьютер.

- Комплексы «Здоровый школьник» используются для работы с детьми два раза в году по 2-3 недели, остальное время аппаратура простаивает. Почему бы не проверять также функциональные отклонения у остальных школьников, в том числе и старшеклассников, ведь именно у них заболеваний оказывается больше всех?

- А где взять специалиста, чтобы занимался этим круглый год? У меня есть и своя работа.

Как относятся к проекту медики

Саногенетический мониторинг, так же как и другие виды диагностики по программе «Здоровый школьник», позволяет оценить функциональное состояние здоровья ребенка, но не позволяет делать никаких медицинских выводов, потому что аппаратура – не медицинская, а учебная. Хотя попытки подтвердить ее медицинскую значимость предпринимались.

Проект был представлен специалистам Роспотребнадзора и комитета по здравоохранению. Медики считают, что подобная программа профилактики в городе уже работает – в этом году открылось 22 детских центра здоровья при поликлиниках, оснащенных современной аппаратурой компьютерной диагностики. По словам начальника отдела по материнству и детству комитета по здравоохранению Анатолия Симаходского, ему неизвестно, насколько эффективно работала программа в Москве, потому что с результатами его не познакомили и комментировать их он не может. А специалисты Центров здоровья считают, что новая программа с использованием компьютерных программ будет дублировать уже имеющуюся.

Сотрудники Роспотребнадзора по поводу саногенетического мониторинга школьников высказались неопределенно, указав на некоторые замечания, но в целом сделав вывод, что вреда от программы не будет, поскольку она не подразумевает медицинских рекомендаций, а помогает осуществлять профилактику общими советами.

Как школьникам помогает программа БОС

Уже более 10 лет институт БОС пытается внедрить свои разработки в школьную профилактику заболеваний. И вот результат: метод биологической обратной связи вошел сразу в две программы по исследованию здоровья школьников. Помимо программы «Здоровый школьник», существует и другая, которую курирует комитет по образованию. Она называется «Информационно-оздоровительные технологии – в учебный процесс». Это совместный проект Петербургской академии последипломного педагогического образования с институтом БОС, в рамках которого в 26 школ на безвозмездной основе были поставлены эти приборы.

- Для академии этот проект интересен в качестве исследования, а его практическая цель состоит в обучении школьников контролировать свое дыхание, управлять эмоциональным состоянием, проводить релаксацию организма, - говорит к.п.н., доцент академии Маргарита Колесникова, которая курирует проект. - Есть в программе и безаппаратный вариант мультимедийной презентации для проведения пятиминуток релаксации для младших школьников. Дети смотрят на экран, где написан текст, и повторяют дыхательные упражнения. Педагоги специально обучаются работать по этой программе. Нам интересно, какую пользу принесет ученикам эта технология.

Где применяются методики БОС

Методикой биологической обратной связи активно пользуются и в медицинских учреждениях, причем не только в коммерческих, но и государственных. В частности, метод используется для реабилитации детей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Он позволяет ребенку тренировать движения в игровой форме, наблюдая свои результаты непосредственно на экране и стараясь их улучшить.

Большую популярность приобрел метод Фоля, в основе которого все те же методы биологической обратной связи. Причем с помощью компьютерной диагностики пытаются определить аллергическую реакцию на препараты. А некоторые врачи государственных детских поликлиник направляют своих пациентов для определения чувствительности к анестетикам, используемым в стоматологии.

- Хотя методика БОС не может использоваться для диагностики и лечения, поскольку она не зарегистрирована официально в перечне медицинских методик, - поясняет адвокат Александр Балло.

Таким образом, за профилактику здоровья школьников взялись сразу три комитета – комитет по здравоохранению с его Центрами здоровья, которые по сообщению нашего источника посещает лишь 4% населения, комитет по образованию – с методикой обратной биологической связи, дающей сомнительные диагностические результаты, и комитет по информатизации и связи, организовавший закупки аппаратуры для диагностики функциональных нарушений здоровья школьников по баснословной цене. А кто же будет лечить органические заболевания детей, ведь в поликлиниках не хватает денег, чтобы выделить ставки для узких специалистов, и поэтому школьникам не попасть к врачу? Считается, что только 20% учащихся не имеет никаких проблем со здоровьем, может быть на них рассчитаны методы высоких немедицинских диагностических технологий? 

Случай из жизни

Много лет назад я уже писала о методике БОС, для чего не поленилась прийти в кабинет и на себе оценить ее эффективность. Мне объяснили, где и как надо дышать, глядя на загадочные бегающие графики на мониторе. Результаты быстро отображались в виде динамических таблиц. Но разобраться в них было сложно, поэтому я просто выполняла задания. Их было много. Предварительно мне рассказали, что прибор не диагностирует определенную болезнь, но оценивает состояние организма, его биологический возраст, из чего опытный специалист может сделать выводы о риске того или иного заболевания. Приводились примеры.

Как-то приходила цветущая женщина немногим за тридцать, а БОС показал, что ее биологический возраст зашкаливает и приближается к 90! На мой немой вопрос специалист ответил, что такие результаты могут быть и еще в одном случае – если человек уже болен онкологическим заболеванием. Так и случилось – довольно подытожил свой пример методист, - клиентка оказалась неизлечимо больна, хотя болезнь протекала бессимптомно. Я сжалась в комок, пожалев о том, что рискнула отправиться на такую опасную, но суперэффективную диагностику, и ожидала приговора – каков будет мой биологический возраст. Он оказался меньше 90, но больше паспортного. Покинув кабинет, я тешила себя надеждой, что где-то не так надышала.

© ДокторПитер