Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

После операции и химиотерапии – на «пиратскую» вечеринку. 30 лет первому детскому онкологическому отделению

Когда Савелий готовился к операции (ампутации ноги), начал искать плюсы: «Раньше я все время мизинцем бился о косяки. Теперь не буду – нет ступни с этим мизинцем. Носки. Бывает, носки теряются и остаются все на одну ногу. Теперь это не проблема». Врачи Петербургского онкоцентра в Песочном говорят о своем 16-летнем пациенте: «Настоящий боец. А у победителей раны заживают быстрее».

6 ноября 2020
После операции и химиотерапии – на «пиратскую» вечеринку. 30 лет первому детскому онкологическому отделению

Савелий приехал в Петербург из села Алтайского края: «Впервые нога заболела в 9-м классе, перед новым 2020 годом. Травм не было. Активно спортом я не занимался – у нас в селе секций-то нет никаких. Так, иногда с родителями на волейбол ездил играть. А вообще я шахматами увлекаюсь. И головоломками».

Местные врачи поставили диагноз «артрит голеностопного сустава». Выписали лекарства и физиотерапию. К февралю боли ушли. К 23 февраля Савелий с друзьями готовился к шахматному турниру, ударился нездоровой ногой, когда передвигал столы. Сделали снимок – опять артрит. Полечили, но и через два месяца нога продолжала болеть. Потом поехали в Барнаул, а там уже все большие больницы готовились к приему пациентов с ковидом. «16 мая меня положили в краевую больницу и сделали МРТ, заподозрили онкологию, взяли материал на биопсию. В Барнауле не смогли понять, что это за ткань, отправили в Москву. Пришел ответ: «остеосаркома». Найти клинику, в которой возьмутся за лечение, было сложно, как правило, отказывали из-за карантина. Мы написали сюда (детское отделение Петербургского онкоцентра) и нам ответили – приезжайте».

- Нам часто пишут: «Посоветовали обратиться к вам». Но когда я начала переписываться с мамой Савелия, окончательного диагноза не было, хотя референсный центр в Москве подтвердил диагноз. К сожалению, когда он к нам доехал, опухолевый процесс был в уже запущенной стадии. Мы лечили его по протоколам, но быстро стало понятно, что без операции не обойтись. Опухоль агрессивна, она увеличилась, - рассказывает заведующая детским отделением Петербургского онкоцентра Маргарита Белогурова. - Собрали консилиум и приняли решение об ампутации (до колена – Прим. ред.). Сейчас Савелий проходит химиотерапию, а в это время в институте Альбрехта делают протез. Он огромный молодец. И это очень многое значит - у победителей раны заживают быстрее. Когда человек настроен на победу над болезнью, уверен в ней, то даже несмотря на то, что лечение сложное, тяжелое, с огромным количеством побочных эффектов, он пробьет эту стену.

Савелий, правда, удивительный 16-летний парень. Когда узнал о том, что будут ампутировать ногу, сказал маме: «Ты не переживай, все нормально! Если надо, значит, надо».

- Многие были бы в шоке. Но, я – нет. Для чего-то это надо было. Зато я успел картошку посадить, - шутит он. - У нас дом свой. Я, мама, папа и сестра моя младшая – все сажали. В огороде потом помог. Недавно я узнал, что в класс приходит новенькая. Я ей написал, чтобы познакомиться. Писать, конечно, сложнее, чем лично подойти.

Савелия поддерживают близкие — одноклассники, семья. Мама рассказывает: «У нас не было никаких истерик. Мне в этом плане с сыном повезло» и делится планами:

- Мы с родственниками решили на Новый год пиратскую вечеринку сделать. Савелий будет главный пират, как Сильвер».

Савелий — редкий ребенок. Но таких и похожих на него с самыми разными диагнозами врачи детского онкологического отделения пролечили сотни. В этом году оно отмечает 30-летний юбилей.

В 1990 году по инициативе профессора Бориса Афанасьева и при поддержке мэра Анатолия Собчака на базе многопрофильной больницы им. Свердлова на Крестовском острове, в которой лечилась партийная элита Ленинграда («Свердловка» сегодня — Городская больница №31), был создан Центр передовых медицинских технологий. В его структуре открылось отделение гематологии и трансплантологии костного мозга, а клиника стала первым городским медучреждением, в котором лечили онкологические заболевания детей. Это было тяжелое кризисное время, с одной стороны, с другой, время, когда страна открыла границы. На средства благотворителей из города-побратима — Гамбурга были оснащены отделения и лаборатория, медики получили медикаменты и реактивы для качественной диагностики и лечения пациентов. Впервые в России в 90-х годах здесь были выполнены успешные аллогенные трансплантации костного мозга (при участии немецких профессоров А. Цандера и Т. Бюхнера). Первым заведующим отделением стал Дмитрий Никитин. С 1991 года его возглавляет профессор, д.м.н. Маргарита Белогурова.

До появления отделения детской онкологии в 31-й больнице в Ленинграде, да и во всей России вылечивать удавалось треть пациентов со злокачественными новообразованиями, выживали только 10% детей с лейкозами, а за рубежом к тому времени больше 70% удавалось вылечить. Зарубежные коллеги консультировали наших врачей вместе с пациентами и их родителями, проводили симпозиумы, круглые столы и мастер классы для докторов. Впервые в российской истории в отделении объединили онкологов и гематологов. Именно здесь начиналась современная детская онкология того уровня, на котором она находится сейчас. Петербургские детские онкологи смогли сломать стереотип. Детский рак теперь воспринимается не как безнадежный случай, а как болезнь, которую можно и нужно лечить.

В 2018 году отделение переехало в Петербургский онкоцентр. И началась его новая история. За 30 лет существования коллектив так сплотился, что, несмотря на удаление от центра, «переехал» почти в полном составе. Площадь увеличилась в разы, парк оборудования — самый современный. Не потерялись и бывшие пациенты. Многие из них уже создали счастливые семьи, но приезжают в отделение помогать родителям маленьких и больших пациентов справиться с психологическими проблемами. И ежегодно поздравляют своих врачей с праздниками.

© ДокторПитер

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга