Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Два года спустя: Излечение после теракта в петербургском метро еще впереди

Сразу после теракта было страшно за людей, получивших тяжелейшие, в том числе калечащие травмы. Им требовалась многоэтапная медицинская помощь, реконструктивная и пластическая хирургия, которая не входит в программы государственной медпомощи. Все это было им обещано, но не забылось ли через два года после теракта?

3 апреля 2019
Два года спустя: Излечение после теракта в петербургском метро еще впереди
Источник:
Эвелина с мамой, "Фонтанка.ру"

Среди пострадавших от взрыва в вагоне метро были настолько тяжелые пациенты, что лечились очень долго. Они и сами уже забыли, сколько операций пришлось им перенести. Но это помнят врачи, с некоторыми пациентами они не расстались до сих пор — не только потому что наблюдают за тем, как идет процесс восстановления, но и продолжают лечить.

Напомним, ровно два года назад в результате теракта, совершенного в петербургском метро пострадали 102 человека, 15 из них погибли, 51 госпитализировали с травмами разной степени тяжести. 24 пострадавших доставили в НИИ скорой помощи им. Джанелидзе, 25-ю пациентку сюда на следующий день перевели из Мариинской больницы с тяжелейшим поражением спинного мозга, спасти ее не удалось. Через две недели после трагедии, в институте оставалось 12 пострадавших в теракте, самые тяжелые — молодые женщины.

Две из них уже после того, как были выписаны из клиники, перенесли еще более 20 реконструктивных операций.

- У одной из пострадавших, кроме разных серьезных повреждений, было диаметральное сквозное ранение головного мозга осколком. Ей выполнили декомпрессионную трепанацию, - напомнил директор института профессор Валерий Парфенов. - Мы сделали краниопластику — операцию по закрытию дефектов черепа: по индивидуальному заказу для нее изготовили протез с применением самой современной технологии — огромная титановая пластина закрыла дефект и внешне он никому не заметен. У нее все хорошо, даже при таком долгом периоде, можно сказать, с открытым мозгом обошлось без неврологических нарушений.  Профессор Александр Дулаев удалил девушке стержни из голени.  

Сразу после теракта все СМИ писали о женщине, потерявшей 3,5 литра крови. В ее карте, заполненной при поступлении клинику — длинный-длинный список полученных повреждений, цитата: «Прогноз для жизни — отрицательный». Она около трех месяцев находилась на отделении сочетанной травмы, перенесла более 20 оперативных вмешательств.

- Пострадали почти все части тела, ранения тяжелейшие... В их числе - контузионные очаги головного мозга, множество повреждающих элементов, которыми была начинена мина (металлические шарики, гвозди, мелкие ржавые кусочки железа) в нескольких местах разрушили кости таза так, что образовалось множество костных отломков. На этом фоне была повреждена большая ветвь ягодичной артерии, женщина теряла много крови. Найти источник кровотечения в глубине массива разрушенных мягких тканей ягодичной области было тяжело. Но руководителю отделения эндоваскулярной хирургии профессору Дмитрию Кандыбе с коллегами это удалось. Кровотечение было остановлено, - рассказал Валерий Парфенов.

Кроме этих страшных повреждений, у девушки был перелом костей предплечья, обширные рваные раны мягких тканей в этой же зоне. Требовалось использование щадящих методов — внешней иммобилизации, соединение отломков специальным устройством. Комбустиологи в несколько этапов очищали раны, затем выполняли пластику кожи. Когда все жизнеспасающие и другие операции были выполнены, с кожным рубцом на предплечье с помощью пластической хирургии справлялись уже хирурги из Института ортопедии и травматологии им. Вредена. Параллельно они выполняли невролиз локтевого нерва (освобождения неповрежденного нерва от сдавления), который находился в рубцах, делали погружной остеосинтез костей предплечья.

Люди, оказавшие в тот роковой час в том злополучном вагоне до сих пор не могут расстаться со своими врачами — еще не время. Потому что, как объясняют хирурги, можно, конечно, было сразу выполнить все операции, которые требовались после полученных повреждений. Но вряд ли пациенты выжили бы: в медицине существует допустимый объем хирургической агрессии — даже спасающая жизнь операция это тоже травма.

В 2018 году на церемонию награждения лучших врачей Петербурга пришла Эвелина (на фото слева). Пришла, чтобы почти через год после получения травмы сказать спасибо своим врачам. У совсем юной девушки было повреждение лицевой части головы с практически полным отрывом носа, взрывная волна обожгла лицо и дыхательные пути, а тело засыпало осколками.

- Я недавно поняла, что не знаю точное количество операций, которые проводились со мной – но их было больше 10, рассказала она Фонтанке.ру. - Впереди эстетические операции, ринопластика. Первый год – больница-дом.

Врачи напоминают — операций было больше двадцати. Эвелину оперировал челюстно-лицевой хирург Артем Карпенко. Он рассказал «Доктору Питеру»:

- Самые сложные травмы были на лице - в хряще и в мягких тканях. Хрящевую часть носа, мягкие ткани удалось собрать уже на первой операции, но чтобы поддерживался просвет для дыхания через нос, сначала были установлены полихлорвиниловые трубочки. То есть сначала мы восстанавливали функцию дыхания — восстанавливали проходимость, делали каркас, чтобы мягкие ткани не «провалились внутрь». Через год для нашей пациентки были сделаны имплантаты, которые мы отлили из слепочной массы «Спидекс». Это так называемые индивидуальные формирователи носовых ходов, которые держат просвет, они необходимы, потому что минно-взрывная травма подразумевает долгую регенерацию, долгое восстановление и агрессивное рубцевание, и надо сделать все так, чтобы рубец не стянул просвет дыхательных путей. Через год уже занимались восстановлением объема тканей. Реконструктивные — эстетические операции еще продолжаются.

Напомним, пострадавших в теракте, кроме НИИ скорой помощи, принимали также Военно-медицинская академия им. Кирова, Мариинская больница, Городская больница №26 и девочку-подростка с Алтая лечили в больнице им. Раухфуса. Все лечение в государственных клиниках, в том числе пластическая хирургия проводилась и проводится за счет средств фонда ОМС.

© ДокторПитер