Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Нацмедпалата предлагает исключить «плод человека» из статьи УК «для врачей»

Нацмедпалата не согласна с введением в уголовную статью «для врачей» термина «плод человека». Как считают медики, современная перинатальная диагностика сегодня несовершенна и большинство установленных причин гибели плода «умозрительны». До сих пор как субъект уголовного права плод не выступает ни в одной стране мира.

10 сентября 2018
Нацмедпалата предлагает исключить «плод человека» из статьи УК «для врачей»
Источник:
Yanalya / Freepik

Напомним, в Уголовный кодекс РФ могут ввести отдельные статьи для врачей, так как существующие не учитывают особенностей работы врачей и грозят неадекватным наказанием. Предполагается, что медиков не будут привлекать к уголовной ответственности по общим статьям (109, 118 и 238 УК РФ), а в УК будет введена отдельная статья — 124.1, которая сейчас звучит как «Ненадлежащее оказание медицинской помощи (медицинской услуги)». Национальная медицинская палата и Следственный комитет РФ провели совещание, на котором обсудили один из пунктов этой статьи, который звучит как «Ненадлежащее оказание медицинской помощи (медицинской услуги) вследствие нарушения медицинским работником своих профессиональных обязанностей, если это повлекло по неосторожности гибель плода человека и (или) причинение тяжкого вреда здоровью человека». 

В статью Уголовного кодекса предлагается ввести термин «плод человека». Как пояснили в Следкоме, это вызвано участившимися жалобами и уголовными делами по факту смерти плода, в том числе и во время родов. «Зачастую судебно-медицинские эксперты устанавливают прямую причинно-следственную связь между действиями врачей и гибелью плода. Но так как плод еще не отделился от матери, то по закону гибель до момента рождения не попадает под статьи Уголовного кодекса и мы не можем привлечь к ответственности врачей за ненадлежащее оказание помощи при родовспоможении и вынуждены прекращать уголовное преследование», — говорит руководитель управления процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений СК Евгения Минаева. 

Однако медицинские работники указывают на то, что уровень точности современной перинатальной диагностики сегодня далек от идеала, а фетальная медицина только развивается. Поэтому введение понятия «плода» в законодательство преждевременно. «Большая часть причин гибели плода — умозрительны, — говорит председатель совета Российского общества неонатологов Дмитрий Дягтерев. — Например, все, что называется перинатальной гипоксией плода или антенатальной гипоксией плода — это обобщенные понятия и могут быть связаны с десятком различных внутриутробных состояний, которые не зависят напрямую от действий или бездействий акушера-гинеколога. Если мы сейчас введем данный термин, то пойдем по порочному кругу — следователь никогда не сможет точно сказать правильно или неправильно врач вел роды и беременность, а у медицинских экспертов мало объективных данных».

Если же врач действительно допускает ошибку при оказании помощи, то решать его судьбу должно врачебное сообщество, а не следственные органы. Такие случаи должны рассматриваться на комиссионном уровне и наказание может быть очень жестким — вплоть до запрета заниматься профессиональной деятельностью, как это и делается в развитых странах, считают медики. 

Снова обращаясь к зарубежному опыту, главный акушер-гинеколог Минздрава РФ Лейла Адамян заявила, что предлагаемой Следкомом правовой практики в мире не существует — ни в одной стране плод человека не фигурирует как субъект уголовного права. «Европейский суд по правам человека тоже не расценивают не рожденных детей как субъекты права, — говорит руководитель Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава России Елена Байбарина. — Как бы мы в таком случае расценивали аборты по медицинским показаниям или по желанию женщины? Я считаю, что правильно рассматривать вопрос о тяжком вреде здоровью, которое могло быть причинено женщине».

Позицию врачей поддерживают судмедэксперты. Сейчас, по их словам, формулировка в проекте статьи фактически ставит знак равенства между гибелью плода и причинением тяжкого вреда здоровью, может привести к тому, что уголовные дела будут назначаться по каждому случаю гибели плода. «Это слишком несбалансированный подход. Прежде, чем вводить подобные термины, необходимо с акушерским и неонатологическим сообществом разработать четкие критерии, с помощью которых можно было бы однозначно установить, что гибель плода находится в прямой причинно-следственной связи с действиями врача», — сказала представительница Ассоциации судебно-медицинских экспертов Олеся Веселкина.

Пока стороны не пришли к определенной позиции президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль предложил не спешить и не вносить термин «плод человека» в Уголовный кодекс. «Сейчас самая главная задача думать о разработке таких наказаний для медицинских работников, которые не будут связанны с лишением свободы. Для меня главным результатом нашей совместной работы со Следственным комитетом станет такая статья в УК, где будет написано, что за неумышленные осложнения врач не будет сидеть в тюрьме. Это принципиальный вопрос. В своем желании оградить врачей, прежде всего, от тюрьмы — мы всегда будем стоять на стороне врачебного сообщества», — сказал он.

© ДокторПитер