Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Терфонд ОМС Петербурга выдает справки о стоимости медпомощи и разрешает получать ее без полиса

Встать на диспансерный учет, получить справку об оказанной медицинской помощи, застраховаться в системе ОМС онлайн – эти и другие новые возможности предоставила петербуржцам информационная система Территориального фонда ОМС в уходящем году. Кто и как ими может пользоваться, «Доктору Питеру» рассказал заместитель директора ТФОМС Петербурга Сергей Чермных.

24 декабря 20192
Терфонд ОМС Петербурга выдает справки о стоимости медпомощи и разрешает получать ее без полиса

Напомним, «Доктор Питер» подробно писал о том, как, где и какие возможности получают петербуржцы, благодаря развитию информационной системы Петербургского фонда обязательного медицинского страхования. Какие новшества появились в ней и как развиваются уже существующие сервисы, рассказали в Терфонде ОМС и напомнили: личная информация доступна только тем, кто зарегистрирован на портале госуслуг в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). То есть лично обратился в МФЦ и подтвердил личный логин и пароль. После этого человек получает возможность пользоваться расширенными услугами, доступными на портале, в том числе сервисами Территориального фонда ОМС.

После диспансеризации — на учет

Участие системы ОМС в организации диспансеризации начиналось, как обычно, с проверки счетов, выставленных поликлиниками за выполненные обследования. Теперь страховщики взяли на себя задачу личного оповещения петербуржцев о предстоящей диспансеризации с помощью информационной системы учета профилактических мероприятий.

Уже в течение двух лет страховые медицинские организации (СМО) и Территориальный фонд ОМС учитывают в своем информационном ресурсе списки подлежащих диспансеризации и составляют план на год. То есть поликлиники формируют списки петербуржцев и планы их диспансеризации в общегородской системе, а на их основе страховые компании формируют свои списки – поквартальные, которые используются для приглашения петербуржцев на обследование. 

- Формирование списков проводится по сложному алгоритму, потому что необходимо учитывать пол, возраст, планомерное планирование для оповещения. Страховые представители приглашают на обследование в поликлинику не всех сразу — допустим, в январе, а поэтапно — так, чтобы не было одномоментного столпотворения в поликлинике в одном месяце и пусто в другом. Звонят петербуржцам или с помощью смс сообщают, что человек должен пройти диспансеризацию, и делают отметку о том, что человек уведомлен, - поясняет заместитель директора ТФОМС Петербурга Сергей Чермных. - Это так называемое управление спросом. Да, пациент придет, когда сумеет, при этом, фактическую дату и результат прохождения диспансеризации занесут в систему. 

Возможности для регулярных обследований растут. Теперь петербуржцы могут обследоваться в рамках диспансеризации не раз в три года, а гораздо чаще, для старшего возраста некоторые виды обследований проводятся едва ли не ежегодно.

Как сообщает Сергей Чермных, со следующего года в эту же систему заводятся списки пациентов, подлежащих диспансерному наблюдению. 

- Мы сформировали списки на основе реестров счетов, которые поступали в предыдущие годы. По результатам видим, кому требуется диспансерное наблюдение, и уже в январе этими списками будет пользоваться амбулаторная сеть. В них войдут те, кто по результатам диспансеризации ставится на диспансерный учет, и те, кто уже состоял на диспансерном учете. Если человек перенес, например, инфаркт или инсульт, лечился в стационаре, он тоже попадает в списки пациентов, нуждающихся в диспансерном наблюдении в поликлинике, к которой прикреплен. Чтобы облегчить задачу поликлиникам, мы составили списки в автоматическом режиме. Дополнять и редактировать их можно уже в процессе работы.

Полномасштабно информационная система для диспансерного наблюдени заработает уже в январе, - сообщил замдиректора Терфонда.

Как страховщики контролируют онкологическую помощь 

В течение всего 2019 года специалисты петербургского фонда ОМС создавали и отлаживали новую информационную систему, задача которой — контроль качества оказания онкологической помощи. Через нее фонд получает не просто информацию о выставленных счетах за пролеченных пациентов. Для программы «Онкология» данные, которые получают страховщики, настолько подробны, что по сути представляют собой медицинскую карту.  

