КРУГЛЫЙ СТОЛ
В Петербурге «скрылась» очередь в дома для престарелых
Фото: pixabay
Правительство РФ перенесло сроки наступления старости и поставило перед нами цель – к 2030 году войти в клуб стран 80+. В каком состоянии мы будем доживать до этого возраста и где? В Петербурге потребность в учреждениях для ухода за пожилыми всегда была велика: по словам экс-губернатора Георгия Полтавченко – 30-35 тысяч стационарных мест. А скоро она вырастет еще больше.
Новые границы возраста трудоспособности сокращают возможности для своевременного лечения и профилактики заболеваний, поскольку работающие люди на первое место ставят работу, а на пятое – здоровье. Нам обещают долгожительство, но в каком состоянии придет к нему население страны? Кроме того, увеличение трудоспособного возраста означает отсутствие возможности ухода за очень пожилыми родителями для тех, кто мог себе позволить уйти на пенсию в 55 лет и ухаживать за своими стариками. Поэтому потребность в учреждениях, оказывающих специализированную помощь для пожилых в стационарных условиях, начнет расти уже в ближайшие годы.
Сегодня нет официальных очередей в стационарные учреждения для пожилых – государственные психоневрологические интернаты (ПНИ), дома престарелых и частные организации, зарекомендовавшие себя на рынке услуг по уходу за пожилыми. Но потребность в этом виде помощи удовлетворяют и представители недобросовестного бизнеса: открывают «пансионаты для пожилых» в обычных домах в пригороде или в обычных квартирах жилых домов в Петербурге, не соблюдая никаких норм и правил. А значит, они не несут никакой ответственности за жизнь и здоровье своих постояльцев.
Как прожить старость в достойных условиях, обсуждали за круглым столом, организованном «Доктором Питером». На встрече присутствовали вице-губернатор Анна Митянина, заместитель председателя комитета по социальной политике Галина Колосова, начальник отдела медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения Людмила Мелентьева, заведующий отделением реабилитации Николаевской больницы Алексей Терешин, исполнительный директор ООО «Сервис-Систем» Надежда Попова, заместитель генерального директора ООО «Забота и Опека» Сергей Захаров, директор благотворительного центра «ХЭСЭД АВРААМ» Колтон Леонид, учредитель ООО «Система заботы» Константин Лившиц, генеральный директор ООО «Опека» Алексей Маврин.
Анна Митянина,
вице-губернатор
Галина Колосова,
заместитель председателя комитета по социальной политике
Людмила Мелентьева,
начальник отдела медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения
Алексей Терешин,
заведующий отделением реабилитации Николаевской больницы
Надежда Попова,
исполнительный директор
ООО «Сервис-Систем»
Сергей Захаров,
заместитель генерального директора ООО «Забота и Опека»
Леонид Колтон,
директор благотворительного центра «ХЭСЭД АВРААМ»
Константин Лившиц,
учредитель ООО «Система заботы»
Алексей Маврин,
генеральный директор ООО «Опека»
В гериатрии Петербург недалеко продвинулся
Фото: freepik.com

Анна Митянина, вице-губернатор по социальным вопросам:

— В Петербурге нет очереди в стационарные учреждения социальной защиты. Но скрытая потребность есть. Потому что бабушка хороша, пока с ней ничего не случилось. А когда случается инсульт, родственники отказываются забирать ее из больницы. В таком случае она должна автоматически перейти под патронаж служб социальной защиты, а этот процесс часто растягивается на месяцы.
И я узнаю, что на койках в больницах лежат люди, которым просто не могут оформить документы, чтобы перевести их в учреждения социальной защиты. Но такого не должно быть, и мы обязательно изменим эту ситуацию. Проблема межведомственного взаимодействия будет решена при выполнении утвержденной правительством «Дорожной карты по созданию системы комплексной медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста в Санкт-Петербурге на 2019–2021 годы».

