Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Экономисты предложили сделать медицину частично платной для россиян

Государственные расходы на здравоохранение будут расти, но этого недостаточно. Поэтому экономисты предлагают ввести соплатежи для населения — они будут взиматься за расширенные объемы медицинской помощи, дорогие методы лечения и расходные материалы.

22 февраля 201833

Как утверждают эксперты, госрасходы на здравоохранение с 3,2% ВВП 2016 года должны вырасти до 5% к 2035-му. Но этого все равно будет мало, поэтому было предложено выстроить систему софинансирования и обеспечить «разумное объединение усилий государства, работодателей и платежеспособной части граждан». Центр стратегических разработок (ЦСР) под руководством экс-министра финансов Алексея Кудрина совместно с Высшей школой экономики подготовили доклад «Здравоохранение: необходимые ответы на вызовы времени», в котором собрали все предложения по реформированию системы государственного здравоохранения до 2035 года.

Доля населения, недовольная системой здравоохранения, растет с каждым годом — в 2014–2016 годах она увеличилась в 2,4 раза. Самые «больные» вопросы – профессиональная подготовка врачей, недоступность медицинской помощи из-за дороговизны лекарств и медицинских услуг, нехватка современного оборудования.

Согласно прогнозам экспертов, при реализации предложенной ими реформы медицины продолжительность жизни увеличится с сегодняшних 64-х до 81 года, а ожидаемая продолжительность здоровой жизни с 2016 года к 2035-му вырастет на 10 лет — от 63-х до 73-х.

За что придется платить

Новые формы платной медицинской помощи включают в себя комплексные платные услуги по оказанию первичной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях, в том числе расширенные объемы профилактических услуг, динамическое наблюдение за состоянием здоровья.

Помимо этого, пациентам предлагается платить за применение (по собственному желанию) оригинальных лекарственных препаратов, не предусмотренных стандартами лечения, использование более качественных изделий, имплантируемых в организм человека, лучших расходных материалов и другое. Как отмечают эксперты, пациент в этом случае оплачивает только разницу в стоимости между желаемым лекарством/изделием/расходным материалом и нормативом, заложенным в стандарт помощи. Базовая часть расходов компенсируется государством. Такой механизм позволит увеличить доступность качественной медицинской помощи, считают в ЦСР.

Эксперты говорят, что реформа повысит и эффективность лекарственного обеспечения. Они предлагают для амбулаторного лечения гипертонии и ишемической болезни сердца предусмотреть сооплату в 50% стоимости лекарств, назначаемых для профилактики стенокардии, инфарктов и инсультов. Другую половину будет оплачивать государство. По мнению авторов, уже в первый год реализации программы (2019) число ее участников составит 4,5 млн человек, а к 2024 году — 23,1 млн человек.

Соплатежи за лечение предполагаются не только для пациентов, перенесших инфаркт, инсульт, операции на сосудах, но и для страдающих другими хроническими заболеваниями, в том числе бронхиальной астмой, хронической обструктивной болезнью легких, диабетом и т.д.

Переход от распределительного финансирования к страховому

Одна из основных идей реформы системы здравоохранения от ЦСР — переход от страховой по названию, но распределительной по сути системы финансирования медицинских услуг — к реальной страховой системе. Начать работу по программе разработчики планируют с обеспечения прозрачности финансовых ресурсов. Далее следуют: «развитие конкуренции между медицинскими организациями в системе ОМС (там, где это возможно); внедрение способов оплаты медицинской помощи в ОМС, усиливающих мотивацию медицинских организаций к расширению профилактики, более эффективному ведению больных с хроническими заболеваниями, обеспечению комплексности стационарного лечения и долечивания в амбулаториях». Эксперты планируют провести подготовительную работу, в том числе пилотное внедрение нововведений в нескольких регионах. На последнем этапе (2024–2026 годы) эффективные механизмы финансирования будут внедрены в практику. 

По образу и подобию европейских систем эксперты предлагают сформировать персонифицированные медицинские сберегательные счета, на которых будут размещаться специально выделенные государством деньги. Тариф на оплату за счет средств персонифицированной части устанавливается в размере фиксированного платежа за одно посещение врача. Если денег не хватает,амбулаторную помощь человеку оплатят за счет общих средств ОМС — без ограничения необходимой ему помощи. Неиспользованные средства на личном счете могут использоваться пациентом для оплаты некоторых видов медицинских расходов.

Пока новые дорогие технологии еще не включены в Программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, доступ к ним предлагают организовать на основе сооплаты пациентами и государством. «Предлагаемый механизм позволит увеличить объемы оказания медицинской помощи на основе новых технологий в период их внедрения и сделать их более доступными для граждан по сравнению с получением такой помощи как платные услуги», — говорится в докладе.

Как буду учить врачей

Оплата труда в 2018 году уже достигнет 200% от средней зарплаты по экономике региона, среднего медицинского персонала — 100%. К 2035 году разработчики хотят повысить заработную плату врачей общей практики до 250% от средней по региону. Для врачей ведущих клинических и научных центров к 2024 году зарплата повысится до уровня не менее 240% от средней зарплаты по региону, а к 2035-му — до 350%. Помимо этого, в ЦСР предлагают усилить дифференциацию должностных окладов медработников в зависимости от профессиональной категории.

Изменения планируются и в системе медицинского образования. «Использование современных технологий тормозится недостаточным текущим финансированием и неполноценной подготовкой работников, прежде всего — врачей», — пишут в докладе ЦСР. Так, например, в развитых странах подготовка для работы врачей в системе оказания первичной медицинской помощи (поликлинике) длится от 2 до 5 лет, а в России врачи допускаются к работе сразу после окончания вуза. Поэтому разработчики в 2025–2035 годах предлагают увеличить срок послевузовской подготовки врачей на 3-5 лет.

В систему образования медицинских работников вводятся: независимая аккредитация, непрерывное допобразование, программы обучения управленцев сферы здравоохранения экономике и менеджменту, создание университетских клиник, привлечение ведущих зарубежных специалистов и российских медиков, получивших профессиональное образование за рубежом. 

Татьяна Холост

© ДокторПитер