КРУГЛЫЙ СТОЛ
Здоровье купишь: как рынок ДМС принесет пользу всей системе здравоохранения
фото: pixabay
На страховом рынке продолжается стагнация – выйти на докризисный уровень не удается даже крупным компаниям. Рост, хоть и медленный, показывают только такие виды, как страхование жизни и добровольное медицинское страхование. Что происходит на петербургском рынке ДМС, рассказали представители компаний Петербурга.
Как и все финансовые институты в стране, страховой рынок переживает непростой период. Аналитики говорят, что происходит жесткая централизация рынка, его огосударствление. Прогнозируют, что в будущем останется топ-10 федеральных компаний, а небольшие, в основном региональные страховщики, уйдут. В доказательство приводится пример слияния крупнейших игроков рынка – компаний СОГАЗ и ВТБ.
В Петербурге местные компании ощущают сильное давление со всех сторон. С одной, это ужесточение требований Центрального банка, с другой – поведение федеральных компаний, выдавливающих региональных страховщиков. Но несмотря ни на что они говорят: «Не дождетесь». У каждой региональной компании есть свои клиенты, есть перспективы для развития. Это должно радовать, потому что чем меньше будет игроков на этом рынке, тем хуже качество обслуживания и тем быстрее подорожают полисы. Это понимают и потребители.

Как говорит Наталья Мержаева, представитель работодателя, руководитель отдела по вознаграждениям и льготам компании «Амрест», в соцпакете полис ДМС воспринимается сотрудниками уже как часть ежемесячной зарплаты: «Наше предприятие выбрало своим страховщиком небольшую петербургскую компанию, так как опыт работы с крупным игроком был в целом негативным – мы потеряли сервис. У крупных компаний нет индивидуального подхода, сложно наладить обратную связь. Считаю, это стоит иметь в виду при заключении договора».
О том, что сегодня происходит на рынке добровольного медицинского страхования Петербурга, шла речь за круглым столом «ДМС: сколько стоит здоровье сотрудника», организованном «Доктором Питером» с участием генерального директора страховой компании «Капитал-Полис» Алексея Кузнецова, директора по продажам страховой компании «Медэкспресс» Ольги Коротковой, начальника управления ДМС «СК ГАЙДЕ» Светланы Страховой, генерального директора СРО «Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга» Александра Солонина и Натальи Мержаевой, руководителя отдела по вознаграждениям и льготам компании «Амрест».
Алексея Кузнецов,
генеральный директор
страховой компании
«Капитал-Полис»
Ольга Короткова,
директор по продажам страховой компании «Медэкспресс»
Светлана Страхова,
начальник управления ДМС «СК ГАЙДЕ»
Александр Солонин,
генеральный директор СРО «Ассоциация частных клиник
Санкт-Петербурга»
Наталья Мержаева,
руководитель отдела по вознаграждениям и льготам компании «Амрест»
Конкуренция на фоне стагнации
Фото: unsplash.com
На петербургском рынке медицинского страхования давно уже наметилась серьезная борьба за выживание, и она не прекращается. За последние три года со страхового рынка Петербурга ушли уже несколько компаний, на их месте появляются новые, рассчитывающие на большую долю рынка. Следствие – цены становятся более мягкими, а политика более гибкой.

Алексей Кузнецов, генеральный директор ООО «СК Капитал-Полис»:

— Растущий курс рубля, санкции – дестабилизирующий фактор для экономики в целом и для страхования в частности. Понятно, что когда возникают проблемы с платежеспособностью у наших клиентов, они отражаются сначала на нас, а потом и на получателе услуг – пациенте.

Параллельно на петербургском рынке ДМС обостряется конкуренция. Одни игроки его покидают, приходят другие, которые готовы демпинговать на этапе завоевания рынка. Как удешевляются договоры на ДМС? Страховщик предлагает программы с 30-процентной скидкой, а чтобы не «вылететь в трубу», требует от клиник такую же скидку, либо сокращения объема медицинских услуг. В итоге застрахованный недоволен, потому что ничего нельзя получить, страхователь недоволен – сотрудники без конца жалуются, вместо того, чтобы благодарить за страховку ДМС, а клиники недовольны, потому что не получили прибыли. При этом и сама страховая компания недовольна – несмотря на ухищрения, все равно отработала в убыток. Пока мы пытаемся этого избежать. Но возникают другие проблемы.

Когда цены становятся, как говорят у нас, более мягкими, это приводит к тому, что компании вынуждены проявлять разумную гибкость как в ценовой политике, так и в поведении на рынке. Но с одной стороны, гибкость это хорошо, с другой – выхолащивается смысл института страхования: программы состоят практически из нестраховых случаев. А это неправильно. В нашей компании «Капитал-полис» мы стараемся соблюдать баланс между ценой страховой программы и качеством услуг.

