Больницы тратят меньше денег на лекарства

14:13, 20.09.2016 / Верcия для печати / 0 комментариев

Объемы закупок лекарств для лечения в стационарных условиях снижаются. За первое полугодие 2016 года клиники закупили на 8% меньше, чем за этот же период прошлого года, даже самого востребованного препарата - физраствора. Вообще, в сравнении с первыми шестью месяцами прошлого года объемы закупок в упаковках упали на 22,5%, а в рублях - на 11,5%.

DSM Group подсчитала, что за январь-июнь 2016 года лечебно-профилактические учреждения закупили 359 млн упаковок лекарственных средств на сумму 86,3 млрд. рублей. По данным госпитального аудита фармацевтического рынка России, отечественные препараты в натуральном выражении всегда преобладают в этом сегменте. По итогам 1-го полугодия 2016 года их доля составила 76,7%. В стоимостном объеме выросла доля отечественных производителей с 32% в 1-м полугодии 2015 года до 34,3% по итогам полугодия 2016-го. Заметно выросли закупки лекарств от «Фармасинтеза» (Иркутск) - в 2,5 раза, «Биокад» - в 2 раза, «Компания Деко» - в 4 раза. Однако импортные препараты по-прежнему занимают первые места в рейтинге производителей по объемам продаж в денежном выражении. Исключение - «Фармасинтез» (Иркутск), который занял 7-ю строчку. Выше этой отечест­венной компании в ТОР-10  расположены компании Abbot,  F.Hoffmann-la roche, Pfizer, Merck, Sanofi-Aventis, Johnson&Johnson.

Средневзвешенная стоимость упаковки, приобретенной лечебными учреждениями, составила 240 рублей, что всего на 14% выше, чем за 1-е полугодие 2015 года. Импортные препараты закупались в среднем за 676 рублей (прирост 8%), средневзвешенная цена отечественных лекарств была на уровне 106 рублей (прирост 23%).

Традиционно лидерами по затратам в сегменте госпитальных закупок остаются противомикробные препараты для системного использования. Их закупили на сумму 28,1 млрд руб, это на 12,7% меньше, чем за первое полугодие 2015 года. Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы стоили отечественным клиникам 15,8 млрд руб, препараты, влияющие на кроветворение и кровь — 13,6 млрд руб, препараты для лечения заболеваний нервной системы - 8 млрд руб, препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы — 2,6 млрд руб. Больше всего в денежном выражении выросли закупки противоопухолевых препаратов и иммуномодуляторов (+3,6%), а на препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы клиники потратили на 25,4% меньше, чем в за первое полугодие прошлого года. В упаковках по всем группам препаратов наблюдается снижение объемов закупок, отмечают аналитики DSM Group.

Первой место в рейтинге брендов традиционно занимает «Натрия хлорид» с долей 3,6%. Но при этом закупки физраствора сократились на 8%. Второе — у «Калетры» (препарат для лечения ВИЧ), третье — у «Превенара» (вакцина от пневмококковой инфекции), четвертое — у «Герцептина» (противоопухолевsй препарат), замыкает ТОП-10 «Цефтриаксон» (антибиотик широкого спектра действия).

Читайте также: Какими антибиотиками чаще всего лечатся россияне

Второе место по объемам закупок лекарственных средств лечебными учреждениями по итогам 1-го полугодия 2016 года перешло к бренду «Калетра», который занимает долю 3,3% от общего объема сегмента. Рост объемов — 44%. При этом по сравнению с 2015 годом объем затраченных средств в денежном выражении на препарат «Превенар» упал почти в 2 раза, при этом в упаковках падение менее заметно – всего на 9%. Такая разница в динамике стоимостного и натурального объемов объясняется снижением закупочной цены на 35%.

Помимо дешевых инфузионных растворов в ТОП-10 попадает также недорогой антибиотик «Цефтриаксон» (средневзвешенная цена закупки по итогам 1-го полугодия составила 42 рубля). При этом если в денежном выражении наблюдается падение, то в упаковках закупки этого препарата выросли на 14%.

ТОР-10 брендов по натуральным объемам продаж значительно отличается от рейтинга стоимостных продаж, несмотря на то, что здесь также лидирует бренд «Натрия Хлорид». На втором месте находится упомянутый выше бренд «Цефтриаксон». На третьем месте по упаковкам находится бренд «Глюкоза», который производят порядка 38 заводов. Максимальный рост продемонстрировал антибиотик «Цефосин»: в 2016 году клиники закупили почти в 8 раз больше упаковок, чем в 1-м полугодии прошлого года. При этом наблюдается существенное сокращение объемов закупок в упаковках других антибиотиков: бренды «Цефотаксим» (-47%), «Цефазолин» (-41%) и «Амикацин» (-28%).

Читайте также: Россияне стали пить меньше лекарств

На госпитальные закупки мало влияет сезонность, в отличие от аптечных продаж.

- В большей мере падение может быть связано с неравномерностью проведения тендеров и поставок лекарств в ЛПУ. Так, при сравнении объемов за последние 12 месяцев (июль 2015 - июнь 2016) с аналогичным предыдущим 12 месячным циклом падение в натуральном выражении составляет 6%. В рублях при таком же подходе объем закупок ЛПУ сократился только на 2%, - говорит эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.

© Доктор Питер

Рубрики: Фармакология

Ещё нет комментариев

Написать комментарий:

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Читать все отзывы
Читать дальше

Нашли ошибку?

captcha Обновить картинку
×