Пациенты с ВИЧ остаются без лекарств

09:35, 13.07.2016 / Верcия для печати / 1 комментарий

В этом году правительство РФ пообещало увеличить охват лечением ВИЧ-инфицированных и при этом урезало финансирование на закупку антиретровирусных препаратов. Петербургу удалось справиться с ситуацией с помощью городского бюджета. Другие регионы надеются, что Минздрав о них не забудет.

Пациенты с ВИЧ остаются без лекарств
Фото: clip.dn.ua

О том, что Петербург не получит 10% от обещанного ему федерального финансирования на закупку антиретровирусных препаратов, врачи узнали в апреле. Как рассказал «Доктору Питеру» главный врач Центр СПИД Денис Гусев, официальных бумаг они не видели, а информацию получили в устной форме. Из федерального бюджета город должен был получить трансфер в размере 1 млрд 141 млн рублей. «Замораживание» трансфера объяснялось секвестированием бюджета.

Петербург лишился 141 млн рублей — этих денег хватило бы на лечение нескольких тысяч пациентов с ВИЧ. Проблему решили городские власти — в июне губернаторской поправкой к бюджету расходы на закупку антиретровирусных препаратов увеличили на 120 млн рублей. Однако лишь в нескольких регионах страны существуют подобные городские программы по финансированию лечения пациентов с ВИЧ. А 10% от федерального трансфера лишились все субъекты сразу.

- Препараты заканчиваются во всех регионах. Нам точно известно о дефиците лекарств в 26 городах — кого-то из ВИЧ-инфицированных отправляют на «каникулы», некоторые покупают препараты за свой счет, - рассказывает активист общественного движения «Пациентский контроль» Андрей Скворцов. - На фоне роста эпидемии и громогласных заявлений о том, что мы справимся с ВИЧ-инфекцией и всех вылечим, пациенты сталкиваются с недоступностью лекарств.

Напомним, в конце прошлого года министр здравоохранения РФ заявила, что на программу по борьбе с ВИЧ-инфекцией в 2016 году в России дополнительно будет выделено не менее 20 млрд рублей. Позже в антикризисном плане правительство пообещало не допустить распространения ВИЧ в России и расширить охват терапией до 60% от числа всех пациентов с ВИЧ. При этом чиновники не назвали сумму, которую готовы потратить на эти цели.

- Сначала нам говорили про 20 млрд рублей, потом уже про 8 млрд рублей. Сейчас информации о дополнительном выделении средств нет. А с нынешним финансированием денег в лучшем случае хватит лишь на лечение тех, кто уже принимает препараты и которым требуется безотлагательная помощь, а не на увеличение охвата терапией, - отмечает Денис Гусев.

Сейчас регионам, лишившимся десятой части финансирования, остается надеяться лишь на то, что Министерство здравоохранения осенью приступит к централизованной закупке препаратов, чтобы перекрыть сложившийся дефицит. Однако пока Минздрав советует повышать доступность лечения, выбирая для пациентов схемы лечения с препаратами-дженериками.  

© Доктор Питер

Рубрики: Инфекционные болезни, Медицинская власть, Фармакология

1 комментарий Оставить комментарий

ОПАСНАЯ СТРАТЕГИЯ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ
ЦИТАТА:
Председатель Правительства РФ Д. Медведев поручил Минздраву России подготовить к ноябрю 2016 года государственную стратегию борьбы с вирусом иммунодефицита человека. "Конечно, ВИЧ - это не только медицинская, но и социальная проблема, которую необходимо решать в комплексе. Здесь никто не может оставаться в стороне - ни регионы, ни государственные структуры, ни правительственные. Я дал поручение Минздраву подготовить к ноябрю следующего года государственную стратегию противодействия распространению ВИЧ-инфекции", - сказал глава правительства.


На сайте раскрытия информации Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects#npa=45828) Минздрав России опубликовал для общественного обсуждения проект Государственной стратегии противодействия распространению заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека в Российской Федерации на период до 2020 года
Проект Стратегии в качестве цели предлагает: предупреждение развития эпидемиологической ситуации, связанной с распространением ВИЧ-инфекции, и последующее снижение распространения ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации.
Основными задачами проект Стратегии объявляет:
1. Повышение информированности граждан Российской Федерации о мерах по профилактике, предупреждению и распространению ‎ ВИЧ-инфекции и ассоциированных с ней заболеваний, а также формирование социальной среды, исключающей дискриминацию и стигматизацию по отношению к людям, живущим с ВИЧ-инфекцией;
2. Сокращение числа ежегодно выявляемых случаев ВИЧ-инфекции и снижение смертности от СПИДа среди лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией;
3. Дальнейшее снижение риска передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку.
4. Обеспечение комплексного и междисциплинарного подхода при оказании медицинской и социальной помощи лицам, страдающим ВИЧ-инфекцией и ассоциированными с ним заболеваниями, включающего в том числе:
увеличение охвата населения диагностикой (тестированием) на выявление ВИЧ-инфекции;
увеличение охвата антиретровирусной терапией лиц, живущих с
‎ВИЧ-инфекцией, в том числе на ранних стадиях заболевания.
5. Применение эффективных технологий социальной адаптации и реабилитации, а также правовой поддержки лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией, в том числе в ключевых группах.

