В 2018 году шесть крупнейших страховых медицинских компаний провели 13 млн экспертиз качества. По результатам их анализа выяснилось, что в 20% случаев оказания медицинской помощи были допущены нарушения, чаще всего грубые. 61% из них приходится на нарушение порядков и стандартов оказания медицинской помощи, что часто приводит к летальному исходу. Примерно 15% нарушений связано с неправильным оформлением медицинской документации, когда история болезни не содержит и половины того, что она должна содержать, или написана так, что ничего нельзя разобрать, включая диагноз. Эксперты считают, что причины — в отсутствии эффективного оперативного контроля за работой медучреждений и сопровождения пациентов страховщиками на всех этапах оказания помощи. Усугубляет ситуацию неинформированность граждан. Пациенты не знают, что в случае проблем с оказанием медпомощи по ОМС надо обращаться в свою страховую компанию и она обязана их решить.

Читайте также: Минздрав опубликовал требования к проведению экспертизы качества медпомощи

Особенно тяжелая ситуация, по данным проверок, сложилась с оказанием медицинской помощи при сердечно-сосудистых и онкологических патологиях — двух основных причинах смертности населения.

Как рассказал сегодня «Коммерсантъ», по результатам проверок в двух российских регионах — Брянской и Мурманской областях — из трех пациентов с запущенным раком два неоднократно обращались к врачам, и те не выявили заболевания. Записи в амбулаторных картах свидетельствуют о том, что у человека - несколько визитов к терапевту, гастроэнтерологу, хирургу, он прошел диспансеризацию, даже лечился в стационаре. И вдруг появляется онкологический диагноз с отдаленными метастазами повсюду, с огромной опухолью с прорастанием в соседние органы. Такая ситуация за три дня и даже за три месяца сложиться не может.

Очень много случаев рака ротоглотки пропущено стоматологами. В медицинских картах они описывают его как язвенное образование, но никаких действий — ни взятия биопсии, ни направления к онкологу — не предпринимают.

Рак молочной железы: женщина 26 лет, трое детей, обнаружила у себя новообразование молочной железы и обратилась за специализированной медицинской помощью в онкологический диспансер, где провели УЗИ, по косвенным критериям сочли опухоль доброкачественной и пригласили на очередное обследование через полгода. Итог: распространенные метастазы и умирающая больная.

Стандарт оказания медицинской помощи в этом случае предполагал взятие биопсии. Если бы это вовремя сделали - прооперировали женщину, она, скорее всего, осталась бы жива.

Немало нарушений выявляется и при проверке диспансеризации. К примеру, в амбулаторных картах появляются массовые отказы от маммографии. Добрая часть этих отказов — фикция, уверяют эксперты качества. Несмотря на то что рак молочной железы — основной онкологический диагноз у женщин во всем мире, врачи считают маммографию необязательной и не предлагают это исследование. И в Федеральном фонде ОМС об этом знают. Но поскольку 85% исследований, входящих в перечень диспансеризации, пройдено, страховая компания должна оплатить услугу — штрафа не будет. При этом в «необязательные» 15% всегда попадает маммография. Отсюда и позднее выявление в России рака молочной железы, уверены эксперты. Чтобы кардинально изменить ситуацию, необходимо внести маммографию в обязательный перечень исследований при диспансеризации, считают страховщики.

Исследователи считают, что тарифную сетку штрафов медучреждениям за нарушения, приведшие к смерти пациента, нельзя назвать соответствующим наказанием для клиники.

Если пациент пришел в больницу с острым инфарктом миокарда, но его не приняли а, выйдя из больницы, он упал и умер, то штраф для медорганизации составит три подушевых норматива. В Петербурге в 2019 году это 16 949 рублей. Штраф за непрофильную госпитализацию, которая чревата летальным исходом, составляет 60% стоимости тарифа, установленного для лечения конкретного заболевания.

Это дефект нашего законодательства, считают страховщики. Штрафные санкции должны нести профилактическую функцию: не делай того, чего делать нельзя, потому что придется заплатить большой штраф. Нынешние штрафные санкции они называют копеечными, поэтому не работающими. Медорганизации их не боятся, поэтому не стремятся повышать качество медицинской помощи.

© ДокторПитер