Медвузы Петербурга полностью перешли на удаленку - будущие медики учатся лечить дистанционно

09:41, 25.03.2020 / Верcия для печати / 0 комментариев

Медицинские университеты полностью перешли на удаленный формат лекций и семинаров за неделю - он был поэтапным, а начался в прошлый понедельник, 16 марта. О первых днях учебы на удаленке, плюсах и минусах новой системы «Доктор Питер» спросил в ректоратах учебных заведений.

Медвузы Петербурга полностью перешли на удаленку - будущие медики учатся лечить дистанционно
Фото: pixabay.com

Три главных медвуза города – ПСПбГМУ им. Павлова, СЗГМУ им. Мечникова и Педиатрический университет проводят как лекции, так и семинары на разных платформах. При этом в руководстве каждого из этих учебных заведений довольны своим выбором. 

Не ожидали: слушателей стало больше 

Как рассказали в Первом меде, где учится около 5 тысяч студентов, переход на дистанционное обучение – большая нагрузка на информационную систему, но мощностей медвузу хватило. Всё благодаря недавно проведенной модернизации. С прошлого понедельника началось дистанционное чтение лекций на закрытом YouTube-канале. И оно дало неожиданный эффект. 

- Во-первых, посещаемость дистанционных лекций по сравнению с реальными была почти в два раза выше, - рассказал «Доктору Питеру» Андрей Яременко, проректор по учебной работе ПСПбГМУ им. Павлова. – Во-вторых, были очень положительные отзывы студентов. Понятно почему. Они могут прослушать лекцию, потом еще раз просмотреть какой-то фрагмент. Все лекции сохраняются и доступны учащимся. 

Судя по отзывам студентов в соцсетях, действительно, многим такой формат показался удобным. Но некоторые отмечали проблемы с получением ответов преподавателей в процессе лекций.

- YouTube не предусматривает обратной связи, - комментирует Андрей Яременко. – Мы сделали там чат, но с ним проявились проблемы. Сначала ребята использовали его для развлечения – дома им скучно, поэтому и писали разное. Мы этот чат подсократили и начали модерировать, а на сайте университета создали другой, специальный, где студенты могут высказывать свои мнения о качестве лекций.

По словам проректора по учебной работе, посещаемость лекций можно контролировать по числу подключенных к системе слушателей, но все-таки руководство рассчитывает на сознательность будущих врачей – на случай, если кто-то подключился, но занимается другими делами.

- Мы исходим из того, что все наши студенты хотят быть врачами. Если кто-то не хочет, он может уйти по своим делам. Но потом ему придется потратить гораздо больше времени, чтобы самостоятельно найти материал и подготовится к тестированию. Дистанционное обучение никоим образом не меняет наши внутренние административные принципы. Мы занимаемся по учебному расписанию. Если студент не посещает занятия, то он не выполняет требования учебного плана, а если не сдает контрольную точку, то не будет переведен на следующий курс, - говорит Андрей Яременко. 

Кстати, новый формат лекций понравился не только студентам, но и самим преподавателям. В руководстве планируют, что часть лекций и после окончания карантина можно будет проводить в онлайне.

Онлайн-вебинары в Первом меде начались с начала этой недели, но на другой платформе – Mirapolis. Как говорят в ректорате, в первый день не все было гладко, но уже вчера семинары проходили в штатном режиме. По словам Андрея Яременко, вебинары выглядят примерно так.

- Это вариант комнаты. Преподаватель может загружать в систему что хочет - презентации, фото, видео. Студенты могут видеть его, но это на усмотрение преподавателя. Здесь (в отличие от лекций) идет абсолютный feedback (обратная связь). Преподаватель видит, кто находится в комнате, потому что проводится авторизация по электронной почте, он может передавать тесты и видеть результаты их решения. То есть это полноценная платформа для проведения вебинаров и оценки усвоения знаний. Таким образом мы объединили сразу несколько ресурсов. У нас еще есть своя электронно-информационная среда АcademicNT, где в личном кабинете студенты проходят тестирование и сдают контрольные.

Система универсальная и позволяет работать как из  университета, так и из дома с любого устройства – телефона, планшета, компьютера. Из-за коронавируса преподавателям старше 70 руководство вуза порекомендовало уйти на удаленку. В то же время, сложная эпидобстановка не отменила практических занятий в клинике.

- Мы не можем перестать готовить врачей. Всю теорию мы перевели в дистанционный формат, но практическая подготовка продолжается с использованием симуляционного оборудования и в клинике университета. Конечно, с соблюдением всех эпидмероприятий, ежедневной термометрии. Сценарий развития событий неизвестен, поэтому нам важно максимально быстро дать для студентов старших курсов и ординаторов клинические навыки, чтобы подготовить их в качестве резерва здравоохранения города, - сказал Андрей Яременко. 

