Минздрав остановит «размножение» специальностей в медицине

13:05, 16.05.2016 / Верcия для печати / 2 комментария

Российские вузы в ближайшем будущем перейдут к системе модульной ординатуры, срок обучения в которой — от года до пяти лет. При этом число специальностей в ординатуре планируется значительно сократить. Минздрав затеял глобальную реформу высшей медицинской школы.

В этом году медицинские вузы прекращают прием в интернатуру, однако это не все изменения, запланированные Минздравом. Планируется создать новые образовательные стандарты для ординатуры с различными сроками обучения, рассказала в интервью Vademecum директор Департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава РФ Татьяна Семенова.

Так, сейчас в ординатуре существует 94 специальности, срок обучения по любой из которых составляет два года. Минздрав, во-первых, планирует пересмотреть реестр специальностей, сократив и объединив многие из них. Во-вторых, предусмотреть для каждой программы свой срок обучения.

- Мы выступали инициатора­ми идеи сокращения, потому что считаем этот путь развития медицинской отрасли един­ственно правильным. Было решено пересмотреть подходы к количеству специаль­ностей с их укрупнением и объ­единением более «узких» в более крупные, - пояснила Татьяна Семенова. - Исторически сложилось так, что под новые методики и технологии старались создать новую специальность, не за­думываясь об избыточности такого дробления. Сегодня профессиональное сообщество в целом с нашей идеей объеди­нения специальностей соглас­но. 

Директор Департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава РФ пояснила, как она представляет новый порядок обучения в ординатуре:

- Возьмем, например, хирургический профиль. В его основе лежат базовые принципы, каноны хирургии, понятие хирурги­ческого вмешательства, его видов. Но какая разница, где нанести разрез – на лице или на ноге? Каноны неизменны, принципы одинаковы – и для отоларингологов, и для офталь­мологов, и для урологов, и для онкологов, и для торакальных хирургов. Это азы ведения хи­рургических больных, особен­ности хирургической болезни. Их целесообразнее начинать изучать по единым стандартам в едином профиле, поскольку подходы идентичны, а потом уже, на следующем уровне обучения, разделять на специ­альности, а более узкие аспек­ты – на специализации. Например, профиль хирургический – первый модуль (ступень) ординатуры, подготовка не менее года, далее делится на специальности – например, урология или общая хирургия, или гинекология – второй модуль ординатуры, а потом третий модуль – уже специализация, из хирургии – ангиохирургия или пластиче­ская хирургия, а далее возможен и следующий уровень – кардио­хирургия или реконструктивная или эстетическая хирургия. 

Читайте также: Через 2 года поликлиники заполнятся выпускниками медвузов

В Минздраве считают, что изначальное дробление программ ординатуры искусственно создает кадровый дефицит и лишает врачей более общих специальностей возможности лечить пациентов с определенными патологиями.

- Есть специальности врачей, которых всего несколько десятков. А есть другой пример – специальность «диабетология». Значимость та­кого заболевания, как сахарный диабет, очевидна, и системный вред, наносмый организму чело­века этим заболеванием, требует мультидисциплинарных знаний у врача, - отмечает Татьяна Семенова. - Из эндокринологии об­разовалась новая специальность «диабетология», новый стандарт подготовки врачей, но, на мой взгляд, диабетология – это все же специализация врача‑эндо­кринолога, и если речь не идет об узкоспециализированной ме­дицинской организации, то ос­новная специальность в данном случае – эндокринология. То есть отдельная специальность – это изьятие возможности лечить тех или иных пациентов одним вра­чом у другого. Получается, вводя специальность «диабетология», нужно было эндокринологов лишить возможности заниматься профилактикой сахарного диабе­та и лечить пациентов, страдаю­щих этим недугом.  

По мнению Минздрава, «размножение» специальностей стоит остановить.

- Иначе мы дойдем до того, что у нас будет миллион специальностей, и каждая – с тупиковой ветвью профессионального развития. Мы намерены двигаться в про­тивоположном направлении, поскольку лечим не болезнь, не нозологическую форму, а пациента. Чем шире базовая подготовка врача, тем шире его кругозор и понимание того, чем занимаются его коллеги, кото­рые ведут пациента по цепочке к наилучшему результату, - пояснила Татьяна Семенова.

© Доктор Питер

Рубрики: Медицинская власть

2 комментария Оставить комментарий

Уважаемые выпускники!
Если Вам судьбой уготовано постигать медицину в годы реформирования медицинского образования, рассмотрите ещё один вариант своего последипломного образования.

Резидентура за рубежом. Для этого Вам будет необходимо знать язык, той страны, в которой Вы планируете пройти обучение. Вот этому и посвятите своё свободное время.
Преимущества такого обучения очевидны:

во время обучения Вы сможете получать стипендию (разумеется, при хорошей учёбе), которая уже сегодня многократно перекроет оплату Вашего труда в отечестве.

вы будете иметь диплом, с которым сможете трудоустроиться как в нашей стране (если захотите вернуться), так и в той, в которой проходили обучение.

Вам не потребуется отрабатывать в полуклиннике после обучения в институте на благотворительных началах.

Развал отечественной медицины ускорится, что потребует от руководства здравоохранения дальнейших уже обдуманных действий - это позволит хотя бы надеяться на положительные перемены тем, кто уехать по разным причинам не может.

Давно пора сокращать эти специальности, расплодили уже донельзя! К примеру уролог, андролог, онкоуролог - 3 штуки, а что там делить-то??? 2 почки, простата и мочевой пузырь! Правда предлагаемый вариант не очень похож на укрупнение. Да и уменьшение специальностей ВУЗам не выгодно - учатся все в основном за деньги. Сказки про бюджет это просто сказки.

Написать комментарий:

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.


Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Читать все отзывы

Нашли ошибку?

captcha Обновить картинку
×