Для страховой компании при выборе медучреждения сегодня важна уже не столько ценовая политика, сколько доверие к клиникам, с которыми она работает. Если доверие есть, то даже высокая цена на медицинские услуги не препятствует развитию отношений, а значит, работодатель, приобретающий полисы ДМС для своих сотрудников, получает качественный продукт. А качество оценивается, прежде всего, удовлетворенностью его сотрудников полученной медицинской помощью и сервисом.

Как любая отрасль, страхование развивается, и появляются новые продукты. Основным новшеством в ДМС могли бы стать продукты с франшизой: человек при обращении в медучреждение оплачивает из собственного кармана 10-20% стоимости медицинской услуги. Практика показала, что в ДМС это реально сдерживает расходы. Так, с кризисом страховые продукты с франшизой стали популярными в Европе – в портфелях некоторых компаний доля таких договоров доходит до 30- 50%. У нас же такой подход к страхованию применим пока только в автостраховании, интереса в ДМС к нему нет. Хотя нигде в мире продукты медицинского страхования без франшизы найти уже невозможно.

Что нового на рынке ДМС
Фото: pixabay.com
Конкуренция – хороший стимул для развития новых программ в рамках ДМС. Кроме того, что они традиционно делятся на программы: комфорт, люкс, бизнес, эконом, в каждой из них возможны дополнения, которые отличают одну страховую компанию от другой.

Ольга Короткова, директор по продажам САО «Медэкспресс»:

— Наряду с традиционно востребованными страховыми программами (самые популярные – амбулаторные и программы экстренной госпитализации), уже есть договоры с включением услуг телемедицины, в том числе для детей.

Они ни в коем случае не заменяют очную консультацию врача, поскольку онлайн-консультации не предусматривают постановку диагноза и назначение лечения, а носят, прежде всего, рекомендательный характер. Услуги телемедицины оказывают сторонние организации – клиники и разработчики онлайн проектов, а получить консультацию можно через любое мобильное устройство. Она длится около получаса и помогает застрахованным сэкономить время и услышать мнение врача по актуальному вопросу.

Если раньше мы говорили о страховой медицине, только как о рисковой, то сейчас, по желанию клиентов, «Медэкспресс» готов включать в программы различные профилактические обследования. Самые популярные обследования – связанные с выявлением онкозаболеваний.

Несколько лет назад у нас появилась программа «Супердиагностика». Это некий симбиоз ОМС и ДМС – бюджетная программа, в рамках которой можно получить широкий перечень диагностических обследований, труднодоступных по ОМС. Программа интересна для предприятий с численностью коллектива более 50 человек. Особенно она может быть полезна для организаций, которые имеют свои медсанчасти: обследование проводится по программе «Супердиагностика», а врач собственного медучреждения уже интерпретирует результаты, например МРТ или КТ, и назначает лечение.

В обществе возрастает интерес к здоровому образу жизни, сохранению здоровья и работоспособности. И теперь у страховых компаний появляются, в том числе, и просветительские функции, которых прежде не было. Специалисты компании «Медэкспресс» все чаще получают от работодателей запросы на проведение лекций на актуальные медицинские темы. Например, на занятиях по оказанию первой медицинской помощи у нас аншлаги. Сотрудники предприятий с каждым годом все больше интересуются здоровым образом жизни, профилактикой сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний.

В ближайшее время мы не ожидаем кардинальных изменений на рынке, связанных с резким падением или наоборот, взрывным ростом. Работодатели, давно ощутив пользу ДМС для сотрудников и бизнеса в целом, не откажутся от этого инструмента. Система доказала свою эффективность для предприятия. Врачи страховой компании действительно спасают застрахованных, всегда готовы прийти на помощь и предложить оптимальный путь решения возникшей проблемы. Такие партнеры как мы бизнесу очень нужны. Надеемся и на продуктивное партнерство с клиниками, которые порадуют нас адекватными ценами, а застрахованных высоким качеством лечения и повышением уровня сервиса.

Недоверие и раскрутка
Фото: pixabay.com
Правда, достичь идеального взаимодействия страховщикам, клиникам и работодателям очень сложно: у каждого свой бизнес. Желание работодателей получить максимально наполненную программу по низкой цене вполне объяснимо. Но гибкость цены страховой компании ограничена постоянно растущим прейскурантом на услуги клиник.

Светлана Страхова, начальник управления ДМС «СК ГАЙДЕ»:

— Есть такое понятие, как страховой случай. И когда пациент обратился к одному специалисту, а его направили еще к трем, и каждый из них назначил свои обследования, то впору засомневаться в их целесообразности. И хороший страховщик всегда отличит раскрутку от реальной потребности пациента, но подойдет с пониманием к его потребностям.