- Мы начали эту работу по поручению Федерального фонда ОМС в 2018 году, а в 2019-м собираем данные в полном объеме. Это уже не экономические сведения, а медицинские. Задача - собирать большой объем информации из реестров счетов, и анализировать его, - говорит Сергей Чермных. - Поток информации позволяет видеть, какие применяются схемы лекарственной терапии, насколько полно используются возможности ОМС для лечения онкологических заболеваний, не нарушаются ли сроки прохождения этапов лечения. Эксперты терфонда создали алгоритм, доступный, понятный и видимый экспертам страховых компаний и фонду в виде списка случаев лечения, требующих дополнительного экспертного контроля. К примеру, в системе эксперты видят дату выписки направления на МРТ и дату проведения этого исследования. Если сроки между назначением и временем проведения исследования превышают установленные нормы, система это показывает автоматически. Значит, страховая компания может сразу отправлять этот случай на проверку, чтобы разобраться в причинах. Кроме того, новая система контроля качества онкологической помощи дает возможность анализировать и оценивать качество работы отдельно взятых медицинских учреждений по большим массивам данных.

Получить направление и записаться на госпитализацию можно в кабинете врача онлайн

Еще в 2012 году приказом Минздравсоцразвития 406н было регламентировано, что в направлении на плановую госпитализацию указывается дата и время, в которые пациенту необходимо обратиться за получением специализированной медицинской помощи. Однако это требование, как правило, не соблюдалось. В 2016 году терфонд Петербурга впервые начал работать над созданием системы, с помощью которой на приеме врач поликлиники вместе с пациентом выбирает стационар, в который его можно госпитализировать, и согласовывает время и дату. Эта система дает возможность гармонизировать потребности поликлиник в госпитализации своих пациентов с возможностями стационаров. 

- Сейчас информационная система сопровождения оказания медицинской помощи на этапе госпитализации вышла на практически 100-процентный охват медицинских организаций. Через нее ведется учет направлений, отслеживается, дошел ли пациент до больницы на отборочную комиссию. Эта информация видна СМО, они имеют возможность вмешиваться в эти процессы, если пациенту требуется помощь, - рассказывает Сергей Чермных. - Серьезное достижение – в направлении на плановую госпитализацию указывается дата и время приема отборочной комиссии, не у всех регионов есть такой сервис. Для этого нужно, чтобы в стационарах вели действующее расписание работы отборочных комиссий, чтобы они могли обновлять эти сведения на нашем ресурсе.

Сейчас это уже полномасштабная система, в которую включены все поликлиники, у которых есть прикрепленное население и которые могут планово госпитализировать пациентов, и почти все стационары. Так что даже по таким дефицитным видам помощи, как лечение катаракты, направление на отборочную комиссию можно получить в поликлинике прямо в системе – с датой и временем приема комиссии. Правда, заполняются они быстро. 

На Едином портале петербуржцы могут проверить, какую помощь они получали

Когда в информационной системе ОМС Москвы впервые появилась возможность для пациента формировать справку о полученных медицинских услугах и их стоимости, москвичи обвинили клиники в том, что им приписаны медуслуги, которые они не получали. С начала 2019 года возможность сформировать такую справку появилась у петербуржцев, зарегистрированных на Едином портале госуслуг. И когда они впервые воспользовались предоставленной фондом возможностью, выяснилось, что и в нашем городе так называемые приписки случаются, но к счастью, не в столичных масштабах, и, как правило, по техническим причинам, возникающим в медицинских организациях. Чаще всего это касается визитов в амбулаторном звене, в том числе в рамках диспансеризации. 

