Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Отоларинголог: На синуситы тратится 20% всех антибиотиков в мире

Каждый седьмой человек в мире ежегодно страдает синуситом. На лечение этого заболевания тратится 20% используемых антибиотиков. К чему это может привести и почему за рубежом отказались от проколов пазух, а в России это до сих пор основной способ лечения острых синуситов, рассказал замдиректора НИИ уха, горла, носа и речи Сергей Рязанцев.

26 апреля 20181
Отоларинголог: На синуситы тратится 20% всех антибиотиков в мире
Источник:
ru.freepik.com

Что такое синусит?

Напомним, синусит (гайморит) — инфекционное воспаление околоносовых пазух, при котором возникает отек слизистой оболочки и блокирует соустье между полостью носа и гайморовой пазухой так, что человек не может дышать через нос. В большинстве случаев из носа отделяется слизистое (прозрачное) или гнойное содержимое. Заболевание может быть хроническим или острым.

В редакцию «Доктора Питера» обратился читатель, который «столкнулся с необоснованным и вредным лечением в наших больницах». Речь идет о такой процедуре как пункция, при которой пациенту прокалывают пазухи и удаляют оттуда гнойные выделения, после чего полости промывают, и помещают в них специальный препарат. Такие проколы делают отоларингологи при острых гнойных синуситах.

Читатель ссылается на исследование западных медиков 1996 года, в котором доказывалась бесполезность пункций при параллельном лечении современными антибиотиками, а также высокая вероятность осложнений после проведения этой процедуры: «В больницах Петербурга (в частности в городской больнице №3 (ул. Вавиловых 14) необоснованно делается большое количество пункций (проколов) носовых пазух при лечении гайморита…В начале марта я лежал в стационаре городской больницы №3, и он был полностью заполнен, люди даже лежали в коридоре — большинство из них ожидали пункции. Та же картина наблюдалась в дневном стационаре при этой больнице (с утра там было около полусотни человек, и, опять же, — большинство ради проколов)».

Об этом читатель сообщил в Минздрав, где ему ответили, что при остром риносинусите пункции делают только при необходимости — не больше, чем в 15% случаев. Серьезные осложнения после процедуры встречаются примерно в 2,3% случаев, а умеренно выраженные осложнения — в 69%, приводит Минздрав данные Федерального научно-клинического центра оториноларингологии ФМБА России. 

Почему в России проводят процедуру, от которой западные коллеги отказались? Опасна ли пункция и почему при лечении гнойных синуситов российские отоларингологи отдают предпочтение ей, а не антибиотикам? Об этом «Доктор Питер» спросил у заместителя директора НИИ уха, горла, носа и речи, профессора Сергея Рязанцева.

Почему не делаются пункции за рубежом?

При лечении синусита в Европе врачи ориентируются на международный стандарт EPOS. В этом документе нет и речи о пункциях. Почему? Дело в том, что этот стандарт разработан для врачей общей практики. В их функции не входит выполнение специализированных процедур, и пункцию они просто не умеют делать — лечат кортикостероидами и антибиотиками. В соответствии с EPOS, если консервативное лечение синусита у врача общей практики в течение 14 дней безуспешно, только тогда пациент может обратиться к оториноларингологу. Представляете, человек две недели принимает антибиотики, головные боли и температура не исчезают, но только через 14 дней он имеет право попасть к оториноларингологу — хирургу высочайшей квалификации. Наша специальность там даже называется по-другому — «оториноларингология — хирургия головы и шеи». А оториноларинголог — высокооплачиваемый специалист широкого профиля, который занимается всей челюстно-лицевой хирургией, хирургией пищевода, щитовидной железы, хирургическим лечением злокачественных опухолей головы и шеи. У нас совершенно разные системы здравоохранения — их система не готова тратить деньги на оплату работы очень дорогого специалиста, если болезнь можно вылечить консервативно.

