Анна Митянина: Если строительства новых больниц не будет, позаботимся о том, что есть

14:05, 15.02.2018 / Верcия для печати / 0 комментариев

Исполнился год с момента назначения на должность вице-губернатора по вопросам социальной политики и здравоохранения Анны Митяниной. «Доктор Питер» поговорил с вице-губернатором о том, что ждет систему здравоохранения на втором году ее руководства отраслью.

Анна Митянина: Если строительства новых больниц не будет, позаботимся о том, что есть
Фото: twitter.com/A_Mitjanina

- Анна Владимировна, перед вашим назначением на должность вице-губернатора говорили, что Георгий Полтавченко выбрал вас как гаранта стабильности в самой чувствительной сфере - здравоохранении. Удалось ее сохранить?

- Думаю, что сохранение стабильности важно. Но на самом деле не это цель. Я все-таки не только за сохранение лучшего, но и за развитие — появление новых форм работы, которые оценит пациент.

- До конца 2017 года почти во всех регионах страны сообщалось о том, что из-за требования о выполнении дорожной карты по зарплатам медработников, не остается денег не то что на развитие, а даже на лекарства.

- Нельзя сказать, что в петербургском здравоохранении все средства проедаются. И это несмотря на то, что дорожную карту по зарплатам медицинских работников мы как раз выполняем. Напомню, к концу 2017 года средняя зарплата врачей в Петербурге достигла 86,2 тысячи рублей, среднего медицинского персонала — 50,4 тысячи рублей, младшего — 38,8 тысяч рублей. Подчеркиваю, это средние цифры по городу, это не зарплата конкретного доктора, и в эти суммы входит часть зарплаты, которую медицинский работник получает за совместительство.

При этом мы не забываем о развитии отрасли — средства на него резервируются в бюджете отдельной строкой, они видны. Это строительство и капремонты, медоборудование.

В 2017 году с учетом средств районных администраций, но без учета денег Территориального фонда ОМС, бюджетом города утверждено финансирование в сумме 93 млрд. рублей. Сюда входит строительство медицинских учреждений, эти расходы запланированы в Адресной инвестиционной программе.

Кроме того, уже понятно, какую сумму мы получим из федерального бюджета — субсидии на высокотехнологичную медицинскую помощь составят 542 млн рублей, 70 млн — на развитие здравоохранения по федеральной государственной программе, кроме того, поступят средства на закупку лекарств для федеральных льготников.

- Сколько денег будет истрачено на бесплатное обеспечение лекарствами петербуржцев?

- В этом году из регионального бюджета более 3,3 млрд. руб. направляется на финансирование лекарственного обеспечения льготников. Плюс 1,8 млрд. руб. из федерального бюджета. Отдельно финансируются закупки лекарств для социально значимых болезней в соответствии с принятыми городскими программами о профилактике ВИЧ, туберкулеза, психиатрии, онкологических заболеваний. Это еще почти 1,4 млрд рублей.

- Если развитие - это и строительство новых медицинских учреждений, то на 4,1 млрд, предусмотренных в АИП, мало что можно построить. А в планах было строительство новых корпусов для Городских детских больниц №1 и Марии Магдалины, больничный городок в Приморском районе, отделения экстренной помощи при больницах тысячниках...

- В рамках адресной инвестиционной программы на 2018 год сложно говорить о строительстве новых медицинских учреждений. Но город и сейчас в состоянии оказывать доступную и качественную медицинскую помощь.

Несмотря на то, что больших строек пока не планируется, «в детстве» будут перемены. В прошлом году завершено строительство детской поликлиники в Красносельском районе на 420 посещений, уже в этом году открылись новые отделения: онкогематологии - в Городском онкологическом центре в Песочном, родильное - в роддоме №10.

Заложены средства бюджета на создание катамнестического отделения для диспансерного наблюдения за детьми, которые родились с весом от 500 граммов, и отделения интенсивного наблюдения за младенцами в ДГБ №1. В ближайших планах — восстановление и расширение возможностей городского сурдологического центра, необходимого для реабилитации детей с врожденной или приобретенной глухотой. На уровне региона мы будем создавать учреждение, в котором будет оказываться так называемая междисциплинарная помощь (медицинская, социальная, педагогическая). В конце марта выносим этот вопрос на обсуждение правительства Петербурга.

Кроме того, в детских больницах — ДГБ им. Раухфуса и ДГБ №1 появятся новые отделения: у одной — реабилитационное, у другой — для детей, которые вынуждены длительное время находится на искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Будем приводить в порядок то, что у нас есть.

- Программа «Электронное здравоохранение» вошла в число приоритетных программ города, но денег на ее выполнение в бюджет не заложили ни комитету по здравоохранению, ни комитету по информатизации. Как ее выполнять?

- Во-первых, мы все-таки надеемся, что сможем получить финансирование во время весенней корректировки бюджета. Во-вторых, будем работать над программой в рамках текущего финансирования.

Теоретически у нас есть три сервиса — для пациента, для врача, для руководства медицинским учреждением. Частично они уже работают: электронные медицинские карты, электронные рецепты, обмен данными лабораторных исследований, электронные больничные, запись к врачу через интернет. Но на практике каждая электронная система существует сама по себе. Как говорят специалисты, весь уже существующий функционал надо просто включить в единую систему. Мы провели несколько встреч с представителями комитета по здравоохранению, Медицинского информационно-аналитического центра, Территориального фонда ОМС, комитета по информатизации и пришли к выводу, что пока специалистам придется ездить по медицинским учреждениям и работать с ними «в ручном» режиме.