Читайте также: Первый мед впервые вошел в рейтинг QS лучших университетов мира

«Дистанционные» знания в Университете им. Мечникова проверят после карантина

В СЗГМУ им. Мечникова, где учатся 4872 студента, предпочитают называть дистанционное обучение «контактной работой», имея в виду взаимодействие преподавателей и обучающихся. Основная учеба идет на платформе Moodle, которая, кстати, используется и в других вузах города. 

- Студенты не просто читают методички и литературу, которая там размещена. В презентации лекции к каждому слайду есть полный комментарий преподавателя. Кроме того, там проводится тестирование, - рассказал «Доктор Питеру» проректор по учебной работе СЗГМУ Сергей Артюшкин. – Но в целом надо понимать, что лекции – это не научная конференция с дискуссией. Основная её задача – дать весь необходимый материал. Вопросы преподавателям можно задать на форумах, которые созданы на странице каждой кафедры, а также через старост, с которыми мы постоянно держим связь и регулируем возникающие по ходу обучения вопросы.

Кроме того, для проведения видеоконференций медвуз задействует отечественную платформу TrueConf, которая предоставила учебным заведениям бесплатный доступ. По словам Сергея Артюшкина, видеоконференции - это практически живое общение, где студенты могут слышать и видеть преподавателя, а преподаватель контролировать число присутствующих. Кстати, здесь от работы студентов и ординаторов в университетской клинике отказались, но после окончания удаленки планируют перейти на усиленный режим, чтобы наверстать практику.

За посещаемостью занятий следит отдел информатизации связи, но в руководстве университета все же предупреждают возможных прогульщиков, что не пустят всё на самотек. 

- Когда мы сможем вернуться к обычной системе обучения, планируем провести объемное тестирование на знания, усвоенные в этот период. Тем, кто не слушал, будет сложно его пройти, - обещает проректор.

На технические возможности в вузе не жалуются и говорят, что у всех преподавателей есть условия для работы с разных площадок университета – а их всего по городу семь. При этом тех, кому за 65, даже обещают обеспечить необходимыми средствами связи и при желании самоизолироваться - отпустить работать из дома. 

В числе плюсов перехода на дистанционное обучение Сергей Артюшкин называет возможность в ближайшем будущем перейти на балльно-рейтинговую систему.

- В электронной среде мы работаем давно, но сейчас она будет насыщена разными видами занятий, материалов. Просто раньше некоторые из них не было смысла размещать, так как они проходили очно. Наработка материала поможет нам, возможно, с сентября перейти к балльно-рейтинговой системе. Этот вопрос давно рассматривается, а сейчас он получил толчок для развития.

Детской медицине обучают на «игровой» платформе

В СПбГПМУ, где учатся 4556 студентов, трансляции лекций проводится через программу OBS studio, некоторые из них идут на стене группы ВКонтакте. Как рассказала «Доктору Питеру» начальник учебно-методического управления Педиатрического университета Галина Суслова, с помощью этой программы студенты могут видеть своих преподавателей, а те размещать презентации, фильмы. Вопросы лекторам можно задать в конце занятия. Практические занятия проходят у студентов на другой платформе - Discord (интересно, но в интернете эту платформу описывают, как бесплатный мессенджер с поддержкой VoIP и видеоконференций, изначально ориентированный на пользователей компьютерных игр). 

По словам Галины Сусловой, серьезных накладок или технических проблем с переходом Педиатрического университета на дистанционное обучение не было. Оборудования тоже хватает, что-то удалось докупить, а платформу для проведения лекций установили очень оперативно - за несколько дней.

- В непростых условиях мы неплохо организовались. Для многих такое обучение казалось сложным, недоступным. Сейчас все быстро мобилизовались и работают спокойно. Наши преподаватели, особенно старшей возрастной группы перестали бояться такого взаимодействия, преодолели некий психологический барьер, а у некоторых это даже вызвало большой интерес, - говорит Галина Суслова. – Хотя, конечно, живое общение преподавателей со студентами все же лучше.

Как и других медвузах, связь со студентами руководству помогают держать старосты групп. Преподавателям почтенного возраста также рекомендовали работать из дома, но здесь, по словам специалиста вуза, таким правом воспользовались единицы – в основном все работают с рабочих мест.

И хотя для студентов практические занятия в клинике отменили, ординаторы по-прежнему трудятся у коек маленьких пациентов. 

- Для ординаторов сейчас нет дистанционного обучения – теоретическая часть у них закончилась раньше. Сейчас они работают в университетской клинике (всем приходящим в клинику обязательно проводят термометрию) и других больницах города по своим специальностям. Более 30 наших ординаторов вошли в волонтерскую бригаду и готовятся помогать городским службам в сложной эпидобстановке, - сказала начальник учебно-методического управления. 

Надежда Крылова

© Доктор Питер

Рубрики: Общество

Ещё нет комментариев

Написать комментарий:

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.


Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Читать все отзывы

Нашли ошибку?

captcha Обновить картинку
×