20% всех антибиотиков в мире уходит на лечение синуситов

Ежегодно в мире синусит возникает у каждого 7-го. На его лечение расходуется пятая часть антибиотиков, используемых во всех областях медицины (травматологии, пульмонологии, гинекологии, гастроэнтерологи и других). Это официальные данные.

При том, что во всем мире говорят о резистентности (устойчивости) бактерий к действию антибиотиков как о глобальной катастрофе, за рубежом, если одни антибиотики не помогают, пациенту выписывают другие. Но это тупиковый путь. Так мы израсходуем все наше мощное оружие на такое заболевание, которое можно лечить без антибактериальных средств.

По российским стандартам, пункцию желательно делать любому пациенту с гнойным процессом в пазухах. Раньше это была в основном амбулаторная процедура, ее проводил лор-врач поликлиники. Теперь проколы в поликлиниках делают редко: еще недавно на прием оториноларинголога отпускалось 8 минут. Сейчас прием увеличили до 15 минут, но даже за это время можно успеть только заполнить документы, выписать пациенту антибиотики и попрощаться. На пункцию же требуется 20–30 минут.

Если пациенту необходима пункция, то врач обычно направляет его в дежурный стационар, где есть лор-отделение. В городских клиниках их всего 5 — в Мариинской, Елизаветской и Покровской больницах, больнице №26 на улице Костюшко и в больнице №20 на улице Гастелло. Необходимость пункции рассматривается в каждом индивидуальном случае лечащим врачом клиники. Конечно, детям до 5 лет мы стараемся ее не проводить. Тем более, что гнойные синуситы в раннем детстве образуются редко, но 12-летним при необходимости эту процедуру уже выполняем.

Много ли пункций нужно на заболевание? При тяжелом синусите раньше делали и 8, и 10, и 12 пункций. Сейчас достаточно 3–5. Более того, отношение к этой процедуре изменилось, и она стала более щадящей. Для растворов, которые вводят в пазуху, введены жесткие стандарты, они не должны раздражать слизистую оболочку. Также отказались от введения антибиотиков после пункции. Их побочные эффекты никто не отменял.

Но, в любом случае, если человек настроен против пункции, он всегда имеет право отказаться. У нас медицина добровольная. Хочешь лечиться антибиотиками — лечись.

Чем страшен синусит?

Российские врачи воспитаны школой Вишневского — основателя гнойной хирургии, в том числе в отоларингологии. Он учил: если есть очаг гнойной инфекции, его надо дренировать (обеспечить отток содержимого). Если есть абсцесс (гнойное воспаление), его надо вскрывать — это аксиома. Ведь если мы не даем выход гною, то неминуемо возникнет или хронизация процесса, или его генерализация, или тяжелейшие осложнения даже с летальным исходом. Например, гной, скопившийся в пазухе, в любой момент может пойти вверх, и тогда инфекция попадет в глазницу, что может вызвать осложнения вплоть до слепоты. Или он может пойти дальше в головной мозг, и в этом случае из-за синуситов могут развиться риногенные внутричерепные осложнения с риском летального исхода.

Опасна ли пункция?

В умелых руках абсолютно безопасна. Но это — хирургическая процедура, а при любом хирургическом вмешательстве нужно иметь в виду возможность осложнений. Мы вмешиваемся в очень сложную структуру, поэтому все движения должны быть очень точными. Осложнения возможны по разным причинам, в том числе из-за индивидуальных анатомических особенностей пациента. Но это исключения, а в обычной ситуации они чаще всего связаны с неумелостью врача.

Если пациент сообщает, что у него после пункции развился хронический синусит, это неправда. Как правило, человек обращается к врачу с это проблемой так поздно, что уже развился хронический очаг гнойной инфекции, и только после этого делает пункцию. А если уже есть хронический очаг, то гнойный процесс будет продолжаться.

Пациенты жалуются, мол, пункция — неприятная процедура. Конечно, это неприятно — высмаркивать гной. Но многие забывают, что это так же неприятно и врачу. Куда легче назначить антибиотики и ждать — помогут или нет.

© ДокторПитер