- С вашего одобрения (по вашей инициативе?) при комитете по здравоохранению создана Дирекция по госзакупкам. В Москве аналогичная структура уже доказала свою несостоятельность. Что ждет в связи с ее появлением петербургскую систему лекарственного обеспечения и закупок медицинского оборудования?

- В отличие от московского департамента, самостоятельно принимавшего решения по закупкам, наша идея об их централизации основана на том, что мы будем составлять лоты на основании заявок главных врачей медицинских учреждений. То есть они говорят, что им надо, а дирекция собирает заявки и делает закупки. Преимущество в том, что на больших объемах можно достичь большой экономии. А это важно. Несмотря на то, что с моим предложением создать дирекцию согласились (более прозрачный механизм закупок, объективный контроль), все понимают, что в этом деле нельзя допустить коллапса. Поэтому пока мы будем проводить пилотные закупки: потренируемся, условно говоря, на зеленках и на бинтах. То есть никаких потрясений в 2018 году с закупками не будет.

- Петербуржцы часто жалуются на недоступность лечения в федеральных клиниках Петербурга по полису ОМС — городские власти, Терфонд всегда говорили о том, что, прежде всего, готовы обеспечивать лечение в городских клиниках. Что-то предполагается менять в этом отношении?

- Комитету по здравоохранению поручено подготовить и вынести на обсуждение правительства «Концепцию оказания медицинской помощи в Санкт-Петербурге с участием региональных, федеральных и частных медицинских организаций, на основе анализа результатов проведенных структурных преобразований сети учреждений здравоохранения и потребности в конкретных видах медицинской помощи». Проще говоря, председатель комитета по здравоохранению должен представить алгоритм взаимодействия с медицинскими организациям в регионе, по которому будет понятно, например, что у НМИЦ им. Алмазова мы закупаем такую-то помощь в таком-то объеме, а у СЗГМУ им. Мечникова — такую. Прежде чем это объявить, необходимо выполнить большую аналитическую работу и рассмотреть концепцию на заседании правительства.

- То есть, в соответствии с разрабатываемой концепцией, если я хочу лечиться в федеральной клинике, а объемы медицинской помощи, предусмотренные соглашением, для петербуржцев исчерпаны, я могу это сделать только за свой счет?

- В медицине есть понятие экстренной и плановой госпитализации. И в том и в другом случае система обязательного медицинского страхования обязана обеспечить государственные гарантии оказания медицинской помощи. Комитет по здравоохранению направляет и будет направлять на лечение в федеральные центры петербуржцев со сложными диагнозами. Федеральные учреждения не всегда с этим не согласны, зачастую они готовы лечить всё, в том числе удалять аппендицит. Но не это задача вуза федерального значения, где работают высококлассные специалисты и высок уровень оснащенности современным оборудованием. В этих условиях город берет на себя обязательство озвучить публично, сколько и каких услуг мы будем закупать у федеральных клиник в соответствии с соглашениями, заключенными с клиниками.

- С середины 1990-х говорилось о том, что необходимо закрывать маленькие клиники и концентрировать оказание медицинской помощи в крупных многопрофильных стационарах. Сегодня - другие разговоры: о присоединении 300-400-коечных больниц к больницам-тысячникам. А Госпиталь ветеранов войн уже взялся за присоединение 46-й и 23-й больниц. Кто следующий?

- Пока не готова выносить какие-либо идеи на публичное обсуждение. Мы должны сейчас эффективно расходовать те средства, которыми располагаем. Решения я буду принимать, только опираясь на оценки ведущих отраслевых специалистов, комитета по здравоохранению.

- Какие преобразования нас ждут в 2018 году?

- В 2018 году будут изменения, направленные на оптимизацию коечного фонда и высвобождение средств бюджета. Но в первую очередь будем исходить из реальных потребностей в оказании медицинской помощи. Наша цель в том, чтобы снизить смертность в Петербурге от управляемых причин, прежде всего, от онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, обеспечить в необходимом объеме медицинскую помощь и льготное лекарственное обеспечение пациентам с социально значимыми заболеваниями. Необходимо изменить и кадровую политику.

- Но пока больших изменений нет. До выборов президента никто ничего не закрывает, никто никого не назначает. И не только в Петербурге. Даже Минздрав, похоже, переносит все назначения «на потом» в крупных медицинских центрах, в них руководят и.о.

- Прежде чем что-то менять, надо к этим изменениям подготовиться. Например, мы уже не будем назначать руководителей медицинских учреждений волевым решением, а по аналогии с назначением на госслужбу претенденты будут проходить через конкурсные процедуры. Постановление правительства Санкт-Петербурга о порядке назначения на должность принято 23 января. В нем речь идет не только о руководителях медицинских учреждений, но и всех подведомственных учреждений, у нас будет единая кадровая политика.

Ирина Багликова

© Доктор Питер

Рубрики: Здоровый Петербург, Медицинская власть

Ещё нет комментариев

Написать комментарий:

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.


Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Читать все отзывы

Нашли ошибку?

captcha Обновить картинку
×