Опасность № 1 проекта Стратегии.
В настоящее время следует согласиться с Минздравом России, основная проблема – это обеспечение всех ВИЧ-инфицированных пациентов лекарственными препаратами антиретровирусной терапии по медицинским показаниям.
Осенью 2015 года публикация первого проекта Стратегии уже вызывала нарекание гражданского общества, которое не было устранено в настоящем втором проекте Стратегии. На сегодняшний день часть граждан России, которые являются носителями ВИЧ-инфекции, которым по медицинским показаниям следует назначать антиретровирусную терапию не получают ее … из-за проживания вне региона постоянной регистрации. Сегодня урбанизация общества достигла такого состояния, что экономическая миграция приводит к перемещению молодого и зрелого населения в крупные промышленные и научно-учебные центры и города с целью поиска работы или учебы. Эти молодые и перспективные контингенты граждан и являются группами риска по ВИЧ-инфицированию. Но в отсутствие постоянной регистрации им отказывают в постановке на учет в том субъекте РФ, где они зарегистрированы временно, где они в качестве работающих граждан вносят свой вклад налогоплательщика в финансовую стабильность этого субъекта, а не того, где они зарегистрированы постоянно. Не имея финансовой возможности или временной возможности при занятости на работе ежемесячно осуществлять авиаперелеты или поездки иным транспортом в субъекты РФ постоянной регистрации для диспансерного наблюдения, они лишены конституционного права на получение антиретровирусной терапии.
Таким образом, отказ налогоплательщику субъекта в получении антиретровирусной терапии, финансируемой из бюджета этого субъекта РФ, который наполняется в том числе и налоговыми и страховыми отчислениями данного налогоплательщика, представляется серьезным фактором распространения ВИЧ-инфекции. До тех пор, пока этого не поймут чиновники, рост заболеваемости будет продолжаться.
В 2015 году на заседании Общественного совета при Минздраве России было предложено восстановить конституционные права ВИЧ-инфицированных граждан на получение антиретровирусной терапии вне региона постоянной регистрации, что не нашло отражения в новой редакции Стратегии. Поэтому вновь обращаем внимание Минздрава Росиии и Правительства РФ на это важное обстоятельство: в отсутствие нормы о об обязанности обеспечения ВИЧ-инфицированных пациентов антиретровирусными препаратами вне региона постоянной регистрации – путь к распространению ВИЧ-инфекции среди молодого и зрелого контингента сексуально активных налогоплательщиков.
В связи с этим пункт 4 Раздела «III. Основные задачи Стратегии» следует изложить в следующей редакции:
«4. Обеспечение комплексного и междисциплинарного подхода при оказании медицинской и социальной помощи лицам, страдающим ВИЧ-инфекцией и ассоциированными с ним заболеваниями, включающего в том числе: …
увеличение охвата антиретровирусной терапией лиц, живущих с ‎ВИЧ-инфекцией, в том числе на ранних стадиях заболевания, в том числе за пределами территории (субъекта РФ) постоянного проживания».
Раздел «V.III. Лечение и медикаментозная профилактика ВИЧ–инфекции (вертикальная передача)», в котором указано: «Увеличение доступа к лечению напрямую связано и ассоциируется со снижением заболеваемости ВИЧ-инфекцией в обществе в целом и является наиболее эффективной и приемлемой мерой борьбы с эпидемией ВИЧ- инфекции на современном этапе», следует дополнить абзацем следующего содержания: «Существующая система обеспечения ВИЧ-инфицированных граждан лекарственными препаратами антиретровирусной терапии исключительно по месту постоянной регистрации нарушает конституционные права ВИЧ-инфицированных граждан на свободное передвижение по стране, выбор места работы и учебы, препятствует осуществлению этих прав на получение антиретровирусной терапии, как налогоплательщиков субъекта РФ, где они осуществляют свою трудовую деятельность и тем самым участвуют в формировании бюджета субъекта РФ и федерального бюджета налоговыми отчислениями и страховыми взносами.
Мерами и действиями по обеспечению ВИЧ-инфицированных граждан Российской Федерации равным доступом к первичной и специализированной медицинской помощи, уходу и поддержке являются:
- максимальный охват антиретровирусной терапией ВИЧ-инфицированных больных, в т.ч. за пределами территории (субъекта РФ) постоянного проживания, (включая оппортунистические инфекции, и ко-инфекции – туберкулез, вирусные гепатиты, инфекции, передающиеся половым путем, развитие услуг по уходу и поддержке при ВИЧ-инфекции, включая паллиативную помощь, для формирования приверженности и повышение качества жизни);
- создание механизма взаиморасчетов между субъектами РФ при оказании медицинской помощи, в т.ч. антиретровирусной терапии, ВИЧ-инфицированных больных за пределами территории (субъекта РФ) постоянного проживания».

