Для создания иммуномодулятора ученые раскрыли секрет казахского цветка

Томские ученые получили из казахского цветка ферулы соединение, которое обладает сильным иммуномодулирующим действием. Теперь они планируют синтезировать его в лаборатории, чтобы создать на его основе новое лекарство для регулирования работы иммунной системы.

27 апреля 2017
Для создания иммуномодулятора ученые раскрыли секрет казахского цветка
news.tpu.ru

Ученые Томского политехнического университета вместе с зарубежными коллегами исследовали биологическую активность компонентов, выделенных из произрастающего в Казахстане растения ферулы - его экстракты используются при лечении воспалительных и инфекционных заболеваний. Ученые выяснили, что лечебные свойства эфирным маслам растения дает особый изомер. Теперь политехники собираются синтезировать его в лабораторных условиях, чтобы создать на его основе новое иммунномодулирующее лекарство.

Ученые проанализировали химический состав эфирных масел ферулы и смоделировали, как ведут себя их компоненты в клетках живых организмов. Разделив экстракты эфирных масел ферулы на компоненты, они выяснили, что основными среди них являются цис- и транс-изомеры втор-бутилпропенилдисульфида. Далее исследователи попытались узнать, какой из этих изомеров отвечает за противовоспалительную и иммуномодулирующую активность растения.

«Мы смоделировали взаимодействие цис- и транс-изомеров производного дисульфида с биомишенью в живом организме, - рассказал профессор кафедры биотехнологии и органической химии ТПУ Андрей Хлебников. Биомишень — это фермент, рецептор, ионный канал или иная биологическая структура, играющая ключевую роль в возникновении или лечении болезни. Лекарство является действенным именно тогда, когда имеет наибольшее сродство к биомишени, подходит к ней, как ключ к замку. Проведя молекулярное моделирование, мы выяснили, что таким «ключиком» у ферулы является именно цис-изомер втор-бутилпропенилдисульфида. Благодаря ему это растение и приобретает свои лечебные свойства».

Теперь ученые пытаются найти метод синтеза лечебного соединения, чтобы получить иммунномодулирующее лекарство против вирусных и воспалительных заболеваний. По словам Андрея Хлебникова, выделять ценный лекарственный компонент из самого цветка — более затратно и трудоемко, тем более что лечебные свойства конкретного растения во многом зависят от времени года и условий произрастания.