Ученые нашли новый способ защиты от укусов опасных комаров

Американские ученые выяснили, что применяемый во многих сферах материал графен, способен защищать и от укусов москитов. Свою догадку они подтвердили, отправив добровольцев в одежде из специальной ткани в «логово» голодных тропических комаров.

30 августа 2019

Исследователи из Брауновского университета (США) захотели найти более безопасные по сравнению с химическими репеллентами способы защиты от укусов комаров и переносимых ими инфекций. В своей работе они изучили свойства нанопластинчатой пленки графена или оксида графена при встрече с комарами - выяснилось, что она может обеспечить двойную защиту от укусов насекомых, пишет Science Daily. Ультратонкий, но прочный материал становится для них не только барьером, который они не могут прокусить, а вообще может сделать человека для них невидимым - блокировать их сигналы в поиске «близкой крови».

«Комары - важные переносчики болезней во всем мире, и есть большой интерес к нехимической защите от укусов комаров, - сказал профессор Технической школы Брауна и старший автор работы Роберт Херт. - Мы работали над тканями, которые включают графен в качестве барьера против токсичных химикатов, и подумали о том, что он может пригодиться и в защите от укусов комаров».

Чтобы проверить это, ученые нашли нескольких смельчаков, желающих пострадать от укусов комаров Aedes aegypti (переносят, например, желтую лихорадку) во имя науки. Участники положили руки в заполненный насекомыми корпус, чтобы они могли кусать лишь небольшой участок кожи. У одних рука была голой, у других — покрыта марлей, у третьих — материалом, содержащим пленку из оксида графена (GO, производное графена). Отмечается также, что комары хоть и были голодными, но все же разведенными в лабораторных условиях — то есть не были заражены опасными инфекциями.

В итоге исследователи сравнили количество укусов у всех участников эксперимента. Оказалось, что в отличие от добровольцев с голыми или покрытыми марлей руками участники с графеновой пленкой не получили ни единого укуса. Более того, комары даже не пытались их кусать — как-будто не видели. Однако, защитные свойства изменились, когда они нанесли на наружную сторону материала с GO немного человеческого пота — в этом случае комары слетались к руке, как-будто она не была ничем покрыта. Также выяснилось, что защитные свойства резко снижались при попадании влаги. Теперь в планах ученых создать графеновую подложку, которая могла бы пропускать воздух, но при этом сохранять защитные свойства во влажном состоянии.

Результаты работы были опубликованы в журналеProceedings Национальной академии наук.