Петербургские ученые ищут подтверждение аутоиммунной природы саркоидоза

Исследователи Санкт-Петербургского государственного университета нашли нашли новое доказательство аутоиммунной природы саркоидоза. Они впервые в мире изучили, как в организме пациентов ведут себя фолликулярные Т-хелперы — особые клетки иммунитета, которые помогают B-лимфоцитам производить антитела и нейтрализовать патогены.

12 февраля 2020
Петербургские ученые ищут подтверждение аутоиммунной природы саркоидоза
пресс-служба СПбГУ

Саркоидоз – это хроническое воспалительное заболевание, при котором чаще поражаются легкие. Болеют им преимущественно взрослые в возрасте  30-40 лет. Заболевание это не очень распространено, по России точных данных нет, но есть сведения, что им страдают примерно 10 человек на 100 000 населения.

Несмотря на то, что саркоидоз впервые был описан в 1869 году, врачи до сих пор не знают точных причин возникновения заболевания. Выяснить это попытались петербургские ученые. Они изучили, как в организме пациентов ведут себя фолликулярные Т-хелперы — особые клетки иммунитета, которые помогают B-лимфоцитам производить антитела и нейтрализовать патогены. Оказалось, что в их крови повышается количество двух видов Т-хелперов: Tfh17 и Tfh2. То же самое происходит во время многих типичных классических аутоиммунных заболеваний. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

«В последние годы исследователи саркоидоза все чаще находят подтверждения того, что причина развития болезни может быть связана с нарушением регуляции иммунного ответа и активации аутоиммунных процессов. Правда, ведутся споры — аутоиммунное это заболевание или все-таки аутовоспалительное. В болезнях первой группы всегда есть какой-то аутоантиген (молекула, вырабатываемая самим организмом), на который нападают "бойцы иммунитета", а во второй причиной являются генетические мутации, приводящие к гиперактивации клеток врожденного иммунитета (макрофагов или нейтрофилов)», - рассказала Анна Малкова, один из авторов статьи, лаборант-исследователь лаборатории мозаики иммунитета.

В пользу первой теории говорит увеличение у пациентов количества Т- и В-лимфоцитов, «нацеленных» на какой-то конкретный антиген. Именно их искали ученые. Они взяли образцы крови у 37 пациентов с легочным саркоидозом, а также у 35 здоровых доноров, у которых никогда не было аутоиммунных или онкологических заболеваний. Добровольцев набирали на базе Петербургского научно-исследовательского института фтизиопульмонологии, а лабораторные исследования проводили в Научном парке СПбГУ и в Институте экспериментальной медицины, сообщает агентство "Петербургское слово".

«Выяснилось, что у людей с саркоидозом наивных B-клеток (которые только недавно образовались и еще не встречались с антигеном) в крови гораздо больше, чем B-клеток памяти (которые с антигеном уже встречались), в соотношении примерно 70 % и 30 %. Возможно, причина в том, что большая часть B-клеток памяти отправилась в гранулемы — работать там. Чтобы точно это выяснить, нужно проводить дополнительные исследования — уже на лабораторных животных», - рассказала Анна Малкова.

По словам специалистов, если заболевание все-таки аутоиммунное и направлено на какой-то конкретный собственный антиген внутри организма, его нужно найти. Возможно, таким антигеном может быть виментин — белок клеточного скелета мезенхимальных клеток.

«Помочь разобраться должны эксперименты на животных моделях: можно посмотреть, как их иммунная система реагирует на инъекции виментина. Кроме того, сейчас мы готовим новую статью по итогам исследований, сравнивающих аутоиммунные реакции, которые происходят у больных саркоидозом, с реакциями у больных туберкулезом — у них довольно много сходного. Но есть и различия, которые, возможно, определяют разное течение и исход этих похожих недугов», - добавила исследовательница.