Чтобы перевод в стационарное учреждение потребовался как можно позже, мы будем развивать гериатрическую службу в клиниках города. Хоть Петербург и был первопроходцем в ее создании, за почти четверть века мы недалеко продвинулись. Те, у кого есть родственники старшего поколения, знают, как нелегко получить помощь гериатра не только в поликлинике, но и в специализированных учреждениях. У пожилых пациентов наборы хронических заболеваний, они лечатся у врачей разных специализаций, каждый из которых выписывает им горсти лекарств, а их одновременный прием приводит к глубокой инвалидизации и преждевременному уходу. В то время как полиморбидность делает каждого такого пациента индивидуальным, и лечить его должен гериатр.
В Петербурге работают всего 72 гериатра, 29 – в стационарах, 43 – в поликлиниках. Их очень мало, потому что выпускники вузов неохотно выбирают эту специализацию – работать с тяжелым контингентом сложно. Чтобы изменить эту ситуацию, переосмысливается система оказания гериатрической помощи. Ее замкнутый цикл организовывается сейчас на базе Госпиталя ветеранов войн, в котором после его объединения с 46-й больницей для блокадников и реабилитационной больницей №23 мы сможем обеспечить полный комплекс услуг пожилым людям, так сказать, «под ключ». После полученного лечения, в том числе ВМП, пациент будет направлен в реабилитационный центр или в отделение сестринского ухода, если реабилитационного потенциала у него нет. И не будет происходить так, что после операции или курса лечения человека выписывают на долечивание или под наблюдение поликлиники, в которой никому до него нет дела. Там же планируется открытие площадки для обучения и переобучения гериатров. Кроме того, в подготовке таких специалистов нам готов помочь НМИЦ им. Алмазова, они пойдут работать в поликлинику.
Чтобы слова «старость» и «инвалидность» не были синонимами
Фото: freepik.com
Жить долго хорошо. Но как жить? Известно, что своевременная многоэтапная реабилитация способна если не вернуть человеку самостоятельность, то восстановить хотя бы часть функций, чтобы он мог себя обслуживать на бытовом уровне, не превращаясь в глубокого инвалида, что очень важно именно для пожилых людей. Но именно от них в одном из лучших реабилитационных отделений города постоянно звучит вопрос: «Что дальше?»

Алексей Терешин, заведующий отделением реабилитации Николаевской больницы, к.м.н., доцент кафедры физиотерапии и медицинской реабилитации СЗГМУ им. И.И. Мечникова:

— В Петербурге сегодня существует отлаженная трехэтапная система медицинской реабилитации. Разработана специальная реабилитационная шкала, которой мы придерживаемся при маршрутизации пациентов.
Но когда об этом заботятся только врачи, – это лишь полдела, а разрыв в понимании общей задачи – организации условий для адаптации пациента или ухода за ним – с социальными службами очень серьезный. И нам очень хотелось бы, чтобы межведомственное взаимодействие, о котором так много говорится, все-таки состоялось.

Несмотря на то, что в Петербурге, я это точно знаю, одна из лучших систем реабилитации в стране, мы пока не можем решить две большие проблемы. Первая: самой врачебной специальности «медицинская реабилитация» с тех пор как отменили специальность «восстановительная медицина» не существует. Вместо этого, в отделении реабилитации работают врачи разных специальностей, реализуя так называемый принцип мультидисциплинарности. Пациентами занимается лечащий врач, например, невролог, физиотерапевт, врач ЛФК, а при необходимости и другие смежные специалисты – психолог, логопед, терапевт, кардиолог и т.д.

Вторая проблема: очередь. Сегодня в ожидании реабилитационной помощи пациенты проводят около года (еще несколько лет назад по некоторым профилям ожидание могло длиться и 5 лет). В дневном стационаре очередей нет.

Очередь длиною в год на стационарную реабилитационную койку объясняется тем, что многие, даже направляющие врачи, подменяют необходимость социальной помощи медицинской реабилитацией. В итоге пожилые люди госпитализируются не по медицинским, а по социальным показаниям, в том числе, чтобы пенсию сэкономить. Эти бабушки, составляют едва ли не 50% пациентов, направленных из поликлиник. Но мы сейчас не стесняемся отказывать, потому что если реабилитационного потенциала у пациента нет, неправильно занимать высокотехнологичные койки.