Опасность № 2 проекта Стратегии.
Обращаем внимание Правительства РФ на пагубность и опасность предложений Раздела «V.II. Тестирование на ВИЧ-инфекцию (добровольное, обязательное) и консультирование» в части: «Обязательное тестирование на ВИЧ-инфекцию предусматривается в отношении лиц, которым планируется проведение диагностики и лечения инвазивными методами. С учетом международных рекомендаций предусматривается расширение перечня контингентов, подлежащих обязательному медицинскому освидетельствованию на ВИЧ-инфекцию, и рекомендуемых для добровольного обследования на ВИЧ-инфекцию».
Во-первых, такими «предложениями» компрометируется вся система оказания инвазивной медицинской помощи: из этого «предложения» граждане РФ должны ясно понять, что все инвазивные медицинские вмешательства опасны для них заражением ВИЧ-инфекцией, что в РФ отсутствует система мер защиты пациента от ВИЧ-инфицирования при выполнении инвазивных вмешательств. Такое предложение опасно еще и тем, что создает видимость отсутствия ВИЧ-инфекции у пациента при наличии «справки». Справка с отрицательным результатом на ВИЧ-инфекцию становится индульгенцией для медицинского персонала - возможностью пренебрежения противоэпидемических мер. В крови пациента может быть вирус, но результат исследования наличия антител может быть отрицательным. Такими «предложениями» может быть достигнут только рост заражений ВИЧ-инфекцией в медицинских организациях.
Во-вторых, расширение круга лиц, подвергаемых принудительной обязательной диагностике ВИЧ-инфекции, приведет к расширению коррупции (приобретение справок с отрицательным результатом на ВИЧ-инфекцию), сокрытию инфекции, стигматизации ВИЧ-инфицированных лиц и расслоению сообщества пациентов с формированием противостояния.
Альтернативой таким опасным «предложениям» должны быть:
1) разработка, внедрение (при введении жесткого наказания за отказ от исполнения) обязательных, строго доказательных повсеместных противоэпидемических мер уничтожения вируса вне организма ВИЧ-инфицированного пациента, т.е. во всем биологическом материале каждого пациента;
2) формирование отношения к каждому пациенту, как к потенциально ВИЧ-инфицированному лицу при оказании медицинской помощи, биологический материал которого ни при каких обстоятельствах и условиях не может попасть в биологические среды другого пациента;
3) формирование отношения к каждому медработнику, как к потенциально ВИЧ-инфицированному лицу при оказании медицинской помощи, биологический материал которого ни при каких обстоятельствах и условиях не может попасть в биологические среды пациента или медперсонала.
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждено Постановление от 18 мая 2010 г. N 58 «Об утверждении САНПИН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», которым введено в юридическую силу требование пункта 1.9 Раздела III «Профилактика внутрибольничных инфекций в стационарах (отделениях) хирургического профиля»:
«1.9. При поступлении на работу в стационары (отделения) хирургического профиля медицинские работники проходят предварительный медицинский осмотр врачей: терапевта, невролога, гинеколога, дерматовенеролога, отоларинголога, офтальмолога. В дальнейшем осмотр у тех же специалистов проводится один раз в год. Дополнительные медицинские осмотры проводятся по показаниям.
Медицинские работники проходят следующие обследования:
- рентгенологическое обследование на туберкулез - крупнокадровая флюорография грудной клетки (в дальнейшем - один раз в год);
- исследование крови на гепатит C (в дальнейшем - один раз в год);
- исследование крови на гепатит B не привитых (в дальнейшем - один раз в год); привитые обследуются через 5 лет, затем ежегодно при отсутствии ревакцинации;
- исследование крови на сифилис (в дальнейшем - по показаниям);
- исследование мазков на гонорею (в дальнейшем - по показаниям);
- исследование крови на ВИЧ-инфекцию (в дальнейшем - один раз в год)».
В мой адрес члена Общественного совета при Минздраве России от Национальной медицинской палаты поступили ряд обращений медицинских работников о медицинской безграмотности , вредности и демонстративной бесполезности обязательности исполнения требования 8 абзаца пункта 1.9 Раздела III «Профилактика внутрибольничных инфекций в стационарах (отделениях) хирургического профиля»:
«Медицинские работники проходят следующие обследования:
- исследование крови на ВИЧ-инфекцию (в дальнейшем - один раз в год)».
Медицинским работникам профессионально известно, что любой человек (врач, медицинская сестра, пациент) может быть ВИЧ-инфицированным, но при этом антител в крови не иметь, этим объясняется медицинская безграмотность и демонстративнаяй бесполезность данного требования:
1) вирус в крови медработника есть, но он не распознан при очередном анализе;
2) заражение произошло, а до следующего обязательного исследования еще 9-10 месяцев.
Какова цель данного требования:
- защитить медработника от инфицированного пациента?;
- защитить права медработника при профессиональном заражении?;
- защитить пациента от инфицированного врача?
Ответы на эти вопросы указывают на ОПАСНОСТЬ данного обязательного требования, т.к. у медработника, чиновника здравоохранения или иного лица такое требование создает опасное впечатление о том, что только зная заранее о зараженности врача можно избежать заражения пациента !?
Но на страже невозможности заражения пациента от врача и, наоборот, заражения врача от пациента стоит не анализ на ВИЧ-инфекцию врача и пациента, т.к. он может быть отрицательным при наличии вируса в крови, а:
- строгое неукоснительное повседневное исполнение требований вирусной безопасности (противоэпидемические меры, меры стерилизации и т.д.);
- отношение к каждому больному, как к потенциальному вич-инфицированному, что приведет к прекращению и противостоянию распространения инфекции.

