Петербургские эксперты уличили изготовителей майонеза в недостоверной маркировке

09:53, 22.08.2017 / Верcия для печати / 0 комментариев

Эксперты «Общественного контроля» проверили 15 образцов майонеза разных торговых марок, продающегося в петербургских магазинах, и пришли к выводу, что изготовители популярного соуса зачастую вводят покупателей в заблуждение. Семь образцов не соответствовали данным маркировки по массовой доле белка, причем один из них был отмечен Российским знаком качества.

Петербургские эксперты уличили изготовителей майонеза в недостоверной маркировке
Фото: freepik.com

Петербургская организация потребителей «Общественный контроль» проверила 15 образцов популярного соуса в лаборатории «ПЕТЕРБУРГ-ЭКСПЕРТИЗА» («ПЕТЭКС»). Проверка показала, что почти половина из них (7) не соответствуют по массовой доле белка данным маркировки.

Так, согласно указанной в маркировке пищевой ценности, в 100 г майонеза «Скит» (образец приобретен в гипермаркете «Лента» на Таллинском шоссе, д. 159, лит. А) содержится 0,8 г белка. Однако специалисты лаборатории «ПЕТЭКС» обнаружили, что фактически в образце (дата выпуска – 14.06.2017) белка почти вдвое меньше – 0,44 г. Между тем, на упаковке майонеза «Скит» стоит Российский знак качества.

– Майонез «Скит» имеет сертификат сроком действия с декабря 2015 по декабрь 2018 года. Периодичность проведения инспекционного контроля – один раз в год в течение действия сертификата. Последний инспекционный контроль проходил в декабре 2016 года – тогда продукция несоответствий не имела. Однако экспертиза майонеза, проведенная в Санкт-Петербурге, и ваше обращение являются основанием для проведения внепланового контроля сертифицированной продукции, – сообщила общественникам руководитель органа по сертификации Роскачества Галина Щуренко.

Маркировка еще шести проверенных образцов майонеза содержала недостоверные сведения о массовой доле белка в продукте. Так, майонез «Махеевъ» содержал 0,36 г белка вместо заявленных на упаковке 0,5 г, «Оливковый» торговой марки «Вкусный & Домашний» – 0,28 г вместо 0,5 г, «Донская слобода» – 0,21 г, а не 0,3 г, «Царский» – 0,14 г вместо 1,5 г, «365 дней» – 0,11 г вместо 2 г, а майонезный соус «Красная цена» – 0,08 г вместо 1,6 г.

– Майонез не является белковым продуктом, поэтому белок в его составе ГОСТом не нормируется, – объясняет заведующая отделом производства маргариновой продукции Всероссийского научно-исследовательского института жиров (ВНИИ жиров) Людмила Тарасова. – Однако производитель при маркировке должен указать пищевую ценность продукта и привести сведения о содержании жиров, белков и углеводов в 100 г продукта. При этом, если в продукте их содержится менее 2% от рекомендуемой нормы потребления, а для белка это менее 1,5 г в 100 г продукта, производитель имеет право не приводить данный показатель на этикетке.

Так, к примеру, поступили производители майонезов «Мечта хозяйки», «Слобода» и «Ряба». Однако в «Общественном контроле» отмечают, что если производитель все-таки указал данные о содержании массовой доли белка на маркировке, он должен их соблюдать, ведь несоответствие написанному на этикетке является введением потребителя в заблуждение и нарушением Технического регламента Таможенного союза 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки».

Как поясняют в «Общественном контроле», содержание белка в майонезе зависит от количества яичных продуктов, которые связывают воду и жир в стойкую эмульсию, не позволяя им распадаться на отдельные фракции.

- Сейчас, с развитием пищевой технологии, появилась возможность использовать для получения устойчивой эмульсии не только яичный порошок, как это было раньше, но и другие стабилизирующие компоненты. Доля яичных продуктов в майонезе резко сократилась, – продолжает Людмила Тарасова. - Сегодня в основном используется яичный желток, как более эффективный эмульгатор - ведь именно он содержит лецитин, который, проявляя сродство и к воде, и к маслу, способствует образованию эмульсии. А для обеспечения необходимой консистенции и структурной стабильности можно добавить в небольших количествах модифицированный крахмал, камеди растительного происхождения и различные пищевые волокна.  В сухом яичном желтке содержится порядка 35% белка, то есть 1% яичного желтка в составе майонеза обеспечивает содержание 0,35 г белка.

