Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Минтранс хочет лишить права на работу диспетчерами инфицированных ВИЧ и гепатитами

Министерство транспорта РФ разработало приказ, по которому претенденты на работу в службе авиаперевозок должны предъявлять результаты исследований на ВИЧ и гепатиты. Общественники снова напоминают о незаконности этого требования — весной Верховный суд РФ уже отменил его в отношении бортпроводников.

8 августа 2017

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект приказа Минтранса России, в котором сказано, что «при поступлении или восстановлении на летную работу, члены экипажа воздушного судна, диспетчеры УВД предъявляют /…/ результаты исследований крови: на ВИЧ-инфекцию, маркеры вирусного гепатита «В» и «С» /…/».

Представители некоммерческого партнерства «Е.В.А.» (НП «Е.В.А.»), межрегиональной общественной организации содействия пациентам с вирусными гепатитами «Вместе против гепатита» и организации «Коалиция по готовности к лечению» обратились в министру транспорта Максиму Соколову с просьбой исключить эти требования «в связи с тем, что указанные заболевания не влияют на способность выполнять должностные обязанности членами экипажа воздушного судна и сотрудниками наземных служб, в том числе диспетчерами управления воздушным движением УВД».

Напомним, Верховный суд РФ дважды признал ограничения, вводимые Минтрансом для работников авиаслужб, незаконными. Так, в марте этого года ВС РФ признал недействующим положение Федеральных авиационных правил, запрещающее работать бортпроводниками россиянам с ВИЧ. Поводом для рассмотрения стало обращение бортпроводника, которого признали негодным к летной работе на основании выявленного у него вируса иммунодефицита человека. Ранее, в апреле 2011 года ВС РФ вынес постановление, в котором сказано, что ВИЧ не может служить ограничением на осуществление профессиональной деятельности в качестве пилотов гражданской авиации.

В последнем приказе речь идет уже только о членах экипажа воздушного судна и сотрудниках наземных служб, в том числе о диспетчерах управления воздушным движением (УВД).

Представители общественных организаций напоминают, что даже «при наличии ВИЧ человек, принимающий антиретровирусную терапию (АРВТ), ведёт продуктивную жизнь и способен выполнять все повседневные задачи без ущерба для качества работы.

Вирусный гепатит В, как и в случае с ВИЧ-инфекцией, успешно поддается контролю с помощью противовирусной терапии, препятствующей размножению вируса и развитию у пациента негативных последствий для здоровья. Таким образом, вирусный гепатит В также не может служить основанием для ограничений в работе.

Благодаря применению препаратов прямого противовирусного действия хронический вирусный гепатит С на сегодня является полностью излечимым заболеванием и также не оказывает существенного влияния на качество выполнения профессиональных обязанностей гражданином».

Кроме того, авторам приказа напоминают, что отрицательные результаты исследований не гарантируют, что к управлению воздушными судами и работе диспетчерами УВД не будут допущены инфицированные ВИЧ и вирусными гепатитами В и С, потому что антитела к ВИЧ выявляются не сразу, а от 4 недель до 3 месяцев, в некоторых случаях – до одного года с момента инфицирования. Так называемое серологическое окно для вирусов хронического гепатита составляет до полугода. Более того, наличие в крови антител к вирусу гепатита С вообще не может служить основанием для постановки диагноза. Антитела к вирусу гепатита С могут говорить как о хронической, так и о перенесенной инфекции – например, в том случае, если организм пациента самостоятельно справился с инфекцией, или же пациент успешно прошел лечение вирусного гепатита С и сумел добиться устойчивого вирусологического ответа.

Предложенный в приказе Минтранса контроль, с одной стороны, нарушает права человека и российское законодательство, с другой, никак не повлияет на усиление безопасности воздушных перевозок.

© ДокторПитер