Наш 500-коечный стационар – хорошая модель комплексного оказания медицинской помощи. В нем есть все три этапа медицинской реабилитации. Первый этап начинается в «острых» отделениях буквально с первых часов нахождения в стационаре. Затем пациент при наличии показаний переводится на второй этап реабилитации в специализированное 75-коечное отделение с 22 койками дневного стационара, работающего в две смены. И наконец, при выписке из отделения реабилитации пациенты направляются на третий реабилитационный этап в амбулаторно-поликлиническое отделение. Отделение реабилитации Николаевской больницы покрывает потребность в реабилитационной помощи жителей Петродворцового и частично Красносельского районов. Принимаются также пациенты из других регионов России в рамках системы ОМС.

Но что делать, если дееспособность пациента после курса реабилитации все же остается неполной и больному требуется посторонний уход? Для таких пациентов предназначены 15 паллиативных коек по профилям «неврология», «терапия», «травматология», куда пациенты могут быть направлены через социальные службы. К счастью, это происходит нечасто: комплексная реабилитация при наличии реабилитационного потенциала, как правило, дает хорошие результаты.

Не стоит также забывать о том, что мы имеем возможность проводить раннюю реабилитацию безо всякой очереди – в городе действует программа прямых переводов из стационаров скорой помощи в отделения реабилитации по разработанному алгоритму.

После завершения этапа реабилитации наши пожилые пациенты должны попадать в поле зрения социальных служб и оставаться дома под их патронажем.

Еще одно важное направление развития реабилитационной помощи – это введение новой специальности – эрготерапии. Специалисты в этой области обучают пациентов навыкам бытового самообслуживания при сохраняющемся функциональном дефекте. Сегодня в нашей стране неоправданно мало эрготерапевтов, сама специальность, по сути, только зарождается. А ведь индивидуальная работа эрготерапевтов с нашими пациентами может делать человека полностью независимым, и их рекомендации могли бы входить в индивидуальные программы реабилитации / абилитации (ИПРА).

Еще один немаловажный аспект того, о чем мы сегодня говорим, это то, что нельзя ставить знак равенства между словами «пожилой человек» и «инвалид». Если с молодости думать о будущем, активно применять знания о здоровом образе жизни на практике, можно надолго сохранить физическое здоровье и умственное долголетие. И тому есть множество примеров, когда и в 90 лет человек не просто работает, а, например, делает сложнейшие хирургические операции.

Сегодня медицина четко заявляет: старость может и должна быть здоровой. И чтобы помочь нашим пациентам и жителям Петродворцового района разобраться с навыками полезной физической активности, здорового питания, полноценного сна наши врачи по собственной инициативе организовали и проводят на регулярной основе «Школы здоровья», где делятся своими профессиональными знаниями и отвечают на вопросы участников.

В чем отличие паллиатива от гериатрии
Фото: freepik.com
Если бы в Петербурге хватало мощностей для реабилитационного лечения пожилых людей, и они своевременно его получали, нагрузка на систему социальной защиты и обычные семьи, в которых не отказываются от ухода за своими пожилыми родственниками, уменьшилась бы.

Людмила Мелентьева, начальник отдела медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения Комитета по здравоохранению:

— В Петербурге в рамках комплексной трехэтапной системы медицинской реабилитации помощь оказывается на почти 1,5 тысячах реабилитационных койках. Второй по мощности (после 40-й больницы) реабилитационный центр на базе 23-й больницы после реорганизации в сентябре 2017 года входит в структуру Госпиталя для ветеранов войн, его мощность – 230 реабилитационных коек по всем профилям.
После присоединения к госпиталю медицинская реабилитация для людей пожилого возраста, получивших медицинскую помощь в госпитале, стала доступнее: после лечения пациент не выписывается домой, что сокращает сроки ожидания этого вида помощи, в том числе при получении направления из поликлиники. Конечно, имеющееся реабилитационное оборудование требует замены и модернизации, и это запланировано на ближайшее время.