Читайте также: В трети «Докторской» колбасы петербургские эксперты обнаружили дефицит белка

В «Общественном контроле» рассказали, к каким маркетинговым хитростям прибегают изготовители майонезов, чтобы обратить внимание на свой продукт. Например, пишут на упаковках «Майонез на перепелиных яйцах» («Mr. Ricco», «Махеев», «Слобода»), «Органик» («Mr. Ricco») или «Оливковый» (ООО ПК «Ильнское 95», Московская обл.). Как сообщают общественники, четыре года назад они уже развенчали миф об использовании перепелиных яиц при производстве майонеза, проведя соответствующую экспертизу сразу в двух независимых лабораториях Москвы. Тогда ДНК перепелов не были обнаружены ни в одном из четырех проверенных образцов майонеза с многообещающей рекламой.

– На мой взгляд, обещание, что майонез сделан на перепелиных яйцах, – не более чем маркетинговый ход. Так производитель хочет привлечь внимание покупателей, выделить свой продукт на полке, а мы – потребители – на это покупаемся, – считает Людмила Тарасова.

– К надписи «Органик» на упаковках майонезов также доверия быть не может, поскольку даже законодательной базы, регламентирующей использование этого термина в России, сегодня просто нет, – говорит председатель «Общественного контроля» Всеволод Вишневецкий. – Однако многие потребители, слепо доверяя недобросовестной рекламе и не имея полной и достоверной информации о товаре, сегодня попросту переплачивают за красивую упаковку, полагая, что инвестируют в собственное здоровье. Этим и пользуются ушлые маркетологи различных продовольственных компаний.

Согласно заключению лаборатории «ПЭТЭКС», все проходившие экспертизу майонезы формально соответствуют требованиям ГОСТ 31761-2012. Несмотря на то что содержание белка не является критерием для определения качества майонеза, несоответствие цифрам на маркировке фактическому составу продукта, на взгляд «Общественного контроля», является нарушением прав потребителей на достоверную информацию о товаре. Полностью соответствовали всем критериям проверки «Общественного контроля» в Петербурге 8 образцов майонеза: «Московский провансаль» (АО «Жировой комбинат», Саратов), «Calve» (ООО «Юнилевер Русь», Тула), «Mr. Ricco» (АО «Нэфис-биопродукт», Республика Татарстан), «Аппетитно круглый год» (АО «Производственный холдинг «Здрава», Кировская обл.), «Слобода» (ОАО «Эфко», Московская обл.), «Ряба» (АО «Нижегородский масло-жировой комбинат», Нижний Новгород), «Мечта хозяйки» (ОАО «Жировой комбинат», Екатеринбург), «То, что надо!» (АО «Ногинский пищевой комбинат», Московская обл.).

Петербургские эксперты уличили изготовителей майонеза в недостоверной маркировке Общественный контроль

Петербургские эксперты уличили изготовителей майонеза в недостоверной маркировке Общественный контроль

Между тем, диетологи настоятельно рекомендуют даже здоровым россиянам сократить в своем рационе количество этого жирного соуса, а имеющим проблемы с сердечно-сосудистой системой и желудочно-кишечным трактом и вовсе отказаться от его употребления. По словам главного диетолога Петербурга и СЗФО Владимира Доценко, так называемые постные и легкие майонезы также нельзя отнести к полезным продуктам.

– Все равно в основе этого соуса – растительное масло, поэтому сделать его минимально жирным не получится, как ни старайся. В майонезах без яичных продуктов используются крахмал, соя, различные загустители и стабилизаторы, а также консерванты, полезность которых весьма сомнительна. На мой взгляд, к майонезу следует относиться именно как к соусу, который в блюдо добавляется в небольших количествах и только для улучшения их вкуса, – говорит Владимир Доценко.

Людмила Тарасова посоветовала при выборе майонеза в магазине следовать следующим правилам:

 – Во-первых, определитесь, хотите ли вы майонез (согласно ГОСТ 31761-2012 массовая доля жира в этом продукте не должна быть ниже 50% - прим. ред.) или согласны на майонезный соус. Это должно быть указано на упаковке продукта, – говорит Людмила Тарасова. – Далее обратите внимание на состав. Нужно понимать: чем ниже жирность соуса, тем больше для его производства используется дополнительных стабилизирующих компонентов – крахмал, камеди и экстракты различных растений или пищевые волокна. Определитесь, согласны ли вы употребить продукт с консервантами. Если нет, выбирайте тот, что не содержит сорбиновую или бензойную кислоту. Обращайте внимание на  сроки годности и условия хранения. А дальше – дело вкуса, который у каждого свой.

Рубрики: Диетология

Ещё нет комментариев

Написать комментарий:

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.


Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Читать все отзывы

Нашли ошибку?

captcha Обновить картинку
×