Что делать, если ребенок не может «буквы разные читать»

18:10, 01.06.2018 / Верcия для печати / 0 комментариев

Когда ребенок испытывает трудности при письме и чтении, часто это списывают на лень или невнимательность. О такой проблеме, как дислексия, думают в последнюю очередь. Чтобы вовремя ее распознать, нужна система диагностики. Однако даже осознавая свою особенность, детям будет непросто, ведь образовательные учреждения не умеют работать с такими учениками.

Что делать, если ребенок не может «буквы разные читать»
Фото: Pressfoto / Freepik

Дислексия — расстройство, при котором нарушена способность к чтению. Проявляться она может по-разному: у кого-то не получается быстро читать или понимать суть прочитанного, у кого-то возникают проблемы с грамотностью при письме. Расстройство не зависит от уровня интеллекта — его возникновение связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Дислексию нельзя скорректировать — с ней можно только научиться работать.

В России нет официальной статистики о страдающих дислексией. Но, как рассказала основатель Ассоциации родителей и детей с дислексией Мария Пиотровская, согласно западным исследованиям, одна пятая населения испытывает трудности при освоении чтения и письма. Перед школой или в самих школах диагностика дислексии не проводится, а в случае обнаружения этой проблемы ни о каком инклюзивном образовании говорить не приходится.

Читайте также: Как приспособить ребенка к школе и детсаду

Дислексия более явно начинает проявляться в средней школе, когда к ребенку предъявляется больше требований, а он все еще испытывает трудности с чтением и письмом. Помочь определить особенности развития у ребенка в таком случае должны нейропсихологи и логопеды. Однако сейчас нет четких алгоритмов действий для родителей — они даже не знают, куда обратиться в таком случае.

— Чтобы проблемы выявлялись в раннем возрасте, необходимо не только повышать информированность родителей, но и создавать систему ранней диагностики. В поликлиниках, детсадах и школах должны работать нейропсихологи, неврологи, логопеды и другие специалисты, способные отследить особенности, мешающие ребенку обучаться наравне с другими детьми, — считает Мария Пиотровская. Так, по ее словам, в скандинавских странах первичная диагностика дислексии проводится нейропсихологом или неврологом еще до поступления в школу — именно тогда специалист оценивает развитие ребенка и формирует так называемую группу риска детей с трудностями чтения и письма. Об этом сообщают педагогам школ, и они начинают работать с такими детьми, учитывая возможные особенности развития. Как правило, четко обозначить дислексию можно, когда ребенку уже 9-10 лет — как раз при переходе в среднюю школу.

Читайте также: Заикание: Дефект или болезнь?

Однако у наших учителей нет возможности помочь детям с дислексией справляться с трудностями. По мнению Марии Пиотровской, она появится, если будут внесены изменения в образовательное законодательство и введены «послабления» для учащихся с такой особенностью или, другими словами, «учет возможностей».

— Дети с дислексией должны быть оценены адекватно своим возможностям. Например, при сдаче экзаменов ребенку с трудностями чтения требуется больше времени для освоения текста, а потому на экзамене ему добавляют 30% времени. В некоторых странах ребенок может использовать электронные девайсы, которые позволяют ему слушать текст, а не читать. У нас же нет инструментов для помощи таким детям при обучении, — говорит Пиотровская.

В России до сих пор нет четкой системы сопровождения и обучения детей с особенностями развития из-за разрыва между наукой и практикой, считают эксперты. Исследования дислексии и других особенностей в стране ведутся, но стандартов и рекомендаций сопровождения людей с такими расстройствами до сих пор нет.

Татьяна Холост

© Доктор Питер

Рубрики: Медицинская власть, Педиатрия

Ещё нет комментариев

Написать комментарий:

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.


Самое обсуждаемое

Самое читаемое

  • Лахта Клиника на Ковенском
    Современная клиника в центре города. Настоящий островок грамотной актуальной медицины. Просто даже если посмотреть список врачей, которые там...
    5.0 Отзыв от 27 августа 2020 г. 09:21
    Читать дальше
  • Академия красоты Ирины Хрусталевой
    Спустя почти полгода после операции наконец-то дошли руки написать отзыв. Я делала эндоскопический лифтинг 2/3 и блефаропластику. К операции...
    5.0 Отзыв от 24 августа 2020 г. 17:15
    Читать дальше
  • Городская больница №33
    В больнице есть коронивирус моя бабушка там заразилась ее раньше времени выпи сали. В итоге заболела короной.Теперь болеет мама заразившись от...
    3.2 Отзыв от 19 августа 2020 г. 21:52
    Читать дальше
Читать все отзывы

Нашли ошибку?

captcha Обновить картинку
×