Организация медицинской помощи пожилым – важная задача для системы здравоохранения. К сожалению, большинство пожилых имеют несколько хронических заболеваний, реабилитационного потенциала у них нет, и в таких случаях им требуется, как правило, либо сестринский уход, либо паллиативная медицинская помощь. В ней чаще всего нуждаются пожилые люди, страдающие тяжелыми неизлечимыми заболеваниями, и это требует большого внимания как со стороны медицинских работников, так и социальных служб. Так, в 2014 году в Санкт-Петербурге не было ни одной паллиативной (неонкологической) койки, а исключительно койки сестринского ухода в нескольких медицинских учреждениях. Сегодня в городе уже около 200 паллиативных коек в пяти стационарах и около 300 коек сестринского ухода. Больше всего их в больнице № 28 («Максимилиановская»), но они есть также в Городском гериатрическом центре, в Госпитале для ветеранов войн, Николаевской больнице и других учреждениях. Онкологическим пациентам паллиативная медицинская помощь оказывается в хосписах и соответствующих отделениях в структуре многопрофильных стационаров в общей сложности на 250 мест.

Кроме того, с февраля этого года комитет по здравоохранению на базе Максимилиановской больницы реализует пилотный проект по оказанию паллиативной медицинской помощи на дому тяжелобольным пациентам. Сформировано пять выездных патронажных бригад для обслуживания жителей Василеостровского, Адмиралтейского и Центрального районов. В каждом из них сформированы списки пациентов, которые находятся под наблюдением поликлиник или социальных служб. К ним выезжают патронажные бригады и на дому оказывают те или иные виды помощи, они оказались очень востребованными: с одной стороны, снижается нагрузка на стационары – врачи приезжают на дом, с другой стороны, пациенты намного лучше чувствуют себя дома, чем в больнице. По итогам года мы проведем анализ эффективности этой работы и будем распространять его на другие районы города.

Из стационаров, в которых оказывается паллиативная медицинская помощь или сестринский уход, пациенты не всегда возвращаются домой, а переводятся в социальные учреждения. Оформление для перевода длится не более 2–3 недель – в стационаре есть все возможности для обследования и получения заключений врачей-специалистов, но из-за существующей межведомственной разобщенности с социальными службами города на больничной койке человек может проводить еще 2–3 месяца в ожидании перевода. Чаще всего это люди, которыми не хотят заниматься родственники.

Предстоит большая работа и по развитию гериатрической службы в каждом районе города, особенно там, где сегодня она представлена слабо. Есть резерв и для открытия гериатрических коек в городских стационарах. Кроме того, мы планируем внедрить комплексную гериатрическую оценку пожилых людей во всех городских поликлиниках. Она помогает выявить тех, кому нужен долговременный уход на дому и помощь социальных служб, либо медицинская помощь. В качестве пилотного проекта эта работа сейчас проводится в Адмиралтейском районе.
Пожилым везде у нас – «дорожная карта»
Фото: freepik.com
Правительство Петербурга утвердило «Дорожную карту по созданию системы комплексной медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста в Санкт-Петербурге на 2019–2021 годы». Это план, по которому будут в ближайшие годы работать медицинские и социальные службы, чтобы создать работающую систему заботы о пожилых.

Анна Митянина, вице-губернатор по социальной политике:

«К 1930 году Россия должна войти в клуб стран 80+. И речь идет не просто о том, что люди должны жить долго, речь об активном долгожительстве. Задолго до принятого на уровне государства решения, в Петербурге началось переосмысление действий, которые обеспечили бы комплексную помощь пожилым петербуржцам. Мы отдаем себе отчет, что для города, в котором 21% населения перешагнул 60-летний рубеж, – это амбициозная цель.
А чтобы ее достичь, нам следует преодолеть основную проблему – параллельное существование медицины и социальных служб города. Сегодня у них нет единого взгляда на человека в возрасте, который по классификации ВОЗ относится к старшему (60 лет).
Совместными усилиями всех заинтересованных служб разработана «Дорожная карта», выполняя которую, мы должны прийти к тому, что не человек должен приходить к власти и просить о помощи, а власть должна прийти к нему и сообщить о том, что он может получить в соответствии с законодательством Петербурга.
Это очень важно, потому что сегодня медико-социальную помощь от государства получает неоправданно малое число нуждающихся в ней. Причина в том, что в поле зрения социальных служб попадают далеко не все, поскольку она основана на заявительном принципе. То есть бабушка или дедушка должны самостоятельно заявить в соответствующую службу о том, что нуждаются в помощи. Но и они сами, и их родственники плохо информированы об этой возможности. Сейчас по данным комитета по социальной политике реально помощь на дому (сиделки, соцобслуживание) получают только 24% из 24,4 тысяч имеющих серьезные ограничения способности к самообслуживанию. В полустационарной форме всего 1,5% пожилых из 24,4 тысяч получают помощь на площадках районных учреждений – лишь в 11 районных ЦСОН есть социально-реабилитационные отделения.