Опасность № 3 проекта Стратегии.
Эта опасность грозит, как медицинским работникам, оказывающим инвазивную медицинскую помощь, так и жизни и здоровью пациентов, которым могут неправомерно отказать в инвазивном исследовании, например, операции холецистэктомии, аппендэктомии и т.д.
Опасной является провокация, содержащаяся в призыве Раздела «V.II. Тестирование на ВИЧ-инфекцию (добровольное, обязательное) и консультирование» проекта Стратегии: «Обязательное тестирование на ВИЧ-инфекцию предусматривается в отношении лиц, которым планируется проведение диагностики и лечения инвазивными методами».
Указанное предложение Минздрава России провоцирует врача отказать в инвазивной методике лечения пациенту с отсутствием справки о наличии или отсутствии ВИЧ-инфекции. Если данное вмешательство плановое, то реализация данного предложения приведет к дальнейшей хронизации процесса, например, стенокардии напряжения (рост бляшки в сосуде), хронического холецистита, цереброваскулярной болезни (рост стеноза артерии). Но бесконечно это процесс не может длиться: через некоторое время у пациента возникнет острый инфаркт миокарда, прорыв желчного пузыря или ишемический (геморрагический) инсульт. В этой ситуации резкого обострения:
а) решится врач отказать в инвазивном лечении уже в рамках экстренной медицинской помощи в отсутствие справки?;
б) будет у врача и пациента время на выполнение анализа на ВИЧ-инфекцию и ожидание его результата, если инвазивное лечение должно быть оказано в экстренной форме, которая, как установлено Законом РФ № 323-ФЗ (ст. 32), безотлагательна?
в) должен ли рисковать врач своей свободой и профессией, исполняя провокационное предложение Минздрава России, ожидая результат исследования, откладывая операцию стентирования коронарного сосуда при остром инфаркте миокарда или стенозе внутренней сонной артерии?
г) воздержатся ли родственники пациента, погибшего от острого инфаркта миокарда, прободной язвы, инсульта, которому не выполнили требуемых инвазивных методик ввиду отсутствия справки о ВИЧ-инфекции, от подачи заявления в следственные и судебные органы?
н) наконец, как будут себя вести депутаты, топ-чиновники министерств и ведомств, прокуроры, следователи и судьи, если они окажутся родственниками пациента, погибшего от острого инфаркта миокарда, прободной язвы, инсульта, которому не выполнили требуемых инвазивных методик ввиду отсутствия справки о ВИЧ-инфекции? Что следует ожидать в этих условиях рядовому хирургу, анестезиологу, акушеру, нейрохирургу?
В соответствие с действующим законодательством принудительное лечение в России возможно по решению суда. Готовы медицинские работники при отказе от исследования на ВИЧ-инфекцию подавать заявления с уды о принудительном обследовании своих пациентов?
Может быть это мероприятием объявленного Минздравом России тренда под громким наименованием ПАЦИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ?
Как после такого принудительного исследования восстановить доверие пациента к врачу? Какова в дальнейшем будет приверженность пациента к рекомендациям врача, заставившего пациента пройти через судебные процедуры принудительного обследования?
Все перечисленные вопросы отнюдь автоматически не решаются в пользу врача, а это значит, что подобные провокации опасны не только для жизни и здоровью пациента несвоевременностью выполнения инвазивных процедур, но и потерей репутации, свободы и профессии для врача. Готовы мы, врачи, к такой перспективе?