Кто может получить полис ОМС онлайн

Получить бумажный полис ОМС в Петербурге просто. Семь СМО выдают их в 200 пунктах, расположенных по всему городу. Параллельно развивается проект получения электронных полисов посредством регионального Портала государственных услуг в Санкт-Петербурге. В текущем году запущен проект получения полиса ОМС на Едином портале государственных услуг. Правда, пока пользователей у него немного, а функционал этого ресурса ограничен. В этом году петербуржцы через Единый портал госуслуг могли только впервые зарегистрироваться в системе ОМС, выбрав страховую компанию. Но воспользоваться этой возможностью могли лишь те, кто до сих пор не получал полис единого образца, а таких в городе не более 5%. В будущем этим ресурсом смогут пользоваться родители новорожденных, чтобы без проблем зарегистрировать ребенка в системе ОМС. Ожидается, что механизм для их регистрации будет отрегулирован соответствующими ведомствами. 

В следующем году Минздрав, Минкомсвязи и Федеральный фонд ОМС планируют расширить функции Единого портала для пользователей, например, дать им доступ к возможности менять страховую медицинскую организацию, напомним, по закону, это можно делать раз в год или при переезде в другой регион. 

Электронная регистрация в системе ОМС означает, что человек застрахован и имеет полис в виде записи в Регистре застрахованных лиц. Однако не только он, но и владельцы бумажных полисов, то есть абсолютно все застрахованные в системе ОМС могут сегодня обращаться за медицинской помощью во многие поликлиники и городские стационары, не предъявляя бумажный полис. 

- Петербург — единственный регион в стране, который создал систему, реализованную в качестве пилотного проекта нашим ТФОМС вместе с комитетом по информатизации и связи и комитетом по здравоохранению — по поручению Минкомсвязи, Минздрава и Федерального фонда ОМС. Идея проекта в том, что зарегистрированный в системе ОМС россиянин может обращаться в медицинское учреждение, участвующее в пилотном проекте, без предъявления бумажного полиса, только с паспортом. Потому что его данные есть в Регистре застрахованных лиц, а доступ к нему есть во всех регистратурах — факт страхования проверяется онлайн во время записи к врачу, — говорит Сергей Чермных. — В этом году мы пригласили в систему почти все амбулаторные учреждения и стационары: тем государственным клиникам, которые еще не входят в пилотный проект, предлагаем войти в него в 2020 году. То есть петербуржцам уже в следующем году при обращении за медпомощью в государственные клиники бумажный полис ОМС необязательно иметь с собой, нужен лишь паспорт.

Как рассказал «Доктору Питеру» Сергей Чермных, Петербург и другие регионы приступили к внедрению системы регистрации застрахованных в системе ОМС через Единый портал госуслуг. В следующем году на нем будет отработан прием заявлений на оформление полиса ОМС с формированием так называемого цифрового временного свидетельства. В результате человек сможет зарегистрировать себя в системе ОМС и получит возможность на принтере распечатать временное свидетельство об оформлении полиса ОМС. Это бумажное подтверждение того, что человек зарегистрировал себя в электронном виде. Но в Петербурге и это может не потребоваться при обращении в клинику, участвующую в пилотном проекте, потому что проверка регистрации пациента в системе ОМС проводится в регистратуре клиники онлайн. Такое бумажное подтверждение может понадобиться для предъявления в медицинской организации, не участвующей в пилотном проекте, в том числе, если человек выезжает в другой регион страны.

Пишите письма и звоните

Напомним, обращения пациентов в колл-центр фонда или в страховые медицинские организации записываются в информационную систему и поступают в единую базу данных для всех семи страховых медицинских организаций и Терфонда ОМС. Происходит это так. Отвечая на звонок, оператор открывает карточку на человека, который звонит, и если в ходе разговора выясняется, что вопрос относится к компетенции СМО, в которой он застрахован, его переключают на оператора СМО. Открытая в Терфонде карта передается в страховую организацию. Оператор СМО, принимая звонок, видит карту, в которую внесена проблема пациента, и историю его обращений, если он звонит не впервые. Затем в зависимости от цели обращения с ним работают страховые представители. Причем в общую базу данных заносятся и письма, доставленные почтой, и заявления на сайте фонда и звонки. Напоминаем: обращения в Терфонд ОМС Петербурга принимаются по телефонам 8 (812) 703-73-01, 8-800-700-86-03 (все одиннадцать цифр этого номера набирать обязательно) с 9:00 до 18:00 по рабочим дням. Или по телефонам компании — страховщика, их можно найти на сайте ТФОМС.