Чтобы выявить скрытую потребность в надомном и полустационарном обслуживании, мы намерены изменить принципы оказания помощи пожилому человеку, создав систему выявления нуждающихся в долговременном уходе. Для этого будет создан Центр организации социального обслуживания. С его помощью город узнает, наконец, сколько у нас нуждающихся в государственной медико-социальной помощи, определит их индивидуальную потребность в конкретных видах ухода, наладит эффективное взаимодействие с негосударственными поставщиками медико-социальных услуг.

В центре будет создана единая информационная система, в которой каждый пожилой человек будет посчитан. В ней будет отражаться все, что происходит с его здоровьем и социальным статусом. После 60-ти лет будет проводиться тотальная диспансеризация и тотальный учет пожилых петербуржцев.

Программа предполагает строительство новых учреждений (ПНИ) и модернизацию старых. Первый геронтологический центр, в котором будет оказываться медицинская и социальная помощь одновременно, будет создан на базе нашего Дома интерната для престарелых инвалидов №2. Запланировано строительство двух новых центров – на 100 и на 300 мест. Но город строит очень медленно, а оказывать помощь пожилым людям нужно уже сейчас. Выходим из ситуации, благодаря сотрудничеству с частными организациями, которые соглашаются развивать бизнес в этой области.

ПНИ или частный пансионат?
Фото: freepik.com
По данным ООО «Забота и Опека», в Петербурге только 1,2% социальных услуг оказывается негосударственными учреждениями в стационарных условиях, в то время как, например, во Франции – 50%, в Германии – более 90% коек в домах престарелых принадлежат бизнесу и НКО. Зачем расходовать государственные средства на строительство новых? Во всем мире этим занимается частный бизнес либо на условиях соплатежей за оказание медико-социальных услуг, либо за государственный счет.

Галина Колосова, первый заместитель председателя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга:

— В Санкт-Петербурге принята программа по созданию системы комплексной медико-социальной помощи пожилым на 2019–2021 годы, которая направлена, в том числе, на создание конкурентной среды между учреждениями разных форм собственности. И наша задача – повысить качество и доступность социальных услуг как в государственных учреждениях, так и в негосударственных, предоставляющих свои услуги на этом рынке.
Мы начали сотрудничество с негосударственными социальными учреждениями в 2015 году, когда изменилось федеральное законодательство, но реально организации включились с 1 января 2016 года. И сейчас мы проводим мониторинг объема направляемых средств и эффективности затрат, чтобы сделать выводы: что экономически целесообразно – строить новые государственные учреждения или компенсировать расходы негосударственным. Мы начинали с 9 млн рублей компенсаций пяти негосударственным поставщикам услуг в 2016 году, прогноз 2018 года – это почти 700 млн для 26-ти поставщиков. По статистике, сейчас в семи негосударственных учреждениях получают стационарное социальное обслуживание порядка 800 человек.

Но ни от одной формы работы, ни от другой невозможно отказаться. Западные страны столкнулись с ростом пожилого населения, нуждающегося в посторонней помощи, 20 лет назад. Тогда и появились современные тренды: реформирование психоневрологических интернатов, их разукрупнение, необходимость особых подходов к людям с ментальными и приобретенными психоневрологическими нарушениями. Несмотря на то, что пожилые теперь имеют возможность выбора учреждения, в котором они хотели бы получать уход (государственное или негосударственное), люди с психоневрологическими нарушениями не всегда могут быть направлены в негосударственные дома для престарелых. То есть забота о шести тысячах петербуржцев, проживающих в психоневрологических интернатах (ПНИ) – ответственность государства, при ее организации требуется выполнение не только закона о социальном обслуживании, но и о психиатрической помощи.

В национальном проекте «Демография» есть проект «Старшее поколение», в котором в том числе поставлена задача привести в надлежащее состояние государственные учреждения. Проблема в том, что наши ПНИ требуют вложений на укрепление материально-технической базы, другая проблема, что иногда сотрудникам этих учреждений сложно избавиться от консерватизма. А они должны соответствовать времени. Так, в Петербурге во время обсуждения перевода пациентов с приобретенными возрастными психоневрологическими заболеваниями из учреждений общего типа в психоневрологические, было принято решение создавать в структуре учреждений общего типа геронтопсихиатрические отделения, чтобы человек продолжал получать социальные услуги в привычном для него пространстве.

Пожилые люди и их родственники могут выбирать социальное учреждение, в котором хотели бы находиться, и мы видим, что выбор часто останавливается именно на негосударственных пансионатах для пожилых. А еще мы заметили, что государственные учреждения неохотно берут на себя обслуживание на дому очень больных людей с тяжелыми нарушениями. В новых условиях государственные учреждения социального обслуживания должны задуматься о востребованности услуг по социально-медицинскому уходу с учетом формируемой конкурентной среды.

Востребованность превышает возможности. В том числе финансовые
Фото: freepik.com
Налаженное сотрудничество государства и частников омрачается разными проблемами, в том числе финансовыми. И это понимает власть. Как сказала Анна Митянина: «Проблемы с финансированием есть, потому что мы неотчетливо осознаем, сколько в каждом бюджетном году понадобится денег на компенсацию расходов по оказанию этих услуг. За пять лет действия этой программы, еще не наработана устойчивая практика. Сейчас мы обсуждаем возможность заключения соглашения об объеме услуг. Оно задаст параметры, по которым будут планироваться бюджетные расходы на эти услуг».

Сергей Захаров, заместитель генерального директора ООО «Забота и Опека»:

— Частные инвестиции в социально-медицинское обслуживание пожилых людей позволяют создавать современные стационарные учреждения без использования государственных денег. Но чтобы бизнес был готов вкладывать, надо, чтобы государство гарантировало постоянные правила игры и разумные тарифы на услуги.
В 2016 году мы построили и открыли частный пансионат для пожилых, которым нужен постоянный уход. Он был и спроектирован, и построен с учетом передового международного опыта в сфере стационарного ухода за пожилыми людьми. Сегодня он заполнен на 100%. Его востребованность превышает вместимость (92 двухместные комнаты), лист ожидания на начало ноября 2018 года составляет более ста человек.

«Курортный» построен на частные инвестиции, из бюджета города на стройку не израсходовано ни копейки, и власть освобождена от несвойственного дела – управления объектом социальной инфраструктуры. Бюджет города оплачивает только услуги для нуждающихся в уходе петербуржцев, тем самым выполняя свои социальные обязательства. Благодаря новому закону о социальном обслуживании, услуги пансионата стали доступны всем жителям города, большинство наших подопечных платят лишь 75% пенсии, а остальную, большую часть компенсирует городской бюджет. Таким образом, качественный уход стал доступным, и сотни пожилых людей получили профессиональную стационарную помощь, сократилась городская очередь. Такая модель оправдана и выгодна для всех сторон: бизнес постепенно возвращает вложенные средства, государство решает проблему нехватки мест стационарного ухода, повышая качество услуг, а для пожилых людей улучшается качество жизни и ее продолжительность. Но, к сожалению, даже в таких нужных и правильных историях появляются проблемы, которые влияют на доверие, влияют на развитие такой выгодной для всех модели социального партнерства.

Например, постоянные задержки в выплате компенсации затрат поставщикам услуг. В каждом квартале 2017 и 2018 годов задержки составляли от двух недель до трех месяцев. Еще проблема – практика, к счастью, пока однократная, снижения тарифов задним числом в нарушение действующего законодательства. В IV квартале 2017 года поставщики услуг получили компенсацию на 12% меньше заработанной суммы. А сейчас федеральный законодатель вообще захотел это безобразие узаконить: готовится законопроект, который дает органам власти возможность уменьшить тариф уже после начала исполнения социальных услуг негосударственным поставщиком. При этом, если поставщик окажется не в состоянии продолжать работать по сниженному тарифу или не захочет это делать себе в убыток, его предлагается исключать из реестра поставщиков. На кого это рассчитано? В чем смысл подобных идей? Не понятно.

Я считаю, что для привлечения инвестиций в сферу социального обслуживания необходима самая малость: стабильность законодательства – новые законы не должны ухудшать положение инвесторов и негосударственных поставщиков услуг; экономическая обоснованность и стабильность тарифов; пунктуальность выплаты компенсаций негосударственным поставщикам; моральная поддержка от региональной власти, в том числе, содействие в подборе земельных участков для строительства стационаров. И выполнить эти нехитрые условия совсем не трудно.

Пиратские пансионаты открываются не для продления жизни пожилых
Фото: pixabay.com
Новые проекты в Петербурге появляются нечасто. Так, например, компания «Опека» обещает построить пансионат на 250 мест в Репино к 2022 году. То есть через 8 лет после открытия пансионата «Курортный». Зато нелегальный бизнес, который законопослушные участники рынка называют пиратским, готов предоставлять услуги по уходу за пожилыми в неограниченном объеме. В обычных квартирах жилых домов открываются так называемые пансионаты для пожилых со стоимостью проживания в три, а то и четыре раза меньше себестоимости пребывания, как в государственных, так и в легитимных частных пансионатах. Они не имеют никаких разрешительных документов на такую деятельность, но надзорным органам до них нет дела.

Надежда Попова, исполнительный директор ООО «Сервис-Систем» – частный пансионат для пожилых людей «Вдохновение»:

— Наверное, социально ответственный бизнес может назвать такие учреждения конкурентами – мы как бы одну услугу оказываем, только кто-то это делает хорошо, а кто-то – не очень. И дело даже не в бытовых удобствах, это поправимо.
Часто мы сталкиваемся с тем, что люди либо в спешке, либо по незнанию поместили своего близкого в учреждение, несоответствующее никаким нормам, и состояние пожилого родственника сильно ухудшилось. В какой-то момент они понимают, что надо что-то делать, а уже поздно. Я считаю, что родственники должны нести ответственность за условия пребывания своих пожилых родителей в стационарных учреждениях, потому что сами пожилые люди в возрасте от 70 до 90 лет мало что решают.

Пока они самостоятельно передвигаются, могут что-то себе приготовить, они живут самостоятельно, а иногда и вместе с детьми. Но момент, в который они перестают быть дееспособными, практически всегда наступает неожиданно: дети проводят весь день на работе, по вечерам не замечают изменений, и вдруг обнаруживают, что бабушка забывает выключить свет, газ, запереть дверь. Встает вопрос: куда пристроить? Начинается процесс поиска и выбора: вроде человек здоров, но один жить не может. Сиделку вызывать, помещать в учреждение – государственное или негосударственное? На выбор очень большое влияние оказывает цена. В так называемых нелегальных учреждениях она существенно ниже. Но надо же задуматься, что можно предоставить за 600 рублей в сутки (и такие цены есть!), если человека надо помыть, обстирать, накормить, создать ему комфортные условия пребывания, обеспечить достойной зарплатой персонал, который за ним ухаживает, и врачам?

Чтобы такие, с позволения сказать, пансионаты были прибыльными, бизнесмены берут количеством – набивают в одну комнату как можно больше народу и оставляют его на одного сотрудника. Им все равно, сколько времени в таких условиях человек проживет. Потому что если ответственный бизнес ориентируется на то, что поселившийся в учреждение человек должен жить как можно дольше, то этот рассчитывает на поток. Поэтому люди, которые живут в домах, где открыты такие нелегальные центры ухода за пожилыми, видят, что одних на носилках выносят и не возвращают, других заносят. Но родственники-то должны задать себе вопрос: куда они селят своих родителей?