Опасность № 4 проекта Стратегии.
Раздел V.III. Лечение и медикаментозная профилактика ВИЧ – инфекции (вертикальная передача) проекта Стратегии содержит предложение: «Одной из важных мер по организации оказания персонифицированной медицинской помощи лицам, живущим с ВИЧ-инфекцией, с учетом динамики эпидемической ситуации и осуществлению контроля за расходованием бюджетных средств на лекарственное обеспечение лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией, является создание и ведение федерального регистра лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией, в том числе, получающих льготное лекарственное обеспечение».
На первый взгляд, красивая идея всех и вся учесть, ранжировать и зарегистрировать… Однако реалии нашей жизни показывают, что подобные реестры и регистры граждан очень быстро и безнаказанно становятся достоянием общественности посредством коррупции и всемирной паутины.
Евангельская истина говорит: не поступай с другими так, как не хочешь чтобы поступили с тобой!
Возникает резонный вопрос: хотел бы член Правительства РФ или чиновник Минздрава России, иного министерства или ведомства, депутат любого уровня, бизнесмен, актер, профессор вуза и другой гражданин и читатель нашего журнала, если бы он был ВИЧ-инфицрованным, попасть в этот РЕГИСТР?
Я лично не хотел бы… И приложил бы немало усилий, чтобы в него не попасть, т.к. это прямой путь к шантажу, стигматизации, коррупции!
В создании Регистра ВИЧ-инфицированных совершенно очевидно просматривается путь к нарушению их прав.
Кто в Минздраве России ответственен за перспективу: как может отреагировать пациент с ВИЧ-инфекцией, получивший об этом уведомление от посторонних лиц их всемирной паутины, или получивший письмо о от шантажиста, требующего выплату «гонорара» за отказ от отправки письма о наличии ВИЧ-инфекции на работу пациента ?

Опасность № 6 проекта Стратегии: отсутствие реальных инноваций.

Медицинские работники, следящие за мировыми перспективами в области ВИЧ-патологии, обратят внимание, что в разделе «V.V. Наука и инновации в борьбе с ВИЧ-инфекцией» присутствуют исключительно общие фразы, которые могли быть в таковой стратегии и пять и семь лет назад:
«Основными целями научных исследований и разработок в области ВИЧ-инфекции являются:
создание новых и совершенствование существующих методов и технологий диагностики (тестирования), лечения и профилактики ‎ВИЧ-инфекции;
разработка инновационных подходов к профилактике, диагностике (раннему выявлению) и лечению инфекций, ассоциированных с ВИЧ-инфекцией, в первую очередь, туберкулеза, гепатита В и С;
научно-обоснованное прогнозирование развития эпидемиологического процесса;
получение фундаментальных знаний в области биологии ВИЧ и иммунологии инфекции, вызванной ВИЧ-инфекцией».
В 2015 году было предложено внести в Стратегию конкретные инновации:
- осуществление трансплантации почки по медицинским показаниям ВИЧ-инфицированного донора, получавшего антиретровирусную терапию, пациенту с ВИЧ-положительным статусом, находящемуся на антиретровирусной терапии;
- доступ пациентов с ВИЧ-положительным статусом к стоматологической имплантологии;
- доступ пациентов с ВИЧ-положительным статусом в приоритетном порядке к кардиохирургическим методам лечения атеросклероза (стентирование, шунтирование и др.) ввиду существенного прогрессирования атеросклеротического процесса приемом ряда препаратов антиретровирусной терапии;
- разработка мер по раннему выявлению побочных и неблагоприятных эффектов препаратов антиретровирусной терапии и их значимой профилактике и лечению.
Таким образом, новый проект Стратегии требует существенной доработки, исключения опасных провокационных норм и внесения действительно инновационных конкретных предложений.

Член Общественного совета при Минздраве России
Алексей Старченко

Написать комментарий:

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.


Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Читать все отзывы

Нашли ошибку?

captcha Обновить картинку
×