Пациенты сегодня имеют любые возможности ознакомиться со своими программами – у всех есть доступ в интернет, в свой личный кабинет. И они умеют своими знаниями пользоваться. А учитывая, что в современном мире человек испытывает множество фобий, он начинает искать у себя несуществующие болезни, и довольно часто обращается в страховую компанию за направлением на диагностику. Поэтому мы своим клиентам предоставляем в качестве бонусов к основным программам страхования программы обследования – диагностика выполняется на базе собственного медицинского центра. Эту программу можно, конечно, приобрести и как самостоятельный страховой продукт. И мы видим, что когда наш застрахованный пользуется диагностическими программами, у него нет фобий по поводу возникновения страшных заболеваний, он не просит записывать себя ко всем подряд специалистам, когда у него что-то заболело и он нуждается, скорее всего, в консультации одного специалиста.
Страховая компания заинтересована в работе с клиниками, использующими эффективные передовые технологии лечения и обслуживания. Хотя к телемедицине доктора пока относятся с настороженностью. Популярностью она пользуется в рамках программы «Семейный доктор»: врач, курирующий определенную семью, в курсе истории болезни всех ее членов, ему легко с ними работать дистанционно. Но при необходимости он все равно назначает прием в клинике. Конечно, в таких программах участвуют только частные клиники.

При этом мы не отказываемся от работы с государственными медицинскими учреждениями – среди них много таких, в которые не стыдно направить нашего застрахованного, они предоставляют не только качественное лечение, но и обслуживание, послеоперационное наблюдение, реабилитацию и при этом не хуже коммерческих. Более того, практически все страховые компании заключают договоры с крупными государственными клиниками и направляют в них своих пациентов просто потому, что коммерческих стационаров очень мало. И спектр услуг в них настолько ограничен, что не по каждому заболеванию они могут оказать помощь, особенно реанимационную. Не многим частным клиникам под силу создать такое подразделение – требуется очень сложное оборудование, круглосуточная работа. Кроме того, и в государственных клиниках сегодня есть то, что больше всего привлекает пациентов в системе ДМС – сервис.
Треугольник интересов
Фото: pixabay.com
Система ДМС на самом деле участвует в повышении эффективности системы здравоохранения в целом. Эксперты говорят, что раз уж мы движемся в направлении, по которому система обязательного медицинского страхования (ОМС) должна перейти на страховые принципы, то ДМС должно быть ее проводником при этом переходе. Отрасль переходит к пациентоориентированному здравоохранению, а в ДМС, как ни в одной другой системе, умеют заботиться о высокой удовлетворенности застрахованных.

Александр Солонин, генеральный директор СРО «Ассоциация частных клиник
Санкт-Петербурга»:

— По результатам исследований, которые проводятся с 2013 года, доля довольных медицинской помощью в частных клиниках в среднем на 25% выше, чем в государственных. Взаимодействие частной медицины и страховых компаний ДМС позволяет повысить эффективность государственной медицины.

Так, участие частной медицины на рынке ОМС и ДМС выгодно всем, потому что это повышает доступность медпомощи по стране. Отсюда рост объема оказанной помощи в денежных и натуральных показателях. Более того, получившие помощь в рамках ДМС высвобождают мощности и деньги для пациентов, нуждающихся в медицинской помощи, оказываемой по программе ОМС. Государству это выгодно, так как деньги экономятся за счет рынка ДМС.

То есть частные клиники и государственные, ОМС и ДМС не должны быть конкурентами, они должны дополнять друг друга. А в системе ДМС мы должны увязывать интересы всех трех сторон: страховых компаний, пациентов (их работодателей) и медицинские организации, независимо от формы собственности.

Все мы работаем на повышение эффективности здравоохранения в целом, и я считаю, что страховые компании могут ввести в свои программы новый продукт, на основании которого частным клиникам станет проще работать на принципах «4П-медицины» (предсказательности, превентивности, персонализации и партисипативности – вовлеченности пациента в профилактику и лечение заболеваний). Использование принципов 4П, основанных на генетических исследованиях и персонифицированной профилактике, пока не может позволить себе государственная медицина. Но могут сами пациенты, доплачивая, или страховая медицина, создав новый страховой продукт. А персонализированная профилактика уже в обозримом будущем будет экономить бюджет системы здравоохранения в целом и обеспечит рост продолжительности жизни не только за счет новых технологий, но и за счет предупреждения развития заболеваний.

В этих тройственных отношениях (страховщики – клиники – пациенты) нужно искать механизмы, которые приведут к работе по принципу win-win, при котором нет проигравших. О том, как это сделать, мы будем говорить 15 ноября на форуме «Треугольник интересов на рынке ДМС: страховые компании, рынки, работодатели». Представители всех трех сторон в ДМС обсудят проблему взаимодействия в формате круглых столов при поддержке фасилитаторов.
Автор: Анна Романова
Редактор: Ирина Багликова
Корректор: Оксана Родионова
Фотограф: Михаил Огнев
Дизайн/верстка: Екатерина Елизарова