Чтобы выполнить все регуляторные требования для этого бизнеса, надо соблюсти множество жестких норм по противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическому состоянию... Даже давно существующим учреждениям, открытым с соблюдением всех норм и правил, чтобы соответствовать вечно меняющемуся законодательству, приходится что-то доделывать, чтобы соответствовать правилам безопасности. Как их выполняют «пансионаты», открытые в обычных квартирах?

Оценивать учреждение, в которое передается пожилой человек, должны родственники – это их ответственность. Особенно важно это делать в наших условиях, когда пожилого человека отказываются госпитализировать в клинику, объясняя даже острые состояния преклонным возрастом, или выписывают недолеченным. Такого не оставишь дома в одиночестве, а передать его в нелегальное учреждение, – значит обрекать на гибель.

Ответственность родственника еще и в том, что когда мама или папа перешагнули рубеж в 70 лет, их надо хотя бы иногда показывать врачу. Когда наш врач осматривает 80-летнюю бабушку, обнаруживает букет хронических заболеваний, а родственники уверены: «у нее ничего не болит». Но если бы ей была назначена своевременная поддерживающая терапия, бабушка прожила бы еще лет 10.


Леонид Колтон, директор благотворительного центра «Хэсэд Авраам»:

— Никто точно не знает, сколько мест в пиратских домах престарелых. Их число измеряется тысячами. Но почему они существуют? Почему дети отдают туда своих родителей, еще и деньги за это платят, неважно, маленькие или большие? Потому, что остро не хватает мест в хороших учреждениях. Не хватает качественного и достойного предложения.
Я довольно много езжу по другим регионам. Надо честно сказать, что социальная политика Петербурга несравнима с другими регионами – по концепции и по подходу наш город на несколько шагов впереди. Но все равно, очередь – очень больная тема. Тем более, что ее не увидишь невооруженным глазом – она спрятана. Сегодня никто не знает точную цифру нуждаемости в стационарном уходе, есть только предположения, которые носят уже эпидемический уровень. Поэтому вопрос не в том, являются ли пиратские дома конкурентами честному бизнесу, а в том, где вообще оказывать людям такую помощь?


У государства здесь важная роль: контроль безопасности и качества. Государство, городские социальные службы должны разработать стандарты и критерии контроля качества, а к ним относится не только пожарная безопасность.

Но когда я говорю, что у государства есть функции контроля, это не значит, что я призываю все пиратские дома для престарелых тут же закрыть. Правда, в некоторых регионах недавно так сделали, и в один день тысячи человек оказались на улице. К сожалению, нынешняя ситуация такова, что пиратские дома нужны. Пусть во многих случаях и плохо, порой безобразно, но они частично решают проблему стационарного ухода. Но если будут открываться хорошие дома для престарелых, то люди не станут обращаться в пиратские, рискуя жизнью и здоровьем своих близких.

Если город установит свои стандарты для пребывания пожилых в стационарных учреждениях и гарантирует финансирование пребывания в стационарах, отвечающих стандартам, в соответствии с законом и с разумными тарифами, тогда и экономические причины для существования домов с некачественным уходом, и очередь исчезнут.

В сегодняшнем обсуждении мы уже слышали от представителей администрации города, что сейчас только 24% петербуржцев из тех, кому нужен уход на дому, его получают. То есть там тоже очередь. А что происходит с остальными 76% нуждающимися в домашнем уходе?.

Как рассказала Галина Колосова, люди часто обращаются с жалобами на работу тех или иных организаций, которые не попадают в поле зрения ни контролирующих органов, ни в поле зрения комитета по социальной политике: «Чтобы обезопасить петербуржцев, которые хотят определить своих родителей в заботливые руки, мы советуем выбирать учреждение из Государственного реестра поставщиков социальных услуг. Так человек может выяснить, добросовестный ли это предприниматель, который предлагает уход за пожилыми людьми – с проживанием или нет. В него не попадают организации, не имеющие аккредитации и разрешительных документов, словом, такие, что не несут ответственность за жизнь и здоровье проживающих в их учреждениях».
Автор: Ирина Багликова
Редактор: Ирина Багликова
Корректор: Оксана Родионова
Фотограф: Михаил Огнев
Дизайн/верстка: